Допотопные цари Шумера

Список шумерских царей записан на шумерском языке на древней глиняной табличке, в которой перечислены цари Шумера из шумерских и соседних династий, их предполагаемая величина правления и местонахождение царства. Царствование считалось переданным богами и могло быть перенесено из одного города в другой, отражая предполагаемую гегемонию в регионе. За время своего существования в эпоху бронзы документ превратился в политический инструмент. Его окончательная и единственная заверенная версия, датируемая средним бронзовым веком, направлена на то, чтобы узаконить претензии Исина на гегемонию, когда Исин боролся за господство с Ларсой и другими соседними городами-государствами на юге Месопотамии.

В списке смешались доисторические, предположительно мифические преддинастические правители с невероятно длительными сроками правления с более поздними, более правдоподобных исторических династий. Хотя первые цари исторически не были опознаны, это не исключает их возможной связи с историческими правителями, которые впоследствии были мифизированы. Некоторые ассириологи рассматривают преддинастических царей как вымышленное дополнение. Известно, что только один из перечисленных правителей является женщиной: Ку-Бау («женщина-хранительница таверны»), которая одна отвечает за третью династию Киша. Самый ранний из перечисленных правителей, чья историчность была археологически подтверждена, — Эн-Мебарагеси из Киша (ок. 2600 г. до н. э.). Ссылка на него и его преемника Аггу из Киша в «Эпосе о Гильгамеше» привела к предположению, что сам Гильгамеш, возможно, был историческим царем Урука.

Три династии отсутствуют в списке: династия Ларса, которая боролась за власть с (включенной) династией Исин во время периода Исин-Ларса; и две династии Лагаша, которые соответственно предшествовали и последовали за Аккадской империей, когда Лагаш имел значительное влияние в регионе. Лагаш, в частности, известен непосредственно по археологическим артефактам, датируемым с. 2500 г. до н. э. Список важен для хронология III-го тысячелетия до н. э. Однако тот факт, что многие из перечисленных династий царствовали одновременно из разных мест, затрудняет воспроизведение строгой линейной хронологии.

Допотопные цари Шумера

ок. XL в. до н. э. — ок. XXX в. до н. э.

Приблизительно в конце III тысячелетия до н. э. в новошумерскую эпоху (2111 г. до н. э. – 2003 г. до н. э.) или в начале эпохи Иссина-Ларсы (2003 г. до н. э. – 1792 г. до н. э.), вероятно, в промежутке времени 2100 — 1900 гг. до н. э. был оформлен и записан литературный памятник, получивший название в шумерологической науке «Царского Списка», который можно считать псевдоисторическим источником. По своей структуре он несколько напоминает хронику.

Выдающийся русский ассириолог И.М.Дьяконов полагал что «Список» был составлен в новошумерскую эпоху, вероятно, в правление шумерского царя Ур-Намма (2111 — 2094 гг. до н. э.), которой считается основателям III династии Ура и новошумерской державы, просуществовавшей с 2111 по 2003 год до н. э.

Примерно в тоже время был составлен другой литературный памятник псевдоисторического характера – «История Туммаля», где были упомянуты якобы все цари, которые производили поочерёдно строительные работы в храме богини Нинлиль (супруги верховного бога шумеров Энлиля) в Туммале. Наряду с «Царским Списком» и «Историей Туммаля», сохранилось также несколько других списков.

Во-первых: это «Кишский список царей», который начинался легендарным эпическим кишским героем Этаной, о котором позднее в старовавилонскую эпоху на аккадском был оформлен эпос «Этана». И.М.Дьяконов писал: «Затем к началу кишского списка (перед Этаной) был прибавлен перечень местных семитских родоначальников и тотемов (?), который по своему происхождению, видимо, не имел отношения к перечню «царей».

Во-вторых: сохранился и «Урукский список энов и царей», ранняя часть этого списка фантастична как, впрочем, «Кишский Список» и «Царский Список» – правители в них правят сотни и даже тысячи лет, но затем цифры продолжительности правления «царей» становятся сильно сокращаются и уже кажутся правдоподобными. Ко всему прочему стоит упомянуть и официальный список правителей кутийских племён, которые в 2200 — 2109 гг.  до н. э. господствовали над Шумером. А также список «Царей Лагаша», который дошёл до нас в достаточно неплохо сохранившемся виде.

«Царский список» — всего лишь перечень разных правителей, которые якобы поочерёдно и последовательно правили от начала мира в разных городах Междуречья, а не последовательная хроника, где хронологически изложены события. При этом вероятность того, что династия правившая раньше другой могла быть помещена позже довольно высока. Правители, которые правили подряд в одном и том же городе, условно составляли одну «династию», но при этом они необязательно состояли в родственных отношениях. Надо иметь в виду и то, что ряд царей «династией» мы называем довольно условно. Т. е. как правило, это правители из одного города-государства правившие посменно, пока это город-государство не приходило в упадок или не было завоёвано извне. В этот самый список попали, как исторические (т. е. существовавшие в действительности), так и мифические легендарные персонажи. Большая часть упомянутых в «Списке» правителей носили титулы эн — жрецов (шум. en), лугалей или «больших людей», «военных вождей» (шум. lu2-gal) или энси (шум. ensi2) – жрецов-строителей, жрецов-градоначальников.

