Зиусудра

9-й додинастический царь Шумера (около 2800 г. до н.э. или легендарный).

2-й додинастический энси Шуруппака (около 2800 г. до н.э. или легендарный).

Предшественник: Убар-Туту

Преемник: Нигушур (I династия Киша)

Сын Убар-Туту, 8-го додинастического царя Шумера, 1-го додинастического энси Шуруппака.

Зиусудра (также Зиудсура, в вавилонских текстах Атрахасис — «превосходящий мудростью», в ассирийских — Утнапиштим; др. -греч. Xisouthros, Ксисутрус)

Герой шумерского повествования о потопе, созданного возможно в III тысячелетии до н. э. Девятый и последний додинастический царь легендарного периода до Великого потопа. Последний из двух известных мифических царей пятого города-государства древнего Шумера Шуруппака, расположенного на юге древней Месопотамии и правивший 36 000 лет, согласно Ниппурскому царскому списку.

Ему приписывают божественное происхождение.

Произношение и интерпретация имени главного героя шумерского мифа о потопе долго были предметом спора ученых. Последний вариант — Зиусудра с интерпретацией «Жизнь долгих дней» (или «Жизнь далеких дней») — стал наиболее распространенным и принят в научной и научно-популярной литературе до сих пор. В последнее время в ассириологической литературе можно встретить прочтение Зиудсура (zi.ud.sù.rá). В одном из шумерских текстов также встречается написание Зисудда (zi.sùd.da). Видимо, вариант, близкий последнему, был известен Бероссу, который отобразил это имя по-гречески как Ксисутрос (Ξίσουθρος). В истолковании имени «шумерского Ноя» обычно исходят из указаний некоторых шумерских и аккадских текстов на то, что Зиусудра обладал даром бессмертия. Аккадский «перевод» имени Зиусудра — Утнапиштим («Он обрел жизнь») — также поддерживает эту интерпретацию. У. Олбрайт перевел имя Зиусудду как «Затопленный свет жизни» (The submerged light of life).

После того, как потоп смыл страну и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал местом престола.

В таблице XI Эпоса о Гильгамеше содержится рассказ Утнапиштима о том, как он оказался единственным выжившим после потопа. Фрагменты этого повествования также были найдены в царском списке при раскопках в Ниппуре в 1893 году и опубликованы в 1914 году Арно Пёбелем. Они датированы XVIII веком до н. э. В некоторых шумерских текстах Зиусудра выступает как царь города Шуруппака, поэтому есть основания полагать, что реальное историческое лицо стало прототипом мифологического героя.

В «Сказании о Зиусудре» из клинописной таблички из Ниппурской коллекции, опубликованной А. Пёбелем в 1914 году, представлена самая древняя по времени письменная фиксация сюжета о всемирном потопе.

Согласно тексту, Зиусудра отличался мудростью и почтением к богам. Известие о предстоящем Потопе Зиусудра получает из уст бога мудрости и устроителя цивилизации Энки, который, в отличие от Бога Библии, не прямо предупреждает праведника, но выдает тайну решения, принятого на совете богов, стене дома или храма (чтобы формально остаться верным клятве неразглашения тайны):

«Край стенки слева, ну-ка, послушай!

Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово!

 Будь внимателен к моим наставленьям!» (перевод В. К. Афанасьевой).

За стеной же оказывается Зиусудра, слышащий совет Энки о том, как построить огромный корабль (прототип библейского Ноева ковчега; однако параметры корабля Зиусудры не сохранились на единственной дошедшей клинописной табличке). Следуя совету Энки, Зиусудра спасается со своей семьей, представителями всех животных и растений во время Потопа, который длится семь дней и семь ночей. После Потопа боги даруют ему и его жене вечную жизнь и поселяют их на блаженном острове Дильмун (Тильмун; прототип библейского Эдема). Шумерский миф о Зиусудре оказал влияние на две аккадские (вавилонские) версии сюжета о Потопе (конец III — II тыс. до н. э.): сказание об Атрахасисе и Ут-Напишти (имя последнего является аккадской калькой имени «Зиусудра», а рассказ о нем включен в качестве органичной составляющей в эпос о Гильгамеше).

В «Поэме о Гильгамеше» рассказывается, что боги, собравшись в Шуруппаке, согласились с решением бога Энлиля уничтожить человечество с помощью Всемирного потопа (причина не называется) и поклялись не сообщать об этом людям. Однако Энки сообщил о принятом решении стене жилища Утнапишти, с тем, чтобы та передала его слова своему хозяину. Энки приказал Утнапишти построить корабль кубической формы и погрузить на него «все живое». Утнапишти взял на корабль семью, животных всех видов, а также, вероятно, представителей всех профессий. 7 дней и 7 ночей продолжалась гроза, вызвавшая потоп и напугавшая даже богов, которые раскаялись в своем решении. Корабль пристал к вершине горы Ницир, или Нимуш (предположительно ныне Пир-Омар-Гудрун в ирак. Курдистане), которая первая поднялась из воды. На ее вершине Утнапишти выпустил по очереди 3 птиц, чтобы выяснить, не появились ли др. островки суши. После того как 3-я птица не вернулась, найдя себе пристанище, Утнапишти воскурил богам благовония. Боги собрались, и Энки с богиней-матерью (творцы человечества) обличили Энлиля в том, что он напрасно погубил тех, кого они создали. Энлиль во искупление своей вины сделал Утнапишти бессмертным и поселил его вместе с женой «при устье рек, в отдаленье» (перевод И. М. Дьяконова). По представлению жителей Месопотамии часть вод Тигра и Евфрата уходила под землю и поднималась на поверхность либо на о-ве Бахрейн, либо за пределами реального мира.

Зиусудра оказывается древнейшим прототипом библейского Ноя; однако в Библии влияние шумерского сюжета, подвергающегося кардинальному переосмыслению, является не прямым, но опосредованным. Сюжет о Зиусудре сохранился также в пересказах сочинений писавшего по-гречески историка Бероса (IV — III вв. до н. э.), в изложении которого появляются новые нюансы: Ксисутрос (греч. передача имени «Зиусудра»), царь Касисадра, предупрежден о Потопе Кроносом (Кроном), который повелевает герою до начала Потопа составить исчерпывающий список названий всех вещей и закопать эти таблички в Сиппаре (Шуруппаке), чтобы после Потопа не забыть эти знания и передать их людям. Миф о Ксисутросе поэтически обработан И. А. Буниным в стихотворении «Потоп» («Когда ковчег был кончен и наполнен…») с подзаголовком «Халдейские мифы» (русский поэт учел и содержание уже известных к этому времени вавилонских версий).

Труд Бероса был утерян, и отрывки из него, связанные с мифом о Ксисутре, или Сиситре (греч. варианты передачи имени Зиусудры), сохранились лишь в пересказе Евсевия Кесарийского, который о труде Бероса знал из вторых рук. Евсевий Кесарийский сообщает, что Зиусудра спас не только живых существ, но и «писания», надежно спрятав их в г. Сиппаре (исследователи спорят, существовала ли местная сиппарская традиция, или Сиппар был смешан с близлежащим Шуруппаком, прекратившим свое существование ко временам Бероса). Согласно Беросу, гора, к которой пристал корабль Зиусудры, находилась в Армении.

Монархи и правители