• Новости

  • Архив

  • Самое популярное

  • Мета

  • Новое

  • Словарь

    А

     

    Аллод (Allod) — свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность в Западной Европе в период раннего Средневековья. Полный или поздний аллод сменил у германских племен общинные, коллективные формы собственности.

    Ему предшествовали переходные формы: вначале движимое и недвижимое имущество сохранялось в нераздельной собственности узкого круга сородичей — большой семьи (ранний аллод), а затем право наследования пахотными земельными наделами общинников было закреплено за сыновьями умершего владельца. Впервые это было зафиксировано в Салической правде. На территории бывшей Западной Римской империи образование аллода было ускорено влиянием уцелевшей здесь полной собственности на землю римского типа. Поздний аллод оформился к началу VI века у вестготов, к концу VI века у франков, в VII — VIII веках у большинства германских племен. У саксов и фризов аллод утвердился в начале IX века. Возникновение аллода, превращение земли в объект дарений, купли-продажи привело к углублению имущественного расслоения в среде общинников. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов была втянута в феодальную зависимость, а их земли превратились в зависимые крестьянские держания. Аллоды крупных и средних землевладельцев постепенно уступали место условной феодальной собственности — бенефицию, затем феоду. Однако аллодиальная собственность сохранялась в Англии, Италии, Испании, Германии (главным образом в Саксонии) и особенно в Южной Франции и Скандинавии. Аллодиальной собственности феодалов в некоторой степени соответствовали: в Русском государстве вотчина, в странах Ближнего и Среднего Востока — мульк, в Китае — чжуантянь, в Японии — сёэн.

    Апанаж (франц. apanage), часть королевского домена, предоставлявшаяся во Франции (до 1832 г.) и некоторых других европейских монархиях суверенами своим младшим сыновьям, братьям (обычно пожизненно).

    Арбалет (франц arbale?te от латин. arcus — лук и ballista — метательный снаряд), холодное метательное оружие в средних веках, стальной или деревянный лук, укрепленный на деревянном станке (ложе).

    Стрельба из арбалета ведется короткими стрелами с кожаным или деревянным оперением (или без него). Первые арбалеты в Европе появились в девятом веке. Точность и мощь стрельбы из арбалета произвела такое сильное впечатление на современников, что в 1139 году папа римский на Втором Латеранском соборе предал арбалет проклятию как «богопротивное оружие» и предложил исключить его из вооружения христианских войск. Однако в последующем арбалеты не только не вышли из употребления, но напротив, получили повсеместное признание. Отказываться от них начали лишь в шестнадцатом веке по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия . Германские ландскнехты использовали арбалет до конца шестнадцатого века, а британские стрелки воевали с ним даже в 1627 году.

    Средневековый арбалет состоял из деревянной ложи с прикладом, позволявшим вскидывать его на плечо. В ложе был устроен продольный желобок, куда клали короткую тяжелую стрелу. К ложу прикрепляли лук. Крепкую толстую тетиву, обычно сплетали из воловьих жил или пеньки. В зависимости от способа взведения тетивы средневековые арбалеты делились на три основных типа. У наиболее простого тетиву натягивали с помощью приставного железного рычага, называвшегося «козья нога». У более мощного арбалета тетиву натягивали зубчатым механизмом. А самым грозным и дальнобойным стал арбалет, снабженный воротом — блочным устройством с двумя рукоятками.

    Разновидность арбалета, которая стреляла каменными пулями, называлась баллистером. Облегченную модель баллистера называли шнеппером.

    На Руси арбалеты назывались самострелами. Они были известны здесь с X в. Самострел на Руси представлял собой небольшой, сделанный из рога или железа лук, крепившийся к деревянной ложе, на которой в имеющийся желобок закладывали короткие, кованые из железа стрелы. Натянутая тетива цеплялась за рычаг, нажимая на который стрелок спускал тетиву.

