Климент I


11 Мар 2016

Просмотров: 512

Климент I — апостол от семидесяти. Почитаем в православии как один из первых христианских проповедников в русских землях. По преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни (район современного Севастополя), где проповедовал и встретил мученическую смерть.

О происхождении, жизни и деятельности св. Климента сохранилось так же мало достоверных исторических сведений, как и о его предшественниках на Римском Престоле.

Святой Климент I

? – 23 ноября 99 г.

лат. Clemens Romanus I, греч. Κλήμης Ῥώμης

Климент. Мозаика Киевского Софийского собора

4-й епископ Рима
26 апреля 88 г. – 23 ноября 99 г.
Предшественник Анаклет
Преемник Эварист
Место рождения Рим, Римская Империя
Место смерти Херсонес Таврический, Боспорское царство, Римская Империя
Вероисповедание христианство
Место погребения
Отец
Мать
Род
Жена
Дети

Святые Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим. Фреска XI века из Базилики Святого Климента

Мученичество святого Климента. Бернардино Фунгаи

Скорее всего, Климент был слугой или сыном слуги кого-то из членов императорского семейства. В знатных семьях того времени использование христиан в качестве слуг-вольноотпущенников не было редкостью.

Никаких сведений о жизни Климента не сохранилось. Считалось, что он умер своей смертью в Греции около 100 г., но, начиная с IV в., стала распространяться легенда о мученической кончине Климента в Крыму около 102 г. Его якобы привязали к якорю судна и утопили.

Согласно православному житию святого Климента, написанному на основе раннехристианских источников, он происходит из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Климента (30-е годы по Р. Х.), его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудеи и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о его учении, для чего отправился на восток.

В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашел святого апостола Петра, принял от него крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). Затем, по усмотрению Божию, во время путешествия апостола Петра были встречены мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположен им в епископы, а около 91 года, после смерти епископа Анаклета, возглавил Римскую церковь. Мудро управляя церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.

В период очередной волны гонений на христианство, Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь), отождествляемые обычно с Инкерманскими каменоломнями, Климент нашел там большое число ранее осужденных христиан (около 2000). Они объединились вокруг Климента, в котором почувствовали огромную духовную силу, не сломленную лишениями и тяжелым трудом. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей; языческие идолы были разбиты, а капища — разрушены.

В Херсонес для наведения порядка императором Траяном был направлен специальный посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела. Однако по молитвам учеников Климента и остального народа, море отступило от берега на три стадия (около 500 м.), и люди нашли тело мученика. Впоследствии, на протяжении семи веков (вплоть до царствования византийского императора Никифора I) море каждый год 30 января (по церковному календарю) отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом совершались многие чудеса по молитве святого, которого прославил Господь. В начале 800-х годов море перестало отступать.

Согласно легенде в 861 году Константин Философ (Кирилл) и его старший брат Михаил (Мефодий), возвращавшиеся из миссии к хазарам, остановились в Херсонесе. Константин Философ начинает поиски святыни. Поддержанный местным духовенством, он осуществляет своеобразную морскую экспедицию. После длительных поисков мощи нашли на одном из островов и торжественно поместили в церкви Св. Апостолов. Часть мощей Кирилл оставил в Корсуне, а часть перенес в Рим в дар папе Адриану II. Теперь мощи хранятся в Базилике святого Климента в Риме.

Аутентичность этих мощей вызывает определенные сомнения и ocпаривается некоторыми учеными.

Кирилл лично перевез мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположен в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора.

Начальный период христианизации Руси был также связан с именем св. Климента. Князь Владимир, завоевав Херсонес, возможно, крестившись там и отпраздновав свадьбу с византийской принцессой, «...поемъ царицю и Настаса. и попы Корсуньски с мощми Климента и Фифа, ученика его, пойма сосуды церковныя и иконы на благословенье себе» (69, с. 80). Вернувшись в Киев, он заложил церковь во имя Богородицы, которая в дальнейшем получила название Десятинная из-за выделенной ей десятины из владений князя, и поручил ее Анастасу Корсунянину. В особой раке в одном из приделов храма были положены привезённые из Херсонеса глава Климента Римского и тело ученика его Фива. По мысли князя Владимира, положение этих мощей в Киеве должно было подчеркнуть святость его города, охраняемого молитвами ученика апостола Петра. В 1015 г. немецкий хронист Титмар Мерзебургский назвал даже эту церковь храмом мученика во Христе и папы Климента.

Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонессой мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор. Про глубокое почитание на Руси святого Климента свидетельствует «Слове на обновление Десятинной церкви» (XI веке). В нем Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.

