Нума Помпилий

Нума Помпилий — полулегендарный второй царь Древнего Рима, правил с 715 г. до н. э. до 673 г. до н. э. Его можно считать реальной исторической личностью, несмотря на то, что его захоронение не обнаружено.

Ему приписывается упорядочение календаря, учреждение жреческих и ремесленных коллегий, религиозных культов и празднеств Агоналий.

Нума Помпилий

21 апреля 753 г. до н. э. – 673 г. до н. э.

лат. Numa Pompilius

2-й царь Древнего Рима
715 г. до н. э. — 673 г. до н. э.
Предшественник Ромул
Преемник Тулл Гостилий
Место рождения Кур, Италия
Место смерти Рим, Римское царство
Вероисповедание
Место погребения
Отец Помп Помпоний
Мать
Род
Жена 1. Тация
Дети Помпилия
Жена 2. Лукреция

Нума Помпилий был четвёртым сыном в семье высокопоставленного сабинянина Помпа Помпония, но воспитывался в строгости, его отец не допускал никакой роскоши в своём доме. А родился второй царь Древнего Рима в день его основания — 21 апреля 753 г. до н. э.

Юность свою Нума провёл в городе Эвре. Женился на Тации, дочери царя сабинян Тита Тация, соправителя Ромула. Тация не поехала в Рим за отцом, а осталась жить в родном городе Кур и нашла счастье в браке с Нумой. Тация умерла после 13 лет брака. Тяжело оплакивая эту потерю, Нума покинул город и удалился в сторону Альбанских гор, в долину Ариция и предпочел одинокую созерцательную жизнь под сенью священных рощ, на берегах прозрачного ручья. Нимфа этого источника, которую звали Эгерией, полюбила одинокого и прекрасного человека, искавшего покоя и мудрости в общении с природой. Ее близость с Нумой сделала будущего римского царя еще более мудрым и человечным.

После исчезновения первого царя Древнего Рима Ромула, который «вознесся» на небо и стал Квирином, богом-покровителем города, римляне долго оставались без царя. В этот период междуцарствия, продолжавшийся один год, власть осуществлялась членами Сената 5 дней подряд с последующей ротацией.

В 715 г. до н. э., после долгих споров между фракциями Ромула (римлян) и Тация (сабины), был достигнут компромисс и сабинянин Нума Помпилий был избран сенатом в качестве следующего царя. Сабиняне утверждали, что они не были покорены римлянами, а соединились с ними на равных правах: Ромул и Тит Таций обладали одинаковой властью. И так как после смерти Тация римлянин Ромул правил один, то теперь справедливость, требует, чтобы царем стал сабинянин.

Нума был известен далеко за пределами своего города, и давно мог занять высокое положение не только из-за своей скромности, миролюбия и ума, но и из-за того, что он был женат на дочери царя Тита Тация. Но он, потеряв свою любимую жену, предпочитал спокойную частную жизнь и изгнал из своего дома расточительство и роскошь. Считали, что Нума потому подолгу бывает в священных рощах, что там он наслаждается красотой природы и, предаваясь размышлениям, общается с богами. Ходили слухи, что нимфа-камена Эгерия стала его супругой, после того как Нума потерял свою жену. Мудрость и предусмотрительность Нумы объясняли тем, что Эгерия раскрывала ему божественные предначертания.

Возраст Нумы приближался к сорока годам, когда прибывшие в Кур послы римского сената предложили ему римский трон.

Согласно Плутарху, Нума был хитрым и расчетливым человеком. Сначала он отказался от этого предложения.

В присутствии своего отца и родственников Нума Помпилий отказался, говоря, что он, человек, ставящий мир и справедливость превыше всего,  не может взять власть в государстве, которое живет войнами и раздорами и нуждается скорее в царе-полководце, чем в наставнике, учащем ненавидеть насилие и войны. Послы, а затем и его родственники просили не отказываться и убеждали, что народ уже сам утомлен бесконечными кровопролитиями и ищет спокойной жизни под руководством разумного царя.

