Хлодвиг I


19 Сен 2019

Просмотров: 40

Хлодвиг I — король франков, сын Хильдерика I из династии Меровингов и Базины Тюрингской. За время своего правления в ходе многочисленных войн существенно расширил границы Франкского государства.

Хлодвиг вступил на трон в возрасте 15 лет после смерти своего отца. Проводил активную завоевательную политику, значительно расширив территорию своего королевства. В 498 г. первым из франкских королей принял католическую веру, что послужило началом христианизации салических франков, которые после завоевания ими бывшей римской провинции Галлии осели в стране. Считается основателем Франкского королевства. При Хлодвиге была составлена и записана «Салическая правда», один из первых варварских законодательных кодексов.

Всю свою жизнь Хлодвиг стремился сохранить и увеличить свое королевство, а затем, согласно германской традиции, передать сыновьям. Ради этого он без колебаний преодолевал все препятствия — он приказал убить всех франкских и зарейнских вождей (а многие из них были его давними союзниками) часто та же участь достигала близких и дальних родственников его соперников. Хлодвиг даже пошел на убийство своих собственных братьев — Рихара и Ригномера. Это гарантировало стабильность наследия и отсутствие других претендентов на него, кроме его собственных сыновей.

Хлодвиг заключал многочисленные союзы и вел активную завоевательную политику. До крещения в его распоряжении было всего 3-5 тысяч человек, но действия франкских воинов были весьма успешны благодаря тому опыту, что они получили на службе в Римской империи в боях против других варваров.

После смерти Хлодвига королевство было разделено на четыре части между его сыновьями и погрузилось в междоусобицы.

Хлодвиг I

(Кловис, Хлодовех)

ок. 466 г. — 27 ноября 511 г.

лат. Chlodovechus, Luduinus, Clodovicus, Ludovicus, франкск. Chlodowech, Chlodwig, франкск. Hlodowig, фр. Clovis

Хлодвиг I, король франков. Художник Франсуа-Луи Дежюин (1786—1844). Картина создана в 1835 году, хранится в Версале, в национальном музее дворца и Трианонов

Король салических франков
ок. 481/482 г. – 509 г.
Предшественник Хильдерик I
Преемник

Король франков
509 г. – 511 г.
Предшественник
Преемник Теодорих I, Хлодомир, Хильдеберт I, Хлотарь I
Место рождения Турне, Турне (округ), Эно, Валлония, Бельгия
Место смерти Париж, Франкское государство
Вероисповедание сначала германское язычество, затем никейское христианство
Место погребения храм Апостолов Петра и Павла (будущая церковь Святой Женевьевы) Париж, Франция; надгробие перевезено в собор Сен-Дени (1816 г.)
Отец Хильдерик I
Мать Базина Тюрингская
Род Меровинги
Жена 1. дочь Сигиберта Хромого
Дети Теодорих I
Жена 2. Клотильда Бургундская
Дети Ингомер
Хлодомир
Хильдеберт I
Хлотарь I
Клотильда Младшая
Тихильда

Территория салических франков в конце V века

Франкское государство после смерти Хлодвига I (511 — 524 годы)

Хлодвиг I, миниатюра из Сборника королей Франции Жана дю Тийе, ок. 1550 г.

Хлодвиг I и его семья, миниатюра из «Больших хроник Франции»

«Битва при Толбиаке в 496 году», кисти Ари Шеффера (1795—1858). Заказана для исторического музея в Версале Луи-Филиппом в 1834 году и приобретена Французским государством в 1836 году

Святой Ремигий и Хлодвиг I. Иаков Ворагинский, «Золотая легенда», Франция, Париж, XIV век

Статуя перед базиликой Святого Ремигия. 1896 год

Крещение Хлодвига, миниатюра из Ви-де-Сен-Дени (ок. 1250 г., Национальная библиотека Франции)

Суассонская чаша. Хлодвиг и солдат, который разрубает чашу

Битва Хлодвига с вестготами. Миниатюра XIV столетия

Изображение Святой Стеклянницы. XIX век

Статуя Хлодвига в церкви аббатства Сен-Дени

Сен-Дени. Хлодвиг и его сын Хильдеберт

Период правления Хлодвига I не богат на аутентичные источники.

О короле Хлодвиге многое известно благодаря подробному описанию его правления галло-римским епископом Григорием Турским, который был близок к господствующим классам. Его «История», названная позже «Историей франков», служила, прежде всего, поучительным произведением, однако впоследствии она превратилась в хвалебную биографию. Именно поэтому данный источник не следует точному изложению исторических фактов. Жизнеописание Хлодвига можно найти во 2-й книге «Истории франков», главы 27-43.

Некоторые данные о Хлодвиге содержатся в «Хронике» Фредегара.

Социально-экономические и правовые аспекты эпохи правления Хлодвига I изучаются на основе «Салической правды» и капитуляриев, выданных в связи с появлением этого варварского кодекса.

Также до нас дошли некоторые фрагменты переписки того времени и более поздние записи, сделанные на основе источников, которые сегодня не сохранились.

Главным биографом Хлодвига является Григорий Турский, епископ города Тура. Фредегар, записавший свою «Хронику» в VII веке, и анонимный автор «Книги истории франков», живший в VIII веке, в основном повторяют Григория Турского, не делая значительных отступлений от его текста. Кроме того, до наших дней дошли некоторые фрагменты переписки того времени и более поздние записи, сделанные на основе источников, которые сегодня не сохранились.

Григорий Турский родился менее чем через три десятка лет после смерти Хлодвига и мог лично встречаться с людьми, ещё помнившими покойного короля и знавшими его жену, королеву Клотильду, пережившую Хлодвига на 33 года и после смерти мужа удалившуюся в Тур, где она провела остаток жизни в базилике Святого Мартина.

