Тулл Гостилий

Тулл Гостилий – легендарный третий царь Древнего Рима. Ему приписывают родство с Гостом Гостилием, храбрейшим из римских воинов, погибшим в битве с сабинянами. В виду совпадения родового имени его выдали за родича и предка Тулла, а именно за деда, так как от царствования Ромула до царствования Тулла прошло два поколения.

По легенде, до избрания царём, Тулл Гостилий занимался земледелием, однако, при вступлении на престол в нём заиграло честолюбие, поэтому его правление отмечено многими войнами. В этом он схож с Ромулом, поэтому иногда их называют двойниками, так же как Анка Марция — двойником Нумы Помпилия. И Ромул, и Тулл Гостилий удвоили население Рима, организовали армию, воевали с Фиденами и Вейями, смерть обоих царей была сверхъестественной. Если Ромул и Нума Помпилий олицетворяли собой римские общины Рамнов и Тициев, то Тулл Гостилий является легендарным родоначальником Луцеров, а Анк Марций — плебса.

Тулл Гостилий

710 г. до н. э. – 641 г. до н. э.

лат. Tullus Hostilius

3-й царь Древнего Рима
673 г. до н.э. — 641 г. до н. э.
Предшественник Нума Помпилий
Преемник Анк Марций
Место рождения
Место смерти Рим, Римское царство
Вероисповедание римская религия
Место погребения
Отец Гост Гостилий
Мать
Род Луцеры
Жена
Дети

Информация о жизни и правления Тулла Гостилия в основном легендарная. Основным ее источником является первая книга «Истории от основания города» Тита Ливия, римского историка I века до н. э. Другим важным нарративным источником являются «Римские древности» Дионисия Галикарнасского, который также жил в I веке до н. э. Также информацию о Тулле черпают из археологических и эпиграфических (надписи на твердых поверхностях) источников.

По имеющейся информации, Тулл Гостилий родился около 710 г. до н. э. До избрания царем Тулл Гостилий занимался сельским хозяйством.

После смерти второго римского царя Нумы Помилия примерно в 673 г. до н. э. сенат избрал новым правителем Тулла Гостилия. Сенаторы избрали его, потому, что он был римлянином и его дед, легендарный Гостий Гостилий, боролся с Ромулом против сабинян.

Со смертью Нумы Помилия дух мира в Риме начал слабеть. Первыми шагами Тулла Гостилия были разделение земель Ромула среди римских неимущих и позволение бездомным селиться и строиться на холме Целии. Это принесло ему поддержку самых народных классов.

Став царем, Тулл сразу же стал искать повод к войне с соседями. Молодой царь считал, что государство, ведущее мирную жизнь, ослабевает и утрачивает военную мощь. И Тулл Гостилий повсюду искал предлогов для того, чтобы начать военные действия против соседей. Он объявил войну жителям города Альба-Лонга, обвиняя их в угоне скота у римских поселян (хотя римляне сами также угоняли стада с альбанских полей). Царь отправил послов к правителю Альба-Лонги Гаю Клуилию с требованием возместить нанесенный ущерб. Поскольку альбанцы отказались выполнить это требование, римляне объявили, что через 30 дней начнут военные действия. Однако альбанцы первые с огромным войском вступили в римские земли и расположились лагерем в пяти милях от города и обнесли его рвом. В это время в лагере неожиданно умирает альбанский царь, Гай Клуилий, и альбанцы избирают диктатора Меттия Фуфетия.

Узнав о смерти альбанского вождя, Тулл Гостилий, обойдя вражеский лагерь, вторгся в альбанскую область, заявив во всеуслышание, что всемогущие боги, покарав вождя альбанцев, накажут и весь народ за нечестивую войну с римлянами. Меттий двинулся за римским войском, и, когда обе армии выстроились в боевом порядке лицом к лицу, Меттий обратился к Туллу Гостилию с просьбой — прежде чем вступать в битву, обсудить его предложение. И когда оба вождя, окруженные ближайшими советниками, сошлись в середине бранного поля, Меттий сказал: «Битва должна быть тяжелой и кровопролитной. Когда она кончится, то все будут истощены — и победители, и побежденные. И тогда этруски, народ сильный и на суше, и на море, нападут и поработят всех нас. Не лучше ли нам решить спор о том, кому над кем господствовать, без большого кровопролития и страшных бедствий?».