После долгих колебаний Нума согласился отправиться в Рим. Встретили его по-царски: навстречу ему вышел народ Рима – сенаторы и тысячи граждан, приветствуя первого избранного всеми царя. На городской площади (форуме) сенатор, который в этот день был временным царем, вручил Нуме знаки царского достоинства. Двенадцать ликторов стали впереди нового царя.

Затем, по обычаю того времени, Нума вместе с жрецами и прорицателями поднялся на Капитолийский холм, чтобы узнать волю богов. Там главный из прорицателей закрыл Нуме лицо покрывалом и обратил его к югу, а сам стал за спиной царя, возложив ему руку на голову. Вознеся молитву богам, прорицатель наблюдал, не появится ли в небе какое-либо знамение, которое можно истолковать как волеизъявление богов. Тысячная толпа народа стояла внизу, запрокинув головы и затаив дыхание, ожидая, божественного знамения.

И вот в небе, с правой стороны появились вещие птицы. Стало ясно, что боги посылают благоприятный знак. Тогда Нума был облечен в царские одежды и спустился с холма к народу, приветствовавшему его как «благочестивейшего из смертных» и «любимца богов».

Первым действием Нумы Помпилия после принятия им власти был роспуск отряда трехсот телохранителей, состоявшего при Ромуле. Нума заявил, что он считает для себя невозможным не доверять народу, который оказал ему такое доверие.

К двум уже бывшим у римлян жрецам богов Юпитера и Марса он присоединил еще одного — Квирина. Таким образом, он возвысил дух римлян, официально признав их царя Ромула божеством, с одной стороны, а с другой — пытался смягчить воинственный и буйный нрав этого разношерстного населения, стекавшегося в Рим, устремляя его силы на более мирные занятия — благоустройство города, обработку земли, развитие ремесла.

Нума создал коллегию жрецов, которых стали называть понтификами. Над ними стоял верховный жрец — великий понтифик. Жреческая коллегия понтификов управляла всей религиозной жизнью государства и наблюдала за общественным и частным богослужением. Первым верховным понтификом считался сам Нума. Его власть в делах религии была безграничной: он был религиозным главой государства и считался толкователем воли богов. Нума Помпилий совершал религиозные церемонии и наблюдал за исполнением обычаев и обрядов. Во всех своих действиях он советовался с коллегией понтификов.

На форуме, на склоне Палатинского холма, был построен небольшой храм Весты. У алтаря богини всегда горел священный огонь, который олицетворял общий очаг Римского государства. Весталки должны были следить за тем, чтобы священный огонь никогда не угасал.

В весталки посвящались девочки из самых знатных семейств Рима, служившие богине 30 лет. Первые 10 лет они учились тому, что должны делать; во второе десятилетие делали то, чему выучились, а в третье — уже сами учили других. Весталки давали обет безбрачия, нарушение которого сурово каралось: клятвопреступницу живой зарывали в землю.

Осужденную весталку усаживали в крытые носилки, куда не проникал свет, а толстые, перевязанные ремнями покрывала заглушали звуки. В глубоком молчании носилки поднимали и несли через форум. Процессия доходила до Коллинских ворот, где неподалеку от них возвышался небольшой холм, на склоне которого зияло черное отверстие — вход в подземелье. Носилки ставили на землю, развязывали ремни и медленно поднимали покрывало. Верховный понтифик за руку выводил женщину, голова которой была закутана плащом, и подводил к спуску в подземелье. Осужденная по приставной лестнице сходила вниз, где в маленькой келье-яме стояла узкая кровать, и горел светильник. У ложа находилось немного пищи на короткий срок — хлеб, вода в кувшине, молоко, масло. Когда несчастная спускалась в подземелье, лестницу убирали, а вход заваливали землей, пока поверхность холма не становилась ровной. Так наказывались весталки, нарушившие обет безбрачия.

Однако весталки имели большие преимущества перед другими гражданами Рима. Впереди весталок, как и у высших должностных лиц, шел ликтор, и все уступали им дорогу. Даже правитель государства при встрече с весталкой приказывал своим ликторам опускать к земле свои фасции с топорами. На всех общественных мероприятиях весталкам предоставлялись почетные места. Оскорбивший весталку приговаривался к смерти, а осужденный, идущий на казнь, случайно встречавший на пути весталку, получал спасение и свободу.