В Раннединастическую эпоху даже не существовало титула «царя» (лугаль). «Лугаль» в понятии именно как «царь» стал использоваться лишь в эпоху династии Аккада, а затем и в эпоху III династии Ура, когда «лугаль» уже не был простой градоправитель или выборный военный вождь, а царь, которому подчинялись десятки или даже сотни ранее независимых городов, ранее управляемые «энами» или «энси». Однако, этот коренной перелом в государственной идеологии пришёлся на отрезок времени 2300 по 2000 гг. до н. э., когда и были созданы первые древневосточные деспотии, могучие царства во главе с деспотическими неограниченными во всём монархами. И этими царствами были: царство Аккада (2334 — 2154 гг. до н. э.), основанное Саргоном Древним, а затем и царство III династии Ура (2112 — 2004 гг. до н. э.), также называемое часто Новошумерским царством.

В «Списке» упомянуты как легендарные полумифологические цари Шумера жившие до потопа такие как Энмедуранна или Зиусудра, так и реальные исторические лица как Эн-Мебарагеси, Лугальзагеси или Саргон Древний. Сам текст «Списка» пропагандисткого толка. Его составители (видимо, новошумерские или первые исинские цари) ставили своей целью показать преемственность и легитимность своих династий от предыдущих. По словам И.М. Дьяконова «целью составления «Списка» было внушение мысли, будто единая царская власть, осуществлявшаяся над всей страной обожествлёнными царями III династии Ура (2111 — 2003 гг. до н. э.), божественного происхождения, что она якобы в начале времён спустилась с неба как некая эманация и, через непрерывную последовательность династий, каждая из которых была всякий раз единственной, перешла, в конце концов, к тому царю, при котором и был составлен «Список». «Список» начинается словами о царственности, которая спустилась с небес:

1-3. После того как царственность спустилась с Небес, была царственность в Эриду, в Эриду царём был Алулим

Условно «Список Царей» можно разделить на две части:

1.) Первая часть повествует о мифических правителях и династиях, которые якобы правили Шумером до Потопа.

2.) Во второй части речь идёт о тех правителях и династиях что правили уже после Потопа, сюда на ряду с легендарными правителями (ранними) попал и целый ряд исторических личностей – правителей, которые действительно правили в Шумере в Раннединастическую эпоху (2900/2800 — 2330 гг. до н. э.), эпоху династии Аккада (2330 — 2150 гг. до н. э.), кутийский и новошумерский период (XX — XXI вв. до н. э.).

В первой части списка (первые 40 строк) упомянуты мифические цари, которые якобы правили в Шумере до Потопа, но которые, однако, в реальности никогда не существовали. В «допотопные времена» царственность передавалась из города в город и первым городом куда царственность спустилась с небес, был южношумерский город Эреду, покровителем которого был общешумерский бог мудрости, знаний, магии и ремесла Энки.

1. После того как царственность спустилась с Небес,

2. была царственность в Эриду

3. в Эриду царём был Алулим

4. 28 800 лет правил,

5. Алальнгар 36 000 лет правил.

6. Два царя

7. совместно (в сумме) 64 800 лет правили.

8. Затем Эриду пал,

9. царственность была унесена в Бад-Тибиру.

Итак после падения легендарной династии города Эриду (совр. арабск. Абу Шахрейн), где главным богом считался шумерский бог магии, ремесла и мудрости Энки, царственность была унесена в Бад-Тибиру, где три царя правили 108 100 лет.

11. В Бад-Тибире Эн-ме-лу-ана

12. 43 200 лет правил,

13. Эн-мен-галь-ана

14. 28 800 лет правил,

15. Думузид, пастух 36 000 лет правил,

16. 3 царя

17. Совместно 108 000 лет правили.

18. Затем Бад-Тибира пала.

19. Царственность была унесена в Лараг

20. В Лараге Эн-сипад-зид-ана

21. 28 800 лет правил,

22. Один царь

23. 28 800 лет правил он.

24. Затем Лараг пал,

25. Царственность была унесена в Зимбир (Сиппар).

26. В Зимбире Эн-мен-дур-ана

27. царём стал, 21 000 лет правил,

28. один царь

29. 21 000 лет правил

30. Затем Зимбир (Сиппар) пал

31. и царственность была унесена в Шуррупак.

32. В Шуррупак Убара-туту

33. царём стал, 18 600 лет правил

34. и царь

35. 18 600 лет правил

36. в 5 городах

37. (всего) 8 царей

38. 241 200 лет правили

39. затем потоп смёл всё.