    Позже самострелы стали подразделяться на ручные и станковые. Ручной самострел натягивался с помощью стремени (железной скобы для упора ногой, или ворота), а спуск производился простейшим спусковым устройством. Станковый самострел устанавливался на особом станке (раме) с колесами. В нем применялся стальной лук и толстая тетива из веревки или воловьих жил, для взведения которой использовалось зубчатое приспособление — самострельный коловорот. Введение коловоротов представляло собой крупное усовершенствование в устройстве самострелов, так как для натягивания тетивы самострелов в XII — XIV веках, привлекалось до 50 воинов.

    В двадцатом столетии арбалет иногда применялся как боевое оружие в национально-освободительных войнах, чаще всего в качестве самострела-ловушки. Во время Первой мировой войны 1914—1918 годов немцы применяли станковый арбалет в качестве гранатомета.

    С середины 1950-х годов в западных странах развивается арбалетный спорт. Спортивные арбалеты послужили образцом для создания современных боевых арбалетов. По своим габаритам и весу они близки к автоматам и пистолетам-пулеметам, применяются в разведывательно-диверсионных подразделениях. Часто боевые арбалеты делают разборными, что упрощает их транспортировку и маскировку.

     

     

    Б

     

    Бенедиктинцы, католический монашеский орден, следующий Уставу св. Бенедикта Нурсийского (латинское cокращение O. S. B.). Женская ветвь ордена — бенедиктинки, основана Св. Схоластикой, сестрой Бенедикта Нурсийского. В конце VI в. после разрушения Монтекассино лангобардами монахи Св. Бенедикта пришли в Рим, принеся с собой бенедиктинское правило. Григорий I Великий ввел его в своем монастыре, откуда благодаря миссионерам св. Августина Кентерберийского Устав распространился в Англии. В ирландско-франкских монастырях в VII в. устав Св. Бенедикта использовался наряду с правилом Св. Колумбана. Дальнейшее распространение устава в Европе связано с деятельностью англо-саксонских миссионеров в конце VII — первой половине VIII в., прежде всего Св. Бонифация.

    Бенедиктинские монастыри не являлись в строгом смысле орденом, т. к. сохраняли полную независимость, будучи объединены только исполнением Устава. В начале IX в. Св. Бенедикт Анианский при поддержке Людовика Благочестивого попытался реформировать монашество во франкской империи на основе Устава Св. Бенедикта (монашеский статут Capitulare Monasticum, принятый на соборе в Ахене в 817 u/). В X в. в рамках Клюнийской реформы образовалась обширная конгрегация, включавшая сотни монастырей, зависящих от центрального аббатства Клюни (см. Клюнийский орден). В XI в. возникли ордена цистерцианцев, картузианцев и камальдолийцев.

    В средние века неоднократно предпринимались попытки объединить все существовавшие обособленно бенедиктинские монастыри в единый орден (булла Benedictina 1336 г. папы Бенедикта XII), однако более жизнеспособными оказались конгрегации из нескольких, как правило, не слишком удаленных друг от друга обителей, подчинявшихся единому центру: Санта Джустина в Падуе, основана в 1412 г.; Бурсфельд в Саксонии, основан в 1446 г.; Мельк в Австрии, позднее мавристы во Франции. Бенедиктинские монастыри сильно пострадали в результате Реформации, Великой французской революции и секулярной политики европейских государств. В XIX в. началось возрождение бенедиктинцев (аббатство Солем во Франции, Бойрона в Германии и др). В 1893 г. папа Лев XIII поставил во главе всех бенедиктинцев аббата-примаса, и с этого времени бенедиктинское монашество существует как Конфедерация конгрегаций, сохраняющих существенную самостоятельность.

    Бенедиктинское монашество, в течение веков занимавшее центральные позиции в Европе, сыграло огромную роль в сохранении и распространении учености и гуманитарного образования и развитии богослужения. В настоящее время бенедиктинцы ведут обширную ученую, педагогическую и миссионерскую деятельность.

    Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние), в период раннего средневековья в Западной Европе земельное владение, которое жаловал король (или какой-либо другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или административной службы. Постепенно превратился в феод. В католической церкви бенефиций — доходная должность или земельный участок, полученные как вознаграждение духовным лицом.