По преданию, Нума учредил также жреческие коллегии фециалов и салиев. Фециалы ведали международными отношениями. Их посылали послами в другие государства. Они совершали обряды, предшествующие объявлению войны и заключению мира. До того как начиналась война, фециалы должны были использовать все возможное и доступное, чтобы разрешить конфликт мирным путем. Но если переговоры терпели неудачу, то объявлялась война: стоя на границе, жрец-фециал бросал в сторону врага на неприятельскую территорию окровавленное копье.

На восьмом году правления Нумы Рим охватил жестокий мор: тысячи людей умирали от неизвестной болезни. Неожиданно с неба упал медный щит необычайной формы. «Это знамение богов,— сказал Нума.— Щит послан в знак того, что боги охраняют и защищают Рим. Я слышал голос с неба, который произнес: «Пока этот щит будет у римлян, их могущество никто не сможет оспорить. Рим будет в безопасности от врагов».

Мор вскоре прекратился и Нума приказал хранить щит как зеницу ока. Царь призвал лучших мастеров-оружейников и сказал им: «Сделайте одиннадцать точно таких же щитов. Сделайте так, чтобы никто не мог отличить подлинного от тех, какие вы создадите вновь. Тогда нельзя будет похитить подлинный щит».

Взглянув на щит, мастера отказались от работы, признав, что они не смогут добиться полного сходства щитов. И только один мастер, по имени Ветурий Мамурий, взялся за работу. Через некоторое время он принес свои изделия и, положив все 12 щитов рядом, предложил царю определить, какой из них служил для него образцом. Как ни бился Нума, но не смог отличить подлинный щит от поддельного. После этого царь учредил коллегию жрецов (в честь богов Марса и Квирина) из 12 человек — по числу щитов, которые они должны были хранить.

Ежегодно в марте процессия жрецов в красных вышитых хитонах, перехваченных металлическим поясом, обходила город, медленно шествуя по улицам и направляясь к храму Марса. Поверх хитонов жрецы надевали легкие панцири, а на голову — остроконечные шлемы. В левую руку каждый жрец брал короткий меч, а в правую — копье, или жезл. Под звуки труб они пели обрядовую песню и, приплясывая, ударяли в такт мечами по священным щитам, которые впереди несли служители. Поэтому и назвали торжественно пляшущих жрецов — салии (по-латыни salii — скачущие, прыгающие).

Луг, на который упал священный щит, был посвящен музам, а источник, орошающий эти места, объявлен священным. Отсюда жрицы богини Весты ежедневно черпали священную воду для очищения и окропления храма богини, в котором горел неугасимый огонь.

По повелению Нумы были воздвигнуты храмы Верности и бога границ — Термина. Царь стремился внушить своим необузданным подданным, что клятва верностью — самая величайшая. Построив храм бога рубежей Термина, Нума убедил своих сограждан, что бог рубежей одновременно является стражем мира и блюстителем справедливости. Межевые знаки считались священными.

Если соблюдать границу — это будет сдерживать силы, а нарушить ее — уличит в стремлении к насилию. Ромул не хотел определять границы, ибо это показывало, какое количество земли он отнял у своих соседей насильственным путем. Нума же прекрасно понимал, что ничто так не обращает человека к миру, как труд на земле. Он сохраняет воинскую доблесть как средство защиты своих владений, но одновременно искореняет воинственность, вызванную самой низменной корыстью.

Построив храм бога Термина, Нума установил в мае особый праздник — терминалии. В этот день жрецы окрестных селений со своими семьями приходили к каменным межевым знакам. Они украшали камни цветами и веселились. Этот обряд был связан с земледелием, которое высоко ценил Нума. Он говорил, что земледелие способствует миру и тот, кто обрабатывает землю, не хочет, чтобы плоды его труда погибли в войне. Однако земледелец будет храбро защищать свою землю от врагов, и с развитием земледелия воинская доблесть не исчезнет, а исчезнет несправедливая, алчная, корыстолюбивая воинственность, приносящая людям несчастья.