Итак, царственность передавалась из одного города в другой, пока потоп не обрушился на землю. Потоп был ниспослан на землю богами во главе с верховным богом Энлилем дабы изничтожить человечество. Однако, как известно, погибли не все люди. По шумерским сказаниям выжил лишь Зиусудра и его семья. В Аккадском эпосе «Атрахзис» он назван уже «Атрахазисом», а в другом аккадском эпосе «О всё видавшем» — Утнапиштимом.

Как видно из списка, допотопные цари правили в Шумере очень долго. В Библии в книге “Бытия” (Genesis) древние патриархи жили также долго, однако их возраст не может сравниться с шумерскими долгожителями, так как хотя бы тот же Адам жил всего 930 лет, а Сиф 912 лет, Енос 905, Каинан 910, Малалеил 995, Иаред 962, Енох 365, Мафусал 969, Лемех 777 лет, и десятым допотопным патриархом был Ной, которому было 500 лет, когда начался потоп.

«Адам жил сто тридцать лет, и родил cына по подобию своему, по образцу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождению им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер. Сиф жил сто пять лет, и родил Еноса. По рождению Еноса, Сиф жил восемьсот семь лет, и родил сынов и дочерей. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер…» (Быт. 5, 3-8).

Как видно ветхозаветные патриархи начиная от Адама и заканчивая Ноем не доживали и до 1000 лет, в то время как шумерские допотопные «правители» могли править по 20-30 тысяч и более лет каждый. Несмотря на это, еврейская традиция «написания истории» в «Бытие» и «Списке» довольны схожи. Как у шумеров, так и у евреев «праотцов» или «патриархов» было ровно 10 пока не начался потоп. Однако, наряду с 10 библейскими патриархами по «Списку» было всего 8 шумерских допотопных правителей и этими были: Алулим, Алальнгар, Эн-ме-лу-ана, Эн-мен-галь-ана, Думузид, Эн-сипад-зид-ана, Эн-мен-дур-ана и Убара-туту. Итак, по «Списку» при восьмом, а не при десятом правителе (Убара-туту) начался потоп, в то время как в Книге «Бытия» при десятом патриархе начался потоп, который смёл всё живое с земли. Хотя, у Беросса (вавилонский историк IV — III вв. до н. э.) опять-таки этих месопотамских допотопных патриархов было 10. Так, что данные «Списка» и «Беросса» расходятся в деталях.

«После того, как случился потоп, царская власть (вновь) была ниспослана с небес; и тогда царская власть (утвердилась) в (граде) Киш».

Раскопки в Ираке выявили доказательства локальных наводнений в Шуруппаке и других шумерских городах. Слои речных отложений, радиоуглеродным методом датируемых ок. 2900 г. до н. э., прерывают непрерывность поселений, расширяясь далеко на север до города Киш. Полихромная керамика периода Джемдет-Наср (3000 — 2900 гг. до н. э.) была обнаружена непосредственно ниже слоёв наводнений.

Срок правления нижеследующих царей измеряется в шумерских числительных единицах известных как «сар» (3600 лет), «нер» (600 лет), и «сосос» (60 лет). Предпринимались попытки сопоставить эти числа с более разумными значениями.

Правитель

Продолжительность правления

Приблиз. даты

Примечание

«После того, как царственность спустилась с небес, царство было в Эриду. В Эриду Алулим стал царем, он правил 28800 лет.»

Алулим 8 саров (28 800 лет) Между XL и XXX вв. до н. э. Царствовал в Эриду
Аллалгар 10 саров (36 000 лет) Царствовал в Эриду
«Эриду пал, и престол царства был перенесен в Бад-Тибиру.»
Эн-Менлуанна 12 саров (43 200 лет) Царствовал в Бад-тибире
Эн-Менгаланна 8 саров (28 800 лет) Царствовал в Бад-тибире
Думузи («пастух») 10 саров (36 000 лет) Царствовал в Бад-тибире
«Бад-Тибиру пал, и престол был перенесен в Ларак.»
Эн-Сибзаанна 8 саров (28 800 лет) Царствовал в Лараке
«Ларак пал, и престол был перенесен в Сиппар.»
Эн-Мендуранна 5 саров и 5 неров (21 000 лет) Царствовал в Сиппаре
«Сиппар пал, и престол был перенесен в Шуруппак.»
Убар-Туту 5 саров и 1 нер (18 600 лет) Царствовал в Шуруппаке
Шукурлам (Шуруппак) 8 саров (~28 800 лет) Царствовал в Шуруппаке
Зиусудра 10 саров (~36 000 лет) Царствовал в Шуруппаке
Лал-ур-алим-ма Согласно песне о невинном страдальце, Лал-ур-алим-ма — ниппурский жрец-заклинатель (строчка 25, табличка III)
Таби-утул-Энлиль Царствовал в Ниппуре
«Затем потоп смыл (страну).»
Монархи и правители