Единственная более или менее точная дата, которой учёные располагают на сегодняшний день, — это дата смерти Хлодвига в 511 году. Благодаря сравнительному анализу документов и хроник большинство исследователей пришла к мнению, что Хлодвиг умер 27 ноября 511 года.

На основании того, что Григорий Турский отмечает, что Хлодвиг правил 30 лет и умер в 45 лет, можно сделать вывод, что родился он около 466 года, а на престол взошёл примерно в 481 или 482 году.

Имя «Хлодвиг» состоит из двух частей — корней «hlod» (то есть «прославленный», «выдающийся», «именитый») и «wig» (что переводится как «бой»). Таким образом, «Хлодвиг» означает «Прославившийся в боях»

Хлодвиг, сын короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской, вступил на трон в возрасте 15 лет, после смерти своего отца. На то время франки не были единым народом, они делились на салических и рипуарских франков. Но даже и эти две большие ветви, в свою очередь, подразделялись на более мелкие «королевства» (лат. regna), управляемые своими «королями» (лат. rex), по своей сути являющимися лишь военными вождями. Таким образом, Хлодвиг унаследовал власть лишь над незначительной частью салических франков с центром в Турне.

Остальная Галлия, как отмечал Григорий Турский, была поделена следующим образом: «В этой же области, в южной её части, до самой реки Луары, жили галло-римляне. По ту сторону Луары господствовали готы. Бургунды, последователи ереси ариан, жили на той стороне Роны, на которой расположен город Лион».

Часть римской территории с центрами в Суассоне и Париже из-за экспансии вестготов и бургундов первоначально была отрезана от своей метрополии — Западно-римской империи, а после того как эта империя в 476 г. прекратила своё существование, вообще осталась последним клочком римской земли. Этой территорией правил Сиагрий, и по нему она получила наименование Государство Сиагрия. Григорий, говоря о Сиагрии, называет его «король римлян» (лат. rех Romanorum), не зная его настоящего титула. Возможно, он величался патрицием, как его называет Фредегар в своей «Хронике».

В конце V века Галлия была раздроблена на многочисленные и постоянно враждующие друг с другом варварские королевства:

— Франков, обосновавшихся на северо-востоке, длительное время находились на службе в Римской империи как вспомогательные войска на рейнском границе. Они были язычниками до крещения Хлодвига I (хотя на самом деле процесс христианизации франков растянулся примерно до VIII века ).

— Бургундов, обитавших в Савойе и окрестностях Лиона, были достаточно веротерпимыми арианами.

— Вестготов, могущественного народа, обитавшего на юге Луары, в Лангедоке, в долине реки Гаронны. Они также придерживались арианского вероисповедания, но были менее толерантными к католическому галло-римскому населению.

— Остготов, населявших территорию Галлии, но король Теодорих Великий пытался поддержать равновесие между различными королевствами от Италии до Галлии.

Западная Римская империя уже практически не имела реальной власти над землями Галлии. Таким образом, многочисленные варварские вожди начали занимать свободные территории, оставленные Империей в 476 г. после свержения последнего императора Западной Рима Ромула Августула, и образовывать свои «королевства». Среди них было и королевство Сиагрия, последнего римского наместника, которое располагалось в районе Суассона. Сиагрий объявил себя королем и отказался признавать Рим.

Хлодвиг быстро понял обречённость Государства Сиагрия. В 486 г.,  на 5-м году своего правления пошёл на него войной, совместно со своим родственником, королём салических франков с центром в Камбре Рагнахаром. Ещё ранее, видимо, в 485 г. Хлодвиг, пытаясь заручиться поддержкой и рипуарских франков, вероятно, заключил союз с их королём Сигибертом и даже, наверно, женился на его дочери, которая родила ему сына Теодориха. Христианские хронисты считали этот брак недействительным и поэтому называли её наложницей, а её сына признавали незаконнорождённым.

В битве при Суассоне галло-римляне были разбиты. Сиагрий бежал в Тулузу, к королю вестготов Алариху II, прося у того убежища. Но Аларих, боясь навлечь на себя гнев франков, приказал связать Сиагрия и выдать его послам Хлодвига. Отдельные группы войска Сиагрия кое-где ещё сопротивлялись и после сражения под Суассоном, но их сопротивление было сломлено. Так, например, согласно «Житию преподобной Геновефы Парижской», Хлодвиг осаждал Париж пять лет, прежде чем смог его взять. Интересно, что именно cвятая Геновефа организовала доставку каравана из одиннадцати судов с продовольствием для голодающего населения Парижа. Хлодвиг сначала содержал Сиагрия под стражей, а после того как захватил его владения, приказал тайно заколоть. Так в руки франков попала богатая область римской Галлии до реки Луары, с главным городом Парижем. Занимая её, Хлодвиг поступал по-хозяйски: лично всё ещё оставаясь язычником, он старался с первых же шагов наладить добрые отношения с влиятельными в здешних городах христианскими епископами ортодоксально-никейского вероисповедания.

В хронике Григория Турского рассказывается эпизод с суассонской чашей. После победы у Суассона среди захваченной добычи оказалась удивительной красоты чаша из какой-то церкви, которую епископ той церкви попросил ему вернуть. (Фредегар утверждает, что этим епископом был Ремигий, архиепископ Реймсского собора.) Хлодвиг сразу же согласился, но проблема заключалась в том, что захваченное подлежало разделу между всеми воинами. Король попробовал исключить чашу из этого раздела, попросив войско дать её ему сверх его доли. Но среди воинов нашёлся один убеждённый защитник норм военной демократии, который разрубил чашу мечом со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу прелата обломки священного сосуда. Он умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог. Когда через год ему довелось проводить очередной смотр своего войска, король придрался к якобы плохому состоянию оружия у этого воина и лично разрубил ему голову, сказав во всеуслышание: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне!» Это подействовало, короля стали бояться. Духовенство же быстро оценило добрую волю молодого монарха, и святой Ремигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции. «До нас дошла великая новость, что вы счастливым образом получили в свои руки управление военными делами. Но не ново то, что ты начинаешь быть тем, кем были твои отцы. … почитай епископов и всегда прибегай к их советам. Если ты сохранишь согласие с ними, то всё пройдёт хорошо в твоей провинции» — писал тот Хлодвигу.