За все долгое время правления Нумы Помпилия не возникало ни мятежей, ни выступлений злоумышленников, ни войн. Все споры с соседями решались мирно и справедливо. Много суровых законов отменили римляне. Нума старался отучить жителей своего государства от воинственных привычек и приучить к мирному труду. Иногда Нума сам ходил по полям граждан и тех, кто работал хорошо, награждал, а ленивых и нерадивых старался перевоспитать.

Ворота храма бога Януса, стоявшие открытыми в период войны, при Нуме были закрыты в течение сорока трех лет. Подданные мудрого царя считали, что боги ему покровительствуют и что всякий злой умысел бессилен перед их защитой. Люди рассказывали о многих чудесных явлениях, происходивших с Нумой.

Нума Помпилий заключил мир со всеми соседними племенами и, пользуясь мирным временем, установил обряды богослужения, чтобы смягчить духовной дисциплиной грубых людей, которых до той поры удерживала в порядке только военная дисциплина, и облагородить их нравы. Он соединил в одну религиозную систему латинских и сабинских богов, построил им храмы и жертвенники, укрепил религиозной связью государственный союз разных племен. Были установлены те религиозные обряды, молитвы и заповеди, которые стали важны в государственной жизни Рима. Было организовано жреческое сословие, распределенное его на разряды, учреждены коллегии авгуров и религиозные братства.

Нума роздал бедным гражданам завоеванные Ромулом земли и приучил их к земледелию, разграничив поземельные владения бороздами и межевыми камнями. Он заботился о развитии торговли и ремесел, объединил ремесленников в девять корпораций: флейтистов, золотых дел мастеров, плотников, красильщиков, сапожников, дубильщиков, медников, гончаров. Остальные профессии были организованы в один цех. Каждый цех устраивал свои собрания, имел свои праздники, были установлены правила торговли на рынке. Нума приучил народ к честности в торговых и других делах.

Для того, чтобы жители относились с уважением к границам личного и государственного владения, Нума ввел служение богу межей, Термину, и богине верности, Фидес, построил им храмы и установил праздники. Тот, кто вырывал пограничный камень, подвергался проклятию, вместе со своими волами, и обрекался подземным богам.

Руководительницей Нумы в благотворной законодательной деятельности была нимфа Эгерия, которая беседовала с ним по ночам в своей священной роще, открывала ему волю богов.

По словам Ливия, Нума утверждал, что он проводил ночные консультации с Эгерией о надлежащем способе установления священных обрядов для города. Плутарх предполагал, что Нума играл на суевериях, чтобы создать себе ауру благоговения и божественного очарования, чтобы культивировать более мягкое поведение среди воинственных римлян: почитание богов, соблюдение закона, гуманное отношение к врагу.

Нума Помпилий провёл серьёзную реформу календаря, на основе которого впоследствии был введён юлианский календарь. Нума Помпилий высчитал, что в году 365 дней, и разделил каждый год на 12 месяцев. До него римляне делили год на десять месяцев, начиная счёт с марта, и заканчивая декабрём. Согласно новому календарю, были введены два новых месяца — январь и февраль в честь богов Януса и Феба.

При Ромуле первым месяцем римского календаря считался март, названный так в честь бога войны Марса. Царь Нума первым месяцем года сделал январь, посвятив его древнему италийскому богу Янусу. С именами различных богов связывались и другие месяцы: весенний апрель — с богиней любви Венерой, май — с древней италийской богиней земли Майей, а июнь — с именем Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы издревле просто назывались пятым, шестым, седьмым, восьмым и т. д. Названия эти сохранились и в наше время. Правда, после того как январь стал первым, февраль вторым, а март лишь третьим месяцем года, все сместилось и в Древнем Риме — месяц, который называли пятым, превратился в действительности в седьмой, и т. д. Вот почему теперешний девятый месяц года называется сентябрем (септембер — от латинского septem — семь). То же случилось и с восьмым месяцем (октобер — октябрь, octo — восемь): он оказался десятым; девятый (новембер — ноябрь, поvem — девять) стал одиннадцатым; десятый (децембер — декабрь, decem — десять) — двенадцатым.