    Блазон (от старофранц. blason — щит), язык геральдики. Он был создан первыми герольдами как язык, позволяющий подробно и точно описать герб, чтобы его рисунок можно было воспроизвести по описанию. Язык представляет собой смесь старофранцузских слов со староанглийскими и средневековой латынью.

    Отсюда произошло блазонри — искусство изображения и трактовки гербов.

    Для описания гербов на русском языке также был выработан особый язык с обильным использованием церковнославянского, употребляются и специфические термины из блазона.

    Буржуазия (франц. bourgeoisie — горожане), общественный класс собственников капитала, получающих доходы в результате торговой, промышленной, кредитно-финансовой и др. предпринимательской деятельности. Возникла в условиях традиционного (феодального и др.) общества, в результате революций и реформ XVI — XX вв. приобрела значительное экономическое и политическое влияние, способствовала утверждению индустриального общества и рыночной экономики, ценностей либерализма и демократии. Современная буржуазия в развитых странах включает: крупную финансовую и промышленную буржуазию, к которой примыкает высший слой управляющих; значительный слой средней буржуазии, совмещающей владение капиталом и предпринимательские функции; мелкую буржуазию. В развивающихся странах формирование разных слоев буржуазии связано с процессом модернизации общества. В странах, где был установлен социалистический режим, буржуазия была ликвидирована как класс. В ряде таких стран в процессе становления рыночной экономики и гражданского общества возрождается социальный слой частных собственников и предпринимателей.

     

     

    В

     

    Вассал (ср. -век. лат. vasallus, от кельт. vassus — «слуга»), в Средние века «слуга», человек, исполнявший в обмен на предоставление земли в держание определенную службу в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности.

    С развитием феодальных отношений в Западной Европе вассалом стал называться человек, поступивший на службу (преимущественно военную) к другому — сеньору, которому он «передавал» себя, становясь его «человеком». Этот акт назывался коммендацией, позднее — оммажем.

    Отношения между вассалом и сеньором закреплялись присягой верности и определенной церемонией: вассал клал свои сложенные ладони в ладони сеньора, а тот передавал ему меч. Вассал обязывался предоставлять сеньору помощь (лат. auxilium), которая заключалась прежде всего в военной службе (40 дней в году), а также различные выплаты и участие в совете (лат. consilium). За службу вассал получал в держание землю — феод (фьеф, лен). Сеньор должен был поддерживать и защищать своего вассала.

    В IX в. франкский король Людовик Благочестивый предписал, чтобы каждый стал чьим-либо «человеком», позднее то же было предписано и в Англии. Таким образом, сложилась иерархическая система вассальных связей, при которой каждый был чьим-то вассалом, в том числе и монархи, которые считались вассалами папы Римского или Божьими вассалами (в Норвегии, например, «вечного короля» Норвегии Олафа Святого). Высшая знать считалась «прямыми» вассалами монарха, остальные — «непрямыми».

    В некоторых странах (например, во Франции) с развитием частной власти феодалов возник принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», подразумевавший, что «непрямой» вассал, например, монарха, не обязан ему подчиняться. Такой вариант вассалитета повсеместно в Европе исчез с усилением королевской власти и централизацией государств.

    Вормсский конкордат 1122, заключен в немецком г. Вормс, завершил борьбу за инвеституру. Император «Священной Римской империи» отказывался в пользу римского папы от духовной инвеституры; в Германии (но не в Италии и Бургундии) императору обеспечивалось право участия в избрании епископов и аббатов.

     

     

    Г

     

    Геральдика (от ср. -век. лат. heraldus — глашатай), гербоведение. Со 2-й половины XIX века — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее, в XIII — 1-й половине XIX веков, — составление дворянских, цеховых и земельных гербов. В наиболее распространенном понимании геральдика занимается гербами, появившимися в европейском средневековье.

    Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство), условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб обязательно отражает исторические традиции владельца. Гербы составляются по определенным правилам, принятым в данной стране в данный исторический период и утверждаются специальным законодательным актом.

    Герольд (нем. Herold, от ср. -век. лат. heraldus — глашатай), в Западной Европе в средние века распорядители торжествами и состязаниями, рыцарскими турнирами, поединками между дворянами. Герольды происходили из военного сословия, проходили обучение грамоте (что не входило в круг рыцарского образования), чтобы вести родословные записи. Многие из владели иностранными языками, были талантливыми поэтами. В военное время герольды решали, за кем осталась победа в сражении.

    Становление института герольдов произошло в XIII — XIV вв. В это время образовывались корпорации герольдов со всеми атрибутами средневековых цехов, во главе которых стояли гербовые короли.

     

     

    Д

     

    Дард (дарт) (англ. dart), холодное оружие, английское, короткое метательное копье, дротик; использовался английскими воинами в XV веке.

    Домен (франц. domain, от лат. dominium — владение),

    1) в Западной Европе в средние века часть поместья (вотчины), на которой феодал вел собственное хозяйство;

    2) совокупность наследственных земельных владений короля (королевский домен).

    Дротик, старинное холодное оружие, короткое метательное копье с каменным, костяным, металлическим наконечником.

    Дротик использовался, начиная с каменного века и до средневековья. Являлся основным метательным оружием для племен, не знавших лука и стрел (австралийцы) или не применявших их (алеуты). Для повышения дальности метания дротика (до 70-80 метров) применялась ременная петля, увеличивающая силу броска. Дротики с железным наконечником состояли на вооружении армий Древней Греции и Древнего Рима. В состав армии Александра Македонского входили специальные подразделения дротикометателей, которые действовали в рассыпном строю и наносили первый удар по боевым порядкам противника.

     

     

    И

     

    Инвеститура (от лат. investio — облачаю), в средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение феодом. Инвеститура духовных лиц, кроме этой светской инвеституры, включала также утверждение епископа, аббата в духовном сане (духовная инвеститура). В XI — XII вв. за право инвеституры происходила борьба между императорами Священной Римской империи (осуществлявшими с Оттона I инвеституру епископов и аббатов) и римскими папами, претендовавшими на это право, конец которой положил Вормсский конкордат 1122.

     

     

    К

     

    Каносса (Canossa), замок маркграфини Матильды в Северной Италии, где в январе 1077 в ходе борьбы за инвеституру отлученный от церкви и низложенный император «Священной Римской империи» Генрих IV униженно вымаливал прощение у своего противника римского папы Григория VII. В переносном значении «идти в Каноссу» — согласиться на унизительную капитуляцию.

    Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли капитализм определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества. В конце XX века капитализм вступил в фазу развития, которую называют «смешанной экономикой», «постиндустриальным обществом», «информационным обществом». В марксизме капитализм рассматривается как классовое общество, основанное на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда; капитализм сменил феодализм и должен предшествовать социализму — первой стадии коммунизма.

    Основными признаками капитализма считаются: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, превращение рабочей силы в товар. В своем развитии капитализм проходит ряд стадий, но его характерные черты остаются неизменными. Возникновение капитализма было подготовлено общественным разделением труда и развитием товарного хозяйства в недрах феодализма. Развитому капитализму предшествовал период первоначального накопления капитала. Капитализм возник в городах Италии (торговля) и Нидерландах (мануфактура) в XIV — XV веках, и начал утверждаться в Европе с XVI века. Превращение рабочей силы в товар и средств производства в капитал означало переход от простого товарного производства к капиталистическому. Первоначальное накопление капитала было одновременно процессом расширения внутреннего рынка. Крестьяне и ремесленники, существовавшие ранее своим хозяйством, превращались в наемных рабочих и вынуждены были жить продажей своей рабочей силы, покупать необходимые предметы потребления. Средства производства превращались в капитал, создавался внутренний рынок средств производства, необходимых для возобновления и расширения производства товаров. Великие географические открытия (середина XV — середина XVII веков) и захват колоний (XV — XVIII века) обеспечили европейским странам источники накопления капитала (вывоз из захваченных стран драгоценных металлов, доходы от торговли, работорговля) и привели к росту международных экономических связей. Развитие товарного производства и обмена, сопровождавшееся дифференциацией товаропроизводителей, служило основой дальнейшего развития капитализма. Многие западные историки и экономисты (например, Макс Вебер) отмечают большую роль, которую в становлении капитализма сыграла Реформация XVI века, особенно протестантская трудовая этика.