В 491 г., на 10-м году своего правления Хлодвиг, выполняя союзнические обязательства перед королём рипуарских франков с резиденцией в Кёльне Сигибертом, начал войну с тюрингами. Григорий Турский рассказывает, что рипуарские франки не хотели этой войны и стремились к миру с тюрингами, выдав даже им в обеспечение этого мира заложников. Однако тюринги перебили заложников и сами вероломно напали на франков, отняв у них всё имущество. Их набег сопровождался страшными жестокостями. Они «вешали мальчиков на деревьях за срамные уды и погубили более двухсот девушек ужасной смертью: они привязали их за руки к шеям лошадей, которые под ударами палок с острым наконечником помчались в разные стороны и разорвали девиц на части; других же положили между колеями дорог, прибили их кольями к земле, прокатили по ним гружёные телеги и, переломав им кости, выбросили их на съедение собакам и птицам».

Сигиберт запросил помощи у салических франков, и Хлодвиг откликнулся на эту просьбу. Он вторгся на территорию тюрингов и нанёс им поражение. Хотя возможно, что это племя рейнских тюрингов было окончательно покорено лишь к концу правления Хлодвига.

В 493 — 494 годах политический вес Хлодвига среди германских королей был уже настолько велик, что остготский король Теодорих Великий после победы над Одоакром просил руки сестры Хлодвига Аудофледы, и вскоре этот брак состоялся. Сам Хлодвиг, хотя и сожительствовал с некой женщиной и даже имел от неё сына, будущего короля Теодориха I, в 493 г. женился на Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада. В Бургундии в то время правили четыре брата — Гундобад, Годегизель, Хильперик II и Годомар I. Гундобад убил мечом своего брата Хильперика, приказал бросить в воду с камнем на шее его жену, потом осудил на изгнание его двух дочерей: старшую Крону (она ушла в монастырь) и младшую Клотильду. Между тем Хлодвигу приходилось часто отправлять послов в Бургундию, где они встретили молодую Клотильду. Заметив её красоту и ум и узнав, что она королевской крови, они известили о том короля. Хлодвиг немедленно отправил посла к Гундобаду просить Клотильду в жёны. Тот, не смея отказать, отдал её на руки посланным, и Хлодвиг женился на ней. Хотя королевский дом Бургундии был арианского исповедания, Клотильда под влиянием своей матери Каретены уже приняла христианскую веру, основанную на Никейском символе веры.

После замужества, как рассказывает Григорий Турский, Клотильда делала всё для того, чтобы убедить мужа принять свою веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг, который, как уже отмечалось, в принципе относился к христианству с пониманием, согласился. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили, он также начал болеть, и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и, в конце концов, Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг отказывался отринуть язычество и отвечал жене: «Все сотворено по воле наших богов, ваш Бог никак не явил своей силы».

В 496 г., на 15-м году правления Хлодвига разразилась война между франками и алеманнами. Вероятно, после вторжения алеманнов в область средне-рейнских (рипуарских) франков между королём последних Сигибертом и Хлодвигом был заключён союз. В битве при Тольбиаке (совр. Цюльпих) франки победили. Король алеманнов пал в сражении, и Хлодвиг захватил большую часть земель алеманнов, а именно территорию по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна. Сигиберт в этом сражении был ранен в колено и в дальнейшем получил прозвище Хромого.

Важнейшим событием правления Хлодвига стало его крещение. Григорий Турский отмечает, что обращение короля произошло после его победы над алеманнами. По свидетельству источников, на которые Григорий опирался, когда алеманны начали побеждать, Хлодвиг воскликнул: «О Иисусе Христе, к Тебе, кого Клотильда исповедует Сыном Бога живого, к Тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на Тебя, со смирением взываю проявить славу могущества Твоего. Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё», — и тут же король алеманнов был сражён, а его войско, оставшись без руководства, обратилось в бегство.

Вернувшись домой, Хлодвиг рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия, епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король сказал ему в ответ: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, одно меня смущает, что подчинённый мне народ не потерпит того, чтобы я оставил его богов. Однако я пойду и буду говорить с ним согласно твоим словам». Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий». Так согласно легенде Хлодвиг принял решение креститься.

Дата и год крещения Хлодвига остаются наиболее спорными из всей хронологии его правления. Ни Григорий Турский, ни повторяющие его Фредегар и анонимный автор «Книги истории франков» не приводят никаких дат. О крещении Хлодвига упоминают в своих письмах современники короля епископ Вьенна Авит и епископ Реймса Ремигий, но они также не датируют это событие. Традиционно считается, что крещение состоялось на Рождество 25 декабря 496 г, хотя Фредегар говорит, что оно прошло на Пасху. Крещение происходило в Реймсе от руки Ремигия. Примеру Хлодвига последовало три тысячи франков из его войска, по-видимому, его дружина (Фредегар говорит, что крестившихся было 6000), а также и его сестра Альбофледа, которая, впрочем, скоро умерла. Другая его сестра, Лантехильда, впавшая в арианскую ересь, также примкнула к исповедникам ортодоксального христианства.