Тулл Гостилий не мог не оценить разумности сказанного вождем альбанцев. Решено было выявить победителя единоборством нескольких избранных солдат. Случилось так, что и в войске римлян и в войске альбанцев находилось по три брата, которые к тому же еще были близнецами. Римские близнецы были из семьи Горациев, альбанские — из дома Куриациев. Так состоялось легендарное сражение между тройками братьев-близнецов — Горациями и Куриациями.

Было условлено между предводителями, что тот народ, воины которого выйдут победителями в этом сражении, будет повелевать другим народом с его полного согласия. Обеими сторонами была принесена в этом торжественная клятва, скрепленная обращением к Юпитеру с мольбой покарать ударом молнии того, кто осмелится ее нарушить.

Шестеро молодых воинов стали друг против друга посередине между армиями римлян и альбанцев. Они были охвачены жаждой победить во что бы то ни стало в этой беспощадной битве, исход которой решал участь их родного города и народа. Сверкнули обнаженные мечи и началось сражение. Уже стала ослабевать сила ударов, наносимых друг другу сражающимися, уже заструилась кровь по их телам. Все три Куриация получили раны, но, к ужасу римлян, двое из Горациев один за другим пали мертвыми. Из трех братьев Горациев остался один против трех Куриациев. Альбанские воины считали, что победа у них в руках.

Оставшийся невредимым Гораций, понимая, что троих противников сразу ему не одолеть, решил разделить их и сразиться с ними поочередно. Поэтому последний из Горациев сделал вид, что обратился в бегство. Куриации бросились вслед за ним, но догнал Горация первым тот, кто получил наиболее легкую рану. Обернувшись, Гораций напал на подбежавшего к нему противника, и сильным ударом меча сразил его. Затем он налетел на второго Куриация и, не дожидаясь, пока подоспеет третий, нанес ему смертельную рану. Затем Гораций бросился навстречу третьему Куриацию. Но тот, обессиленный ранами и погоней за врагом, уже не мог дать достойный отпор Горацию. Его меч лишь скользнул по щиту Горация, а тот рассек ему голову мечом.

Ликующие римляне окружили покрытого вражеской кровью юного героя, который в качестве трофея взял доспехи последнего сраженного им Куриация. Похоронив убитых на тех местах, где они пали, войска разошлись по домам. Впереди римского войска шел Гораций, неся доспехи трех поверженных Куриациев. На его плечах развевался роскошный плащ, снятый с последнего врага. У ворот города героя ожидала толпа, приветствовавшая мужественного воина, спасшего Рим от господства альбанцев.

Но сестра Горация, Камилла, узнав на плечах брата плащ своего жениха Куриация, вытканный ею самой, разразилась душераздирающими рыданиями. Гораций, возмущенный этими скорбными воплями среди всеобщего ликования, в негодовании выхватил меч и вонзил в грудь своей сестры. При виде такой жестокости народ ужаснулся, а Гораций воскликнул: «Иди за своим женихом, ты, забывшая о павших братьях и отечестве. Так погибнет всякая римлянка, которая станет оплакивать врага!» Горация схватили и привели к царю, чтобы предать суду.

Тулл Гостилий предоставил народу решение о казни или помиловании Горация. Перед народом выступил отец Горациев, который заявил, что, по его мнению, дочь заслужила свою смерть. И если бы он счел поступок сына неправым, то сам и наказал бы виновного. Гораций-отец стал просить народ не лишать его последнего из оставшихся детей. Ведь его сын теми руками, которые должен связать ликтор, чтобы предать позорной казни (По римским законам человек, совершивший убийство, как Гораций, присвоил себе право государства судить виновного и сам стал государственным преступником. Его должны были с закрытой головой повесить на дереве, посвященном подземным богам, и бить палками ликторы.), только что завоевал свободу Риму. Младший Гораций был оправдан и искупил убийство, принеся очистительные жертвы. Сестра Горация была погребена там, где ее настиг меч родного брата.

После объединения в состав римского Сената было введено 100 патрициев из Альба-Лонги.

Его победоносные войны с Альба-Лонгой (12 миль от Рима), Фиденами (18 миль) и Вейями (6 миль) указывают на ранние завоевания Латинской территории и первого расширения Римских владений вне стен Рима.

Альбанцы роптали на то, что судьба целого народа была поставлена в зависимость от смелости и удачливости трех молодых воинов, чья гибель привела к господству римлян над Альба-Лонгой, и осуждали своего правителя Меттия.