    Началом капиталистического производства стала простая капиталистическая кооперация — совместный труд людей, выполняющих отдельные производственные операции под контролем капиталиста. Постепенное укрепление экономических и политических позиций буржуазии подготовило условия для революций в Нидерландах в конце XVI века, в Англии в середине XVII века, во Франции в конце XVIII века. Крупный шаг в развитии производительных сил был сделан с появлением мануфактуры в середине XVI века. К середине XVIII века развитие капитализма в передовых странах Западной Европы натолкнулось на узость технической базы. Переход от мануфактуры к фабричной системе был осуществлен в ходе промышленного переворота, который начался в Великобритании во второй половине XVIII века и завершился к середине XIX века. Изобретение парового двигателя привело к появлению ряда машин. Рост потребности в машинах и механизмах привел к изменению технической базы машиностроения и переходу к производству машин машинами. Возникновение фабричной системы означало утверждение капитализма как господствующего способа производства, создание соответствующей ему материально-технической базы. Переход к машинной стадии производства способствовал развитию производительных сил, возникновению новых отраслей и вовлечению в хозяйственный оборот новых ресурсов, быстрому росту населения городов и активизации внешнеэкономических связей.

    Клюнийская реформа, преобразования в кон. X — XI вв. в католической церкви, направленные на ее укрепление. Движение за реформу возглавило аббатство Клюни (Cluny) в Бургундии (Франция). Главные требования клюнийцев: суровый режим в монастырях, независимость их от светской власти и от епископов, непосредственное подчинение папе; запрещение симонии, соблюдение целибата. Часть требований была осуществлена. Программу клюнийцев использовало папство в борьбе с императором за инвеституру.

    Коммендация (от лат. commendo — вверяю, передаю), в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более «сильного», могущественного, богатого человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодального класса, так и личную зависимость крестьянина от феодала.

    Куртуазность (куртуазия) (англ. courtly love; франц. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином; оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в кон. XI в. в поэзии трубадуров при дворе владетельных сеньоров Аквитании и Прованса.

     

     

    Л

     

    Лен (нем. Lehn), в средневековой Германии первоначально то же, что бенефиций, затем то же, что феод. Иногда употребляется и применительно к аналогичному институту других стран.

    Летописи, исторические произведения, вид повествовательной литературы на Руси XI — XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.

    Лук, холодное оружие для метания стрел, состоящее из пружинящей дуги (деревянной, иногда с костяными и роговыми накладками) и тетивы.

    Лэнс (англ. lance), холодное оружие , рыцарское копье или пика.

    Имеет защитный диск руки, ограничительный валик и узкий наконечник. Во время рыцарских турниров боевой наконечник лэнса заменялся на другой, более безопасный. Иногда прикрывающий руку диск заменялся круглым конусом, в некоторых турнирных вариантах лэнса такой конус разрастался до размеров миниатюрного щита. В походе лэнс держали вертикально в специальном упоре. Иногда для точности удара лэнс опирали на специальный опорный крюк, крепившийся к доспехам или к конскому снаряжению или просовывали в особый вырез с правой стороны щита.

    Разные типы лэнса различались как по длине, так и по весу и подразделялись на легкие, средние и тяжелые. К древку лэнса мог крепиться флаг с геральдической символикой. Обычно рыцарское копье было очень длинным, до 5 м. Во время боя лэнсом стремились нанести удар в сочленение доспехов, под забрало, или выбить им противника из седла, стараясь попасть в щель между его ногами и седлом. Прямой удар лэнса в корпус противника, усиленный движением лошади, обычно был смертельным, несмотря на все защитное снаряжение.