Крещение способствовало укреплению власти Хлодвига, обеспечив ему поддержку ортодоксального духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения. Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство не в его арианской, а в ортодоксальной форме. Раньше крестившиеся германские народы (вестготы, остготы, бургунды и другие) отдавали предпочтение арианству. никео-цареградское вероисповедание воспринималось ими как официальная религия императорского Рима, а поскольку их государства возникали на сильно романизированных территориях, короли инстинктивно опасались, что их народы «растворятся» в чуждой и мощной цивилизации. Хлодвиг почувствовал, что эти опасения неосновательны, да и конфигурация его владений была такова, что обеспечивала возможность постоянного прилива новых сил из германского мира. Принятое им решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой. Галло-римские епископы считали принятие Хлодвигом ортодоксального христианства своей победой. Так, епископ Авит Вьеннский в поздравительном письме к Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание — это наша победа».

Крещение Хлодвига окружено всевозможными необычными легендами. По одной из них, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принёс сосуд с миром (фр. sainte ampoule или «Святая Стеклянница») для крещения Хлодвига. Позднее, почти все короли Франции были помазаны на царствование именно миром из этого флакона. По преданию, Святая Стеклянница была разбита во время Французской Революции. Григорий Турский об этом чуде в «Истории франков» не упоминает. Начало легенде положил, судя по всему, архиепископ Реймса Гинкмар.

Существует легенда о появлении геральдической лилии французских королей: Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения. По другой версии, Хлодвигу во время битвы при Толбиаке явился ангел с лилией и сказал, чтобы тот сделал отныне этот цветок своим символом и завещал потомкам.

С крещением Хлодвига связано крылатое выражение «поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся». По преданию, именно с этими словами к нему обратился святой Ремигий, призывая короля оставить язычество и обратиться в христианство.

Все подробности обращения и крещения Хлодвига были описаны в рассказе «Житие святого Ремигия», но за исключением некоторых страниц, рукопись была уничтожена спустя двести пятьдесят лет.

Считается, что внезапное и неожиданное обращение Хлодвига было делом рук его жены Клотильды, ревностной католички, которая не успокоилась до тех пор, пока не увидела, как ее муж принял ее веру, благодаря помощи ее исповедника Ремигия – упорство, за которое она позже была канонизирована. Но за этим преданием стоит конкретная историческая действительность — на самом деле, когда Хлодвиг обратился в римскую веру, чтобы стать первым королем-католиком франков, то он завоевал гораздо больше, нежели простое уважение своей жены, и царство более существенное, чем небесное.

Известно, что в 496 г. между ним и св. Ремигием произошло несколько тайных встреч, после которых немедленно последовало надлежащим образом оформленное согласие между франкским королем и римской Церковью. Для Рима это была беспрецедентная политическая победа, которая обеспечивала выживание Церкви и устанавливала ее высшую духовную власть над всей Западной Европой. Наконец-то она стала равной Константинополю – блестящей и далекой родине греческого православия; теперь она может дать волю своим мечтам о владычестве и найти неотвратимое средство положить конец различным существовавшим тогда формам ереси. Инструментом этой духовной гегемонии, мечом из плоти и крови католической Церкви, ощутимым проявлением ее власти впредь должен был стать Хлодвиг, благодаря которому все надежды, наконец, сбылись.

Хлодвиг получал титул «Нового Константина» («Novus Konstantinus»), а также – разрешение править объединенной империей, «священной римской империей», предназначенной заменить империю Константина, незадолго до того разрушенную вандалами и вестготами.

Еще задолго до своего крещения Хлодвиг предусмотрел возможность сделать эту древнюю римскую империю наследственным владением Меровингов. Теперь он становился чем-то вроде императора Западной Европы, патриархом германских государств на Западе, царствуя, но не управляя, над всеми народами и королями.

Этот пакт, подписанный Хлодвигом и римской Церковью, знаменовал рождение новой римской империи, христианской империи, основанной на самой церкви и управляемой королями-Меровингами. Теперь между духовной властью и светским государством существовала нерасторжимая связь, ибо одно приносило клятву верности другому, и оба были связаны друг с другом навсегда. Договор был скреплен церемонией – крещением Хлодвига св. Ремигием, который произнес на латыни знаменитые слова:

«Mitis depone colla, Sicamber, adora quod incendisti, incendi quod adorasti» («Покорно склони выю, сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал»)

Это крещение не было коронацией — Церковь и не должна была объявлять Хлодвига королем, так как он уже был им, и ей ничего больше не оставалось, как признать его таковым. Таким образом, римская церковь официально связывала себя не с одним Хлодвигом, а с его последователями, не с отдельной личностью, а с династией. Этот пакт нельзя было ни отменить, ни порвать, ни предать. Этого Меровинги никогда не должны были забывать.

До конца своей жизни Хлодвиг старался свято исполнять надежды и честолюбивые замыслы, питаемые Римом на его счет. Он силой оружия насаждал веру – предмет его договора; будучи официально одобренным и духовно поддерживаемым Церковью, он на юге и на востоке расширил границы своего королевства, которое занимало теперь большую часть Франции и значительную часть Германии.

На западе продвижение Хлодвига было надолго задержано яростным сопротивлением армориканцев, с которыми, видимо, пришлось заключить договор около 500 года. Видимо, всё же какую-то власть, пусть даже номинальную, над Бретанью Хлодвиг получил. В своём повествовании о Хлодвиге Григорий Турский ни словом не обмолвливается о войне этого короля с бретонцами, однако далее по тексту, рассказывая о сыновьях Хлодвига, он употребляет такое высказывание: «Бретоны после смерти короля Хлодвига всегда находились под властью франков, и у них были графы, а не короли». Однако многие историки замечают, что это утверждение о зависимости Бретани от Франкского государства было необоснованным и что с середины VI века бретонцы были достаточно сильными, чтобы не бояться мощи франков.