Пятый и шестой месяцы еще в древности получили новые названия: один в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, другой — в честь Октавиана Августа, римского императора, — августом.

Таким образом, календарь, введённый Нумой Помпилием состоял из двенадцати месяцев:

март (31 день),

апрель (29 дней),

май (31 день),

июнь (29 дней),

квинтилис (31 день),

секстилис (29 дней),

сентябрь (29 дней),

октябрь (31 день),

ноябрь (29 дней),

декабрь (29 дней),

январь (29 дней),

февраль (28 дней)

Квинтилиус и секстилиус впоследствии были переименованы в июль и август соответственно в честь Юлия Цезаря и Октавиана Августа.

Нума не случайно посвятил первый месяц года Янусу: этот древнейший италийский бог когда-то считался богом света и солнца. Янус открывал небесные двери и выпускал утром на землю день, а вечером, когда день возвращался, Янус затворял за ним двери. Наступала ночь. Само имя «Янус» происходит от латинского слова janua — дверь, вход. Янус был божеством начал, создателем всего существующего на земле. Считалось, что он создал и обучил человека. В молитвах имя Януса упоминалось прежде других богов. Изображали Януса с двумя лицами: одно было обращено назад — к прошлому, другое глядело в будущее. Римляне почитали Януса как покровителя и защитника государства, как бога, который решает вопросы войны и мира.

В Риме воздвигли храм Янусу, не похожий на другие. Он состоял из двух больших арок, в каждой из которых были ворота. Арки соединялись друг с другом боковыми стенами. Когда начиналась война, ворота храма Януса отворялись и войска, отправлявшиеся в поход, проходили через храм под сводами его арок. Пока шли военные действия, ворота храма Януса оставались открытыми. В мирное время ворота затворялись. Последнее случалось очень редко — Рим постоянно вел войны. Только при царе Нуме Помпилии двери храма Януса ни разу не открывались. В Риме царили мир, спокойствие, безопасность и доверие. За все 43 года царствования Нумы не было ни одной войны, ни одного волнения среди подвластных ему жителей.

У Нумы Помпилия была дочь — Помпилия, которая вышла замуж за Марция I и в этом браке родила Анка Марция (677 г. до н. э. – 617 г. до н. э.), 4-го царя Древнего Рима (641 — 617 гг. до н. э.). В «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарх упоминает еще пятерых сыновей Нумы: Помпа, Пина, Кальпа, Мамерка и Нуму, цитируя также мнение неких историков о том, что от них произошли знатные римские фамилии Помпониев, Пинариев, Кальпурниев, Эмилиев и Помпилиев соответственно. Однако все ранние фамильные списки были уничтожены во время первого нашествия галлов, и этот вариант сомнителен и, по-видимому, принадлежит руке неизвестного составителя длинных аристократических родословных, популярных в античном мире.

У Нумы не было врагов и завистников, никто ничего плохого не замышлял против него. Почитаемый и уважаемый не только теми, кем он управлял, но и многими соседними народами, он дожил до восьмидесяти лет.

Нума умер, как жил — спокойно, тихо. Однажды он не поднялся, как обычно, с восходом солнца. Когда к нему вошли, то увидели, что царь скончался. На его торжественное погребение собрались все, кто чтил престарелого царя, принесшего мир и благоденствие на истерзанную беспрерывными войнами италийскую землю.

Нума приказал не устраивать ему погребального костра, а похоронить у подножия Яникульского холма. Его последняя воля была выполнена. В могилу опустили два гроба: в одном покоилось тело царя, в другой положили книги законов и философские книги, написанные самим Нумой. Некоторые источники предполагают, что Нума Помпилий оставил некоторое письменное наследие — несколько «священных книг», в которых он записал божественные учения, в основном раскрытые им музами и нимфой Эгерией. Все свои книги он завещал похоронить с собой.