     

     

    М

     

    Менестрель (франц. menestrel, от позднелат. ministeriales -состоящий на службе), средневековый (XII — XIII вв.) придворный певец и музыкант (нередко также поэт и композитор) во Франции и Англии. В куртуазной лирике воспевал рыцарские подвиги, служение даме. В XIV — XVIII вв. менестрелями называли также простонародных музыкантов, скитавшихся по городам и селам.

    Мейстерзингеры (нем. Meistersinger), «мастера пения», представители немецкой бюргерской поэзии, пришедшей на смену рыцарскому миннезангу во второй половине XIII века. Лирике мейстерзингеров свойственна морализация, дидактический пафос.

    Миннезингеры (нем. Minnesinger — певец любви), немецкие рыцарские поэты-певцы XII — XIV вв.

    Монастырь (от греч. monasterion — келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие — буддийские монастыри (сер. I-го тыс. до н. э., в Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (III — IV вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри — крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами.

    В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри, в Китае, Японии, Юго-Вост. Азии — ансамбли деревянных храмов-павильонов, в Тибете, Монголии — строго регулярные комплексы ламаистских монастырей. Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.

     

     

    О

     

    Оммаж (франц. hommage), в средневековой Западной Европе церемония заключения вассального договора между сеньором и вассалом; сочеталась с клятвой верности (фуа).

    Оруженосец, в Средние века сын вассала, состоявший на службе при дворе сюзерена или в замке уважаемого рыцаря, в чьи обязанности входило сопровождать своего господина на войну или турнир, носить его щит и служить личным телохранителем.

    В оруженосцы обычно производили пажей, достигших возраста 13 — 14 лет. Обряд происходил в церкви у алтаря, где в присутствии родителей с горящими свечами в руках священник с благословением передавал подростку меч и пояс.

    В походе оруженосец вел за едущим впереди рыцарем его боевого коня с высоким седлом, на которое складывались доспехи и прочее вооружение. Перед сражением оруженосец облекал своего господина в латы, соединяя отдельные их части, что требовало определенного навыка. Во время боя он все время находился при господине, подавал новое копье, подводил коня, при опасности устремлялся на выручку и часто выносил его из битвы в безопасное место, если тот был ранен.

    Прослужив до 21 года в этом звании и доказав свою верность, храбрость и способность к военному делу, оруженосец посвящался в военное братство рыцарей.

     

     

    П

     

    Пика (франц. poiqie, польск. pika), холодное колющее оружие, разновидность длинного копья. Состоит из трехгранного или четырехгранного наконечника и древка. Общая длина пики — до 3,3 метров, длина наконечника до 12 см, масса — 3-4 килограмма.

    С древних времен пика находилась на вооружении пехоты и кавалерии, применялась в ближнем рукопашном бою и в отличие от копья не была метательным оружием. Появление пики было обусловлено развитием защитного снаряжения воинов, которое не пробивалось ни дротиком, ни копьем. Наконечники дротиков и копий представляют собой плоские фигуры, которые при встрече с твердой преградой могут согнуться или сломаться. В отличие от них наконечник пики имеет эффективную форму граненого штыка. По поверхности боковых граней наконечника проходят долы. Они облегчают вес наконечника без уменьшения его прочности. Наконечник пики состоит из клинка и трубки с тремя помочами для крепления к древку. Клинки наконечников делают из высокопрочной закаленной стали. На заднем конце пики крепили подток — острый небольшой наконечник, который служил для укрепления конца пики и в качестве дополнительного поражающего элемента. На привале пика втыкалась подтоком в землю. Кавалерийские пики часто украшались небольшими флажками.

    В пехоте пики использовались до XVIII века.