К середине 490-х годов франки постепенно начали продвигаться к югу от Луары, на территорию вестготов. Уже постыдный поступок с выдачей вестготским королём Аларихом Сиагрия, нашедшего у него убежище, послам Хлодвига, говорит о том, что вестготы боялись франков. Хлодвиг смог предпринять ряд победоносных набегов, которые привели его сначала в 494 г. в Сент, однако в 496 г. Сент вновь был возвращён вестготами. Затем в 498 г. Хлодвиг проник в Бордо, где франки захватили в плен вестготского герцога Суатрия. Впоследствии, по всей видимости, образовался вестгото-бургундский союз против франков, так как король бургундов Гундобад отсылал франкских пленных в Тулузу. Около 502 г. эти столкновения закончились. Поскольку Аларих II и Хлодвиг встретились на острове посреди Луары у деревни Амбуаз в области города Тура, граница между вестготами и франками, вероятно, проходила именно по этой реке. О чём велись переговоры, неизвестно, но вполне возможно, речь шла о взаимном признании владений.

Между тем два короля бургундов, братья Гундобад и Годегизель начали борьбу друг с другом. Годегизель обратился за помощью против брата к Хлодвигу, обещая платить дань: «Если ты мне окажешь помощь в преследовании моего брата, чтобы я смог убить его в сражении или изгнать из страны, я буду ежегодно выплачивать тебе установленную тобой дань в любом размере». В 500 г. Хлодвиг и Годегизель нанесли поражение Гундобаду в сражении на берегу реки Уш, у крепости Дижон. Гундобад бежал в Авиньон. Годегизель обещал Хлодвигу часть королевства и удалился во Вьенн, а Хлодвиг преследовал Гундобада до Авиньона, но затем внезапно вернулся в своё государство, вероятно, из-за того, что король вестготов Аларих II двинулся к его границам, а Гундобад согласится платить ему ежегодную дань. Годегизелю Хлодвиг оставил в подмогу пять тысяч своих воинов.

В 501 г. Гундобад при поддержке вестготов вновь вторгся в Бургундию, осадил Годегизеля и вспомогательный отряд франков во Вьенне. Опасаясь нехватки продовольствия, Годегизель приказал изгнать из города простолюдинов. Один из них, мастер, на которого была возложена обязанность следить за городским водопроводом, показал Гундобаду проход, по которому в город поступала вода. Так с помощью измены, овладев городом, осаждающие изрубили гарнизон. Годегизель убежал в арианскую церковь, но был там убит вместе с еретическим епископом. Захваченных в плен франков Гундобад приказал отослать к королю вестготов Алариху в Тулузу. Овладев всей страной, Гундобад стал единственным королём Бургундии. В 503 г. Хлодвиг и Гундобад встретились близ Оксера и заключили союзный договор.

В 506 г. восстали алеманны, и Хлодвигу пришлось вновь заставить их признать его власть. Однако часть алеманнов бежала и нашла защиту у остготов, осев южнее Боденского озера и в Норике. Теодорих Великий дал им вместе с баварами статус «федерированных союзников», по римскому образцу, и поручил охрану альпийских горных проходов.

Выдающимся политическим событием в правление Хлодвига был захват в 507 — 508 гг. большей части вестготского государства в Галлии союзными франками и бургундами. В этой войне Хлодвига поддерживали и рипуарские франки Сигиберта Хромого. Король остготов Теодорих Великий пытался в письмах и через послов, которых он направлял королям вестготов, бургундов, западных герулов, варнов и прирейнских тюрингов, а также самому Хлодвигу, сохранить мир и равновесие германских королевств в Западной Европе, но Хлодвиг не шёл ни на какие переговоры. Вероятно, его подстрекала к быстрому нападению на вестготов и византийская дипломатия, ибо успех Хлодвига означал одновременно ослабление политического положения Теодориха Великого.

Хлодвиг рассчитывал на то, что галло-римское население и ортодоксальные иерархи Вестготского государства единодушно перейдут на сторону своих единоверцев франков. Однако эта надежда оправдалась не полностью. Жители Оверни, в том числе остатки галло-римской сенатской аристократии, во главе с Аполлинарием, сыном Сидония Аполлинария, поддержали вестготского короля Алариха II. Сам Хлодвиг обосновывал свою войну с вестготами стремлением освободить иерархов-ортодоксов в государстве вестготов от притеснений арианских еретиков. Он использовал это как великолепный повод для начала завоевательной войны, принявшей характер «крестового похода». Григорий Турский вкладывает ему в уста такие речи: «Мне больно видеть, что часть Галлии находится в руках этих ариан; пойдём на них войной, одолеем их с Божьей помощью и завладеем их страной».

Весной 507 г. Хлодвиг, совместно со своим сыном Теодорихом и сыном Сигиберта Хромого Хлодерихом двинулся в поход по направлению Тура. Затем соединился с отрядом бургундских войск, ведомых Сигизмундом, сыном Гундобада. Поход сопровождался чудесными знамениями; по словам современников, Бог благоволил новообращённому королю. Пытаясь добиться расположения галло-римского населения, Хлодвиг строго-настрого запретил своему войску грабежи местных жителей. По словам Григория Турского, смертной казни подвергся даже солдат, взявший без спроса охапку сена.