После смерти Нумы Помпилия некому было продолжить его дело, не нашлось достойного человека и были забыты его слова, начались войны с соседями, тела павших и потоки крови вновь покрыли Италию.

Следующим царем Древнего Рима стал воинственный Тулл Гостилий.

Легенда о добром и мудром царе Нуме Помпилии долго жила в народе. Народу казалось, что аристократические правители Рима скрыли подлинную волю справедливого Нумы. Это отразилось в рассказе о легендарном событии, якобы случившемся 400 лет спустя после смерти Нумы.

В 181 г. до н. э. в Риме много дней подряд шли дожди, и они размыли насыпь у подножия Яникульского холма. Случайно открылась могила, в которой увидели два каменных ящика с надписями на греческом и латинском языках, из которых выяснилось, что в одном ящике находился прах Нумы Помпилия, а в другом его книги. Вскрыли тот, в котором должен был находиться прах царя, но ящик оказался пуст. Во втором ящике нашли книги, написанные Нумой — 7 книг о понтификальном праве и 7 по греческой философии. Рукописи оказались неповреждёнными. Когда с ними ознакомился сенат, то решили, что с их содержанием не стоит никого знакомить и книги сожгли. Дионисий Галикарнасский намекал, что они были фактически сохранены. Впоследствии в среде алхимиков бытовало мнение, что какие-то из рукописей Нумы Помпилия избежали огня, и в них содержится секрет философского камня. А его могилу, в свою очередь спрятали, и она до сих пор не найдена.

Предположительный образ Нумы Помпилия на римской монете, отчеканенной Гнеем Кальпурнием Пизоном во время правления императора Августа. Пизон утверждал, что происходит от царя Нумы Помпилия

Считается, что Нума Помпилий сделал следующие достижения и нововведения:

— были подсчитаны все земли, принадлежащие Риму, осуществлено межевание земли каменными столбами.

— учреждены ремесленные цехи, с отдельными празднествами для каждого из них.

— впервые были учреждены религиозные культы. Он ввёл в народе почитание Термина (бога границ) и Фидеса (бога мира и олицетворения честности при труде). Ввёл должность жрецов для служения Юпитеру, Марсу и Квирину. Наконец, он ввёл поклонение богине Весте и учредил для служения ей должность весталок.

— были установлены должности фециалов и понтификов.

— человеческие жертвоприношения были запрещены и заменены бескровными (лук, волосы и т. п.).

— введен новый луносолнечный календарь, каждый год которого состоял из 355 дней. Ему же приписывается разделение дней на обычные и фесты.

— свой дворец второй римский царь построил на Вели, между Квириналом и Палатином, что символизировало объединение двух общин: римской и сабинянской.

Социальные реформы Нумы Помпилия:

— наделение землей бедных граждан с целью покончить с бедностью, преступлениями и приучить людей к земледелию. Земля была разделена на участки.

— разделение населения города на группы по роду деятельности и ремеслам, что должно было способствовать общему объединению римлян и сабинян. В рамках таких групп должны были совершаться богослужения, проводиться праздники и религиозные обряды.

— ограничение права продажи отцом сына — нельзя было продавать женатых сыновей.

— родители получили право воспитывать детей по своему усмотрению, обучать их любому ремеслу или профессии.

— требовалось уважительное отношение к женщинам-римлянкам, однако их жизнь была несколько ограничена правилами поведения в обществе.

 

Семья Нумы Помпилия

Отец: Помп Помпоний. знатный собинянин.

Мать: —

Жена: 1. Тация, дочь Тита Тация (? – 745 г. до н. э.), царя собинян (? – 745 г. до н. э.), соправителя Древнего Рима (750 г. до н. э. — 745 г. до н. э.). Умерла после 13 лет брака.

Дети: Помпилия, жена Марция I. Мать Анка Марция (677 г. до н. э. – 617 г. до н. э.), 4-го царя Древнего Рима (641 — 617 гг. до н. э.).

Жена: 2. Лукреция

Монархи и правители