     

     

    Р

     

     

    Рыцарство, привилегированный социальный слой в странах Зап. и Центр. Европы в средние века: в широком смысле — все светские феодалы, в узком — только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Главной обязанностью вассала-рыцаря было несение за свой счет военной службы в войске своего сеньора. Рыцарь должен был приобрести боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы), он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах.

    Расцвет рыцарства — XII — XIV вв. В XV — XVI вв. с возникновением постоянных армий и распространением огнестрельного оружия военная роль рыцарства сходит на нет; рыцарство преобразуется в сословие дворянства.

    Рыцарь (нем. Ritter, первонач. — всадник), в Западной и Центральной Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы, составлявшие так называемый рыцарский кодекс: храбрость, честность, великодушие, щедрость, гостеприимство, учтивость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Будущий рыцарь с самого раннего возраста получал особое рыцарское воспитание. В 21 год происходило посвящение в рыцари, которое представляло собой сложное ритуальное действие (принятие причастия, омовение, коленопреклонение перед господином, демонстрация умения владеть копьем и др.). Полноправный рыцарь принимал оммаж (от франц. hommage — вассальная зависимость), который заключался в принесении клятвы верности своему господину.

    Рыцари составили отдельную социальную категорию, к которой относились все светские феодалы (рыцарство в широком смысле) или часть их — мелкие феодалы-воины (рыцарство в узком смысле). Они являлись основой для рыцарского войска — тяжеловооруженной конницы, являвшейся в XI — XIV веках главной силой феодальных армий Западной Европы.

    Оружием рыцарей были меч, тяжелое копье (лэнс), иногда топор на длинной рукоятке, булава (палица). Защитное вооружение включало в себя доспехи рыцаря и конская броня. Низшей организационно-тактической единицей рыцарского войска было «копье», в которое входили рыцарь, оруженосец, конные и пешие лучники и пажи; высшей — «знамя», включавшее 25 — 80 копий. Бой велся главным образом путем единоборства рыцарей. В XIV — XVI вв. с развитием огнестрельного оружия рыцарское войско постепенно утратило свое значение.

     

     

    C

     

    Сеньор (от лат. senior — старший), в Западной Европе в средние века:

    1) феодал, земельный собственник (собственник сеньории), в зависимости от которого находились крестьяне (а часто и горожане);

    2) феодал, в личной зависимости от которого находились более мелкие феодалывассалы.

    Сюзерен (франц. suzerain), в Западной Европе в средние века — верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам.

    Сюзеренитет, в средневековой Европе система личных иерархических отношений между сеньором и его вассалами.

     

     

    Т

     

    Трубадуры (франц. troubadour) — провансальские поэты-певцы XI — XIII веков. Термин образован от провансальского trobar — «находить». Французский аналог трубадура — трувер. Изысканная лирика трубадуров и труверов воспевала рыцарскую куртуазную любовь, радости жизни, обычаи придворной культуры. История сохранила много имен певцов-трубадуров, а также тексты и слова около двухсот пятидесяти песен. Творчество трубадуров отличается разнообразием тематики и жанров.

    Известно около пятисот трубадуров, главным образом светских феодалов (например, герцог Гильом IX Аквитанский) и мелких рыцарей, а также ряд трубадуров-горожан, например сын купца Фуше Марсельский, сын меховщика Пейре Видаль. Помимо воспевания радостей жизни, культа «прекрасной дамы», куртуазной любви, трубадуры описывали воинские подвиги, многие из них участвовали в крестовых походах (например, Гильом де Пуатье); встречались и социально-политические мотивы (Бертран де Борн). Лирика трубадуров отличалась изысканностью, сложностью стиха, музыкальностью, оказала влияние на труверов, немецких миннезингеров. Часто у трубадура служил менестрель, аккомпанировавший ему на музыкальном инструменте.