Поздним летом 507 г. состоялось решительное сражение между франками и вестготами на равнине Вуйе, приблизительно в 15 км северо-западнее Пуатье. После ожесточённой битвы франки победили, причём сам Хлодвиг сразил в единоборстве Алариха II. Множество овернцев и знатнейших сенаторов, пришедших с Аполлинарием, погибло в этом сражении. Это поражение полностью деморализовало вестготов. Сарагосская хроника совершенно верно передаёт последствия битвы, когда говорит, что «Тулузское королевство было разрушено франками». В том, что одно военное поражение привело к развалу вестготского государства, не последнюю роль сыграла смерть Алариха и отсутствие объявленного взрослого наследника; в первые недели после поражения, по всей видимости, не оказалось никого, кто смог бы объединить силы вестготов. К тому же сказалось военное превосходство франков. Видимо, ориентированные на ближний бой франки могли быть чрезвычайно опасны для привычных лишь к конному бою на расстоянии вестготов. Как бы там ни было, но дальнейшее завоевание франками владений вестготов в Аквитании проходило без особых осложнений.

Хлодвиг получил свободу для овладения Аквитанией как раз в тот момент, когда византийский флот, высадивший войска в Таренте, связал силы Теодориха Великого и остготы не смогли прийти на помощь вестготам. Хлодвиг с частью войска двинулся на Бордо, где он провёл зиму, а его сын Теодорих с другой частью войска подчинил власти франков владения вестготов в Южной и Юго-восточной Галлии, захватив города Альби, Родез и Клермон и земли до границы владений бургундов.

Весной 508 г. франкские войска под командованием Хлодвига вместе с бургундскими вспомогательными отрядами взяли столицу вестготов Тулузу. В руки франков попала часть королевской сокровищницы. Ошибочно говорить о том, что вся королевская сокровищница была обнаружена франками в Тулузе. Из сообщения Прокопия Кесарийского выясняется, что, по меньшей мере, значительная часть сокровищницы была перевезена для безопасности в Каркассон. Хлодвиг занял город Ангулем, изгнав оттуда готов. Григорий Турский сообщает, что Господь наделил Хлодвига такой силой, что стены города обрушились от одного его взгляда; в действительности, видимо, имел место подкоп, обваливший стену. Достигнув максимума осуществимого, Хлодвиг с победой возвратился в Тур, принеся много даров святой базилике блаженного Мартина. Считая, что заступничество Мартина помогло ему одолеть вестготов и подчинить Аквитанию, Хлодвиг навечно отменил взимание налогов с жителей Турской епархии.

Теодорих с франкскими подразделениями продолжал сражаться, пытаясь занять Овернь, а бургундский король Гундобад захватил Нарбонну и осадил Арль, мечтая получить выход к Средиземному морю.

Примерно летом 508 г. король остготов Теодорих Великий оказался в состоянии отправить в Галлию войско во главе с герцогами Иббой, Маммо и Тулуином, чтобы предотвратить полный развал Вестготского государства. Бургунды были вынуждены снять осаду Арля; потеряли они и Нарбонну. Остготскому войску удалось снять осаду франков и c Каркассона, где, по-видимому, укрывался малолетний сын Алариха II Амаларих, также внук Теодориха Великого, а затем разбить вестготское войско вблизи Барселоны. Война продолжалась ещё до 512 или 514 года, однако подробности о ходе отдельных сражений нам неизвестны.

Благодаря вмешательству остготов вестготы сохранили часть южной и юго-западной Галлии, Септиманию и юг Новемпопулании, с городами: Ним, Магалона, Лодев, Агд, Безье, Нарбонна, Каркассон. Прованс к югу от реки Дюрансы был присоединён к государству остготов. Хотя в результате войны с готами франки значительно расширили свою территорию в Галлии и теперь владели землями от Гаронны до Рейна и от границ Арморики до Роны, выход к Средиземному морю был для них ещё закрыт.

В 508 г. к Хлодвигу в Туре прибыло византийское посольство, сообщившее ему, что император Анастасий I возвёл его в достоинство почётного консула. Анастасий прислал ему также, в знак формального признания, королевские инсигнии — хламиду, пурпурную тунику и диадему. Этим актом Византия выразила своё одобрение антиготской политике Хлодвига и принятия им христианской веры. Для христианского населения Галлии это означало дополнительное подтверждение легитимности франкской власти. Хлодвигу вовсе не был присвоен титул консула, на него только надели консульские знаки отличия, часто раздаваемые императорским двором при Византии. Настоящее консульство всегда вписывалось в так называемые Консульские Фасты и служило обозначением года. Имя Хлодвига в Фастах не упоминается.

После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж, который сделал своей резиденцией в 508 году.

Заслуги Хлодвига, крестителя своей страны, перед церковью были велики. Его супруга, королева Клотильда получила нимб святости. Но Хлодвиг не был канонизирован, и виной тому был характер короля, прагматичного до цинизма. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу и, уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами.

На правившего в Кёльне короля рипуарских франков Сигиберта Хромого он натравил его сына Хлодериха, а когда тот по его наущениям избавился от отца, посланцы Хлодвига умертвили его самого; Хлодвиг же в 509 г. присоединил к своим владениям земли Сигиберта, заявив о своей полной непричастности ко всему происшедшему.

В других случаях он прибегал к военной силе. Так, Хлодвиг выступил против одного из вождей салических франков, владеющего частью территорий в низовьях Рейна, некоего Харариха. Прежде Хлодвиг просил у того помощи во время войны против Сиагрия, но Харарих предпочёл занять выжидательную позицию, следя за тем, кто из противников победит. Хлодвиг захватил в плен Харариха с сыном и насильно остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его сын лишались права королевского наследования. Далее Григорий повествует, что, когда Харарих сетовал на то, что его унизили, и плакал, его сын сказал: «Эти ветви срезаны на зелёном дереве, но ветви вовсе не засохли и быстро могут вновь отрасти. Если бы так же быстро погиб тот, кто это сделал!» Эти слова достигли ушей Хлодвига, и он приказал их обезглавить.