Сразу после присоединения Альба-Лонги Рим объявил войну этрусским Фиденам. Во время решающей битвы союзная армия Альба-Лонги уклонилась от сражения, рассчитывая на то, что этруски помогут им низвергнуть римское господство, и римлянам пришлось принять на себя основной удар вражеской армии. Союзники вступили в бой лишь тогда, когда победа римлян стала очевидной. Прогневанный этим замешательством Тулл Гостилий решил отомстить Меттию Фуфетию: его и всех альбанских вождей он созвал к себе в ставку, где обвинил их в предательстве.

Тулл Гостилий публично объявил Меттия предателем, мешающим единству римлян и альбанцев. Несчастный Меттий был привязан к двум колесницам, направленным в разные стороны, и растерзан на части. Это была первая и последняя публичная казнь подобного рода в ранней истории римлян. Устрашив этой казнью альбанцев, Тулл Гостилий заявил, что все жители Альба-Лонги будут переселены в Рим, чтобы с этого времени был один город и одно государство в Лации.

Римские воины, всадники и пехотинцы, были направлены в Альба-Лонгу, чтобы изгнать из города жителей, а затем разрушить сам город. Население Альба-Лонги в глубокой растерянности и смятении покидало навсегда родные стены. Женщины с плачущими детьми бродили по своим жилищам, не зная, что взять с собой из самых дорогих им вещей. Некоторые стояли неподвижно, глядя, как непрерывная вереница людей, покидающих обреченный на разрушение город, бредет по пыльной дороге с тихими вздохами и плачем. И лишь когда послышался треск разрушаемых римскими воинами зданий, последние из несчастных обитателей обреченного города покинули его, окутанные клубами пыли, поднявшейся от падающих стен и крыш.

Римляне сравняли с землей все общественные и частные постройки Альба-Лонги, города, сооружавшегося и украшавшегося на протяжении четырех столетий. Только храмы богов побоялся разрушить грозный царь.

Жители Альба-Лонги были насильно переселены в Рим, на Целийский холм, а сама Альба-Лонга разрушена до основания. Разрушение Альба-Лонги Римом является исторически достоверным событием.

С переселением альбанского народа в Рим мощь государства усилилась. Увеличилось войско, поскольку Тулл Гостилий набрал из альбанцев 300 всадников в конницу и пополнил число легионов.

Следующей была объявлена война сабинянам. Поводом к войне стала обида, нанесённая римским купцам в сабинянской столице Феронии. Война эта закончилась победой для Рима благодаря коннице, пополнившейся альбанцами, однако особенных выгод не принесла.

Легенда гласит, что боги стали являть свое недовольство целым рядом грозных знамений — на альбанской горе шел дождь из камней. Из рощи, лежавшей на вершине горы, раздавался страшный голос, повелевавший альбанцам совершать священнодействия по обычаям их отцов. Боги наслали на Лаций моровую язву, страшную болезнь, которой не избежал и Тулл Гостилий.

Увлекшись войнами, Тулл Гостилий забыл о служении богам. В неудачах и бедах, обрушившихся на Рим, он распознал их немилость.

И вот, ослабев телом и душой, он решил умилостивить богов, прогневавшихся на Рим и его царя. Воинственный дух Тулла Гостилия был сломлен охватившими его суевериями. Он понял, что, казнив Меттия, прогневил Юпитера, который сам должен был покарать клятвопреступника. Поэтому царь, вычитав в записях, оставшихся после Нумы Помпилия о существовании каких-то таинственных священнодействий в честь Юпитера, отправился совершать жертвоприношения. Но поскольку все было начато и проводилось Туллом Гостилием не так, как следовало (Религия римлян предписывала приносящим жертву строжайшее соблюдение всех правил обряда. Малейшее отклонение от выработанной жрецами формулы могло навлечь на молящегося гнев божества вместо милости.), то Юпитер, нисколько не умилостивленный, а разгневанный извращением установленного обряда, метнул молнию в дом царя, убил царя и сжёг его дом.

Говорят, что Тулл Гостилий умер от удара молнии, в наказание за его гордость. Так погиб Тулл Гостилий, процарствовавший над римлянами 32 года.

Его гибель римляне посчитали знамением и решили избрать на царство более миролюбивого царя — Анка Марция.

Монархи и правители