…Церковное солнце, своего угодника, а нашего заступника, святого, достойного этого имени, священномученика Климента от Рима в Херсонес, а от Херсонеса в нашу Русскую страну привел Христос Бог наш, преизобильной милостью Своею для спасения нас, верующих…

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

Согласно одному французскому преданию, Ярослав Мудрый в 1048 г. с гордостью показывал мощи св. Климента и Фива приехавшим свататься к его дочери Анне послам французского короля Генриха I.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Когда Генрих, король французский, послал в Рабастию шалонского епископа Роже за дочерью короля той страны, по имени Анна, на которой он должен был жениться, настоятель Одальрик просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как пишут, покоится святой Климент… Епископ исполнил это. [Далее следует рассказ о судьбе мощей св. Климента, обнаруженных Роже, к своему удивлению, в Киеве, куда он и направлялся в составе посольства].

Про Херсонес, как место упокоения святого Климента, было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:

Не в тех ли местах находится Херсон, где, как говорят, почил Климент; отходит ли море и теперь в день его рождения и делается ли доступным для проходящих?

В XIII веке французский монах Гийом Рубрук писал:

И плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находился знаменитый храм, сооруженный, как говорят, «руками ангельскими»… Вышеупомянутая область Цесария (Крым) окружена морем с трех сторон, а именно с запада, где находится Керсона, город Климента

Св. Клименту приписывалось авторство двух посланий, направленных им, в качестве епископа Рима, христианской церкви в Коринфе (Греция). В III и IV веках большинство христианских авторов рассматривало послания как каноническую часть Нового Завета; послания читались на воскресных службах наряду с Новым Заветом. Текст первого послания запечатлел весомое доказательство авторитета римского епископа по отношению к другой церковной общине. Папа Климент обращается к христианам Коринфской церкви как начальствующее лицо, желающее навести порядок в их делах: «Посланных от нас, Клавдия Эфеба и Валерия Витона с Фортунатом, немедленно отпустите к нам в мире с радостию, чтобы они скорее известили нас о желаемом и вожделенном для нас мире и согласии вашем, дабы и мы скорее могли порадоваться о вашем благоустройстве.»

Наряду с двумя посланиями к Коринфянам (авторство второго послания современными исследователями оспаривается), в раннем средневековье Клименту приписывался ряд других текстов, в частности Апостольские постановления — написанный от лица Климента ранний кодекс канонического права (по мнению современных исследователей, составленный в Сирии ок. 380 г.).

Наиболее ранние свидетельства не говорят о св. Клименте как о мученике, но, начиная с конца IV в. появляются сообщения о его мученической кончине. Об этом говорит Руфин, а также папа Зосим в послании 417 г.: «...в тот день, когда разбиралось дело, мы находились в базилике св. Климента, освященной во имя ученика св. апостола Петра, который ... претерпел также и мучение.» (Epistola 2. De causa Coelestii). О мученической кончине св. Климента говорит и Везонский собор 442 г. В VI в. получают широкое распространение сказания о его мученической смерти в Крыму.

Второе, следующее после Нерона, преследование христиан началось в конце правления императора Домициана (81 — 96 гг.). Имеет место совпадение имени святого Климента с именем двоюродного брата императора ДомицианаТита Флавия Климента, проконсула 95-го года, убитого в начале 96 г. по приказу императора (по некоторым версиям, за его симпатии к христианам или иудеям). В самом начале 96 г. был казнен проконсул предыдущего года Тит Флавий Климент (с которым ошибочно отождествляют папу Климента, что является выдумкой средневековых беллетристов), являвшийся двоюродным братом самого императора.

Наконец, он (Домициан) убил по самому ничтожному подозрению своего двоюродного брата Флавия Клемента (Flavium Clementem) чуть ли не во время его консульства, хотя человек это был ничтожный и ленивый и хотя его маленьких сыновей он сам открыто прочил в свои наследники, переименовав одного из них в Веспасиана, а другого в Домициана.(Светоний. Жизнь двенадцати цезарей).

В результате, некоторые источники, как античные, так и современные, объединяют эти два исторических лица. Базилика Святого Климента в Риме также, по некоторым версиям, находится на месте дома консула Клемента. Очевидно, что Святой Климент был современником двоюродного брата императора Домициана, возможно тоже христианина, однако судя по всему это два разных исторических лица: Тит Флавий Клемент был консулом в 95 году — скорее всего эта должность, как и близость к императору, была бы несовместима с римским епископством.

Вместе с ним были тогда казнены и другие христиане, а жена его Флавия Домицилла была сослана на остров Пандарею или Понтию. По сообщению Евсевия, папа Климент скончался в правление императора Траяна (Церковная история. III, 30), но, согласно принятой в настоящее время хронологии, кончина его приходится на правление императора Нервы (96 — 98 гг.).

Возможно, именно будущий епископ упоминается апостолом Павлом в Флп.4:3:

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни.

Тертуллиан сообщает, что Климент Римский был рукоположен святым Петром. Ириней Лионский упоминает Климента как современника апостолов. Согласно Евсевию, Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы.

Ваш отзыв

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

error: Content is protected !!