Затем Хлодвиг замыслил захватить и земли своего союзника и родственника Рагнахара из Камбре. Он подкупил дружинников Рагнахара, послав им золотые запястья и перевязи; однако, как отмечает Григорий Турский, все эти вещи были только похожи на золотые, а на самом деле они были искусно позолочены. После чего Хлодвиг выступил против Рагнахара; сразу же после начала сражения воины Рагнахара изменили ему, захватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали их связанными Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». И, подняв секиру, рассёк ему голову, затем, обратившись к его брату, сказал: «Если бы ты помог своему брату, его бы не связали» — и убил его таким же образом, поразив секирой. После смерти обоих предатели узнали, что золото, которое они получили от короля Хлодвига, поддельное. Говорят, что, когда они об этом сказали королю, он им ответил: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти. Вы должны быть довольны тем, что остались в живых, а не умерли под пытками, заплатив, таким образом, за предательство своих господ». Брат Рагнахара Ригномер по приказу Хлодвига также был убит в городе Ле-Мане. Таким образом, земли салических франков с центром в Камбре были присоединены к владениям Хлодвига.

Некоторые историки относят завоевание Хлодвигом территории салических франков не к концу правления Хлодвига, как об этом повествует Григорий Турский, а к первому периоду его завоеваний, а именно ко времени победы Хлодвига над Сиагрием.

Хлодвиг истребил и других родственных ему королей, сочетая силу с вероломством. Были уничтожены и просто родственники, со стороны которых он мог опасаться покушений на свою власть и жизнь. Колоритно известие, сообщаемое Григорием Турским: «Собрав однажды своих, он, говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: «Горе мне, я остался, как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!». Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли ещё кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего».

В последние годы своего правления Хлодвиг захватил области или мелкие королевства рейнских тюрингов, варнов и западных герулов. Тем самым, на левом берегу Рейна не осталось независимых территорий, помимо государства Хлодвига. При Хлодвиге была записана «Салическая правда» — первый сборник законов франков, а также был созван первый церковный собор в Орлеане в июле 511 г., в котором приняли участие 32 епископа (половина из них были родом из «королевства Франков»). Хлодвиг был провозглашён всеми присутствующими епископами «Rex Gloriosissimus, Сыном Святой Церкви».

Умер Хлодвиг на 46-м году жизни 27 ноября 511 г. в Париже. Его погребли в церкви Апостолов Петра и Павла, которую он сам построил. В XVIII веке на месте этой церкви, позднее переосвящённой в честь похороненной рядом с Хлодвигом св. Женевьевы, был воздвигнут Пантеон. Царствовал Хлодвиг 30 лет.[

После смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя оставшимися в живых сыновьями: Теодорихом I, Хлодомиром, Хильдебертом I и Хлотарем I. По смерти своего мужа королева Клотильда Бургундская удалилась в Тур и там, укрывшись в базилике святого Мартина, провела остаток дней в добродетели и милосердии, редко посещая Париж. Умерла она в 544 г. в Type. Ее тело доставили в Париж, там она была погребена своими сыновьями, королями Хильдебертом и Хлотарем, в церкви святых Петра и Павла, рядом с королём Хлодвигом.

Хронология правления Хлодвига I

466 г. — Рождение в Турне Хлодвига, сына Хильдерика I, короля салических франков, и королевы Базины Тюрингской.

467 г. – Родилась Аудофледа — сестра Хлодвига.

469 г.-  Родилась Лантильда — сестра Хлодвига.

471 г. — Родилась Альбофледа — сестра Хлодвига.

477 г. – Умерла Базина — мать Хлодвига.

480 г.  — Рипуарские франки захватили Трир.

481 г. — Умер Хильдерик I — отец Хлодвига, ему наследовал Хлодвиг. Он унаследовал королевство, которое примерно соответствовало территории Белгики, небольшой провинции, расположенной между Северным морем, рекой Эско и провинцией Камбре. Эта территория простиралась от Реймса до Амьена и города Булонь-сюр-Мер, за исключением области Суассона, которая тогда находилась под контролем Сиагрия.

484 г. — Союз с рипуарскими и камбрейскими франками (Рагнахара, король франков Камбре, был, вероятно, одним из родственников Хлодвига). Смерть короля вестготов Эриха, которого сменил его сын Аларих II.

485 г. — Хлодвиг женился на рипуарской принцессе, у которой от него родился сын Теодорих. Этот брак часто трактуется как тактический союз с восточными соседями, который позволил Хлодвигу направить свои силы на юг. Григорий Турский в своей «Истории» говорит об этой принцессу как о наложнице, поэтому долгое время Теодорих считался незаконным сыном Хлодвига.

486 г. — Битва при Суассоне с Сиагрием. Сиагрий, сын Эгидия, объявил себя «царем римлян» ( лат . Rex romanorum ) и держал под своим контролем галло-римский район между реками Сено и Луара, последний обломок Западной Римской империи.

Победа при Суассоне позволила Хлодвигу объединить весь север Галлии. Сиагрий скрылся в вестготов в Тулузе, но те выдали его Хлодвигу. Галло-римский правитель был убит. Считается, что именно после этой битвы состоялся известный эпизод о суассонской чашей, который описал Григорий Турский.

490 г. — Начало набегов Хлодвига на вестготов. Вероятно, он хотел расширить свое королевство к Средиземному морю. Хлодвиг начал наступление на рейнских и зарейнских германцев.

491 г. — Хлодвиг завершил завоевание королевства.

493 г. — Хлодвиг выдал замуж Аудофледу за Теодориха Великого. Заключен договор о ненападении с королем Лионского бургундского королевства, подкрепленный брачным союзом. Хлодвиг женился второй раз — на принцессе Клотильде (дочери короля бургундов Хильперика II и племяннице короля Гундобада).

494 г. — Родился и умер Ингомер — первый ребенок Хлодвига и Клотильды. Победный набег Хлодвига против вестготов на Сентонж.