    Песни трубадуров написаны на старопровансальском языке. Обычно трубадуры сами исполняли свои произведения, лишь некоторые поручали их исполнение жонглеру. Например, Бертран де Борн неоднократно обращался в своих песнях к жонглеру Папиолю. Творчество трубадуров развивалось главным образом в Провансе, но получило распространение также в Северной Франции, в Италии и Испании, что было обусловлено культурной и языковой близостью. Во многих областях Южной Европы язык провансальских поэтов был единственным литературным языком. Провансальские поэты путешествовали по Испании, Италии, Северной Франции, многие испанцы, итальянцы, французы слагали свои песни на провансальском языке.

    Поэзия трубадуров была связана с жизнью рыцарского замка, крупные феодалы были покровителями трубадуров, в своих стихах трубадуры нередко упоминают о милостях или опале меценатов, восхваляют их щедрость или осуждают скупость. Многие дворцы и замки знатных любителей поэзии превратились в центры поэтического искусства, например, при дворах тулузских графов, марсельских виконтов, овернского дофина, королей арагонских и кастильских, маркизов монферратских и д'Эсте. Немало трубадуров жило у знатных меценатов в качестве придворных поэтов, но многие вели жизнь странствующих певцов.

    Таким образом, значительная часть трубадуров состояла из профессиональных поэтов, литературное творчество обеспечивало им средства к существованию. Социальный состав трубадуров был пестрым: небогатые рыцари (Гильом де Кабестан, Раймон де Мираваль), монахи (Пейре д'Альвернья, Пейре Карденаль, которому монастырь разрешил сочинять светских песни и исполнять их в рыцарских замках, с тем чтобы получаемая плата поступала в монастырскую казну), представители третьего сословия (Фолькет де Марселья, Маркабрюн). Помимо профессиональных поэтов искусством трубадуров занимались представители аристократии. Поэтому поэзия трубадуров составляет идейного единства, простолюдин Маркабрюн пользуется изысканной формой пасторели для осмеяния бездельников-дворян, а Бертран де Борн в сирвентах прославляет набеги и грабежи как единственно достойное рыцаря занятие.

    По своему происхождению провансальская лирика, возникшая в конце XI века, связана с народным песенным творчеством. Некоторые жанры поэзии трубадуров наглядно демонстрируют фольклорную традицию. Так баллада (провансальское balata — «плясовая») в текстах и в музыке связана с народными хороводными песнями; в одной из балладе упоминается «апрельская королева» — традиционный персонаж народных весенних обрядов. Жанр альба, изображающий расставание влюбленных при наступлении дня (провансальское alba — «утренняя заря»), связан со свадебным фольклором. Для самого распространенного жанра поэзии трубадуров, кансоны — любовной песни (провансальское canso — «песня»), характерны «весенние запевы», состоящие в том, что поэт начинает свою песню с описания весны, птичьего щебета, расцветающих цветов и распускающейся зелени, что тесно связано с народной лирикой.

    Труверы (франц. trouvere, от trouver — находить, придумывать), французские средневековые поэты-певцы (XII — XIII вв.), часто авторы слов и музыки. Труверы также писали повести, куртуазные романы (Кретьен де Труа), драмы (Жан Бодель, Jean Bodel), лирические стихи (Гас Брюле, Gace Brule). Искусство труверов, близкое народу, отражало влияние трубадуров, но было более рассудочным.

    Турнир (франц. tournirs), зародившееся в учебных сражениях групповое состязание рыцарей в средневековой Европе.

    Различались турнир-бой между двумя группами равной численности, поединок — одиночный бой на копьях и бугурт — один из вариантов турнира, имитирующий штурм крепости. Существовали пешие поединки на копьях через барьер, бои на топорах и пр.

    Первые правила турнирных боев установил, возможно, Жоффруа де Прейи (ум. в 1066) во Франции, откуда они распространились в Англию и Германию. Нарушители турнирных правил подвергались серьезным наказаниям, но несмотря на это, турниры часто превращались в кровавые сражения. Смертельные случаи в этих сражениях были настолько частыми, что после 1179 г. по решению Латеранского собора участников турниров отлучали от Церкви и запрещали хоронить в освященной земле.

    Заранее объявляемый бой устраивали на прямоугольном поле со сторонами, относящимися как 1:