495 г. — Родился Хлодомир — второй сын Хлодвига и Клотильды. Хлодвиг становится дядей — Аудофледа родила остготскую принцессу Амаласунту.

496 г. — Крещение Хлодвига I (ранняя оценка). Победа над алеманнами в битве при Толбиаке неподалеку от Кельна. Хлодвиг расширил границы своего королевства вплоть до верхнего Рейна.

497 г. — Родился Хильдеберт I — третий сын Хлодвига и Клотильды.

498 г. — Родился Хлотарь I — четвёртый сын Хлодвига и Клотильды. Победный набег Хлодвига на Бордо против вестготов.

499 г. — Хлодвиг заключил союз с королем бургундов Женевы Годегизилом, который хотел захватить территории своего брата Гундобада.

500 г. — Родилась Клотильда — единственная дочь Хлодвига и Клотильды. Умерла сестра Альбофледа.

Хлодвиг покоряет Бургундию. Хлодвиг заключил союз с армориканцами (кельтской народностью, населявшей полуостров Бретань и побережье Ла-Манша). После битвы при Дижоне и победах Хлодвига над бургундскими войсками Гундобада, король франков заставил того покинуть свое королевство и укрыться в Авиньоне. Однако король вестготов Аларих II пришел на помощь Гундобаду и, таким образом, заставил Хлодвига отказаться от помощи Годегизилу. В свою очередь, Гундобад согласился платить Хлодвигу ежегодную дань, но своего обещания не сдержал. Он смог восстановить свое королевство, а также догнать и убить в Вьенне своего брата Годегизила. После этого Хлодвиг и Гундобад заключили мир и союз для борьбы с вестготами.

501 г. — Убит Годегизил — союзник и зять Хлодвига.

502 г. — Хлодвиг вступает в союз с Арморикой. Теодорих женится на Эстер Вестготской.

503 г. — Хлодвиг становится дедушкой — у Теодориха рождается сын Теодеберт I.

506 г. — Церковный собор в Агде, в котором приняли участие 25 епископов, 8 священников и 2 диакона (они присутствовали там как представители епископов своих диоцезов).

507 г. — Хлодвиг захватывает Аквитанию и убивает различных франкских правителей. Битва в долине Вуйе неподалеку Пуатье с вестготами. Хлодвиг одержал победу над Аларихом II и расширил границы своего королевства вплоть до Аквитании. Король вестготов был убит, а у самих вестготов не оставалось другого выбора, кроме как отступить в Испанию за Пиренеи. Остготы же под руководством Теодориха Великого не могли вступиться за своих соседей вестготов, поскольку в этот момент воевали с Византией.

508 г. — Крещение Хлодвига епископом Реймским (поздняя оценка). Хлодвиг получил от византийского императора Анастасия I титул «консула» и был назван «августом» во время своего торжественного въезда в Тур. Париж стал официальной резиденцией Хлодвига.

509 г. — Хлодвиг казнил последнего языческого правителя. Хлодвиг объявляется королем всех франков — он стал единственным правителем большого королевства, территория которого соответствовала римской провинции «Нарбонская Галлия» — от среднего Рейна (устье реки еще находилось в руках фризов) вплоть до Пиренейских гор, где жили племена басков.

июль 511 г. — Общегалльский церковный Собор в Орлеане, в котором приняли участие 32 епископа (половина из них были родом из «королевства Франков»). Хлодвиг был провозглашен всеми присутствующими епископами « Rex Gloriosissimus, сыном Святой Церкви».

27 ноября 511 г.Хлодвиг умирает в Париже. Он был похоронен в храме Апостолов Петра и Павла в Париже на горе Сент-Женевьев.

Семья Хлодвига I

Отец: Хильдерик I (ок. 440 г. — 481/482 г.), король салических франков (457/458 г. — 481/482 г.).

Мать: Базина Тюрингская (ок. 438 г. – ок. 477 г.), дочь Басина, Тюрингского короля.

Род: Меровинги

Жена: 1. с 485 г. неизвестная по имени женщина. Вероятно, дочь Сигиберта Хромого, короля рипуарских франков с резиденцией в Кёльне.

В глазах христианских священников и монахов, которые в те времена писали свои хроники, брак, не освящённый Церковью, был недействителен, и поэтому они называют её наложницей, а её сына Теодориха признают незаконорождённым. Однако судя по тому, что Теодорих, как старший сын, получил долю в отцовском наследстве чуть ли не большую по сравнению с другими своими сводными братьями, в глазах франков он был вполне законным сыном. Именно Теодориху достались земли рипуарских франков,

Дети:

Теодорих I (ок. 485 г. — 533/534 г.), король франков (Реймса) (27 ноября 511 г. — 533/534 г.).

Жена: 2.  с 492 г. Клотильда Бургундская (Хродехильда) (ок. 475 г. – ок. 545 г.)

Дети:

Ингомер («Блистающий, как Ингваз») (494 г. – 494 г.), умер в младенчестве

Хлодомир (ок. 495 г. – 21 июня 524 г.), король франков (Орлеана) (27 ноября 511 г. — 21 июня 524 г.).

Хильдеберт I (ок. 497 г. – 23 декабря 558 г.), король франков (Парижа) (27 ноября 511 г. — 23 декабря 558 г.)

Хлотарь I (ок. 498 г. – 29 ноября 561 г.), король франков (Суассона) (27 ноября 511 г. — 29 ноября 561 г.), король франков (Орлеана) (23 декабря 558 г. — 29 ноября 561 г.), король франков (23 декабря 558 г. — 29 ноября 561 г.).

Клотильда Младшая (Хлодехильда) (ок. 500 г. — 531 г.), жена Амалариха (? – 531 г.), короля вестготов (511 г. – 531 г.).

Тихильда

Ваш отзыв

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

error: Content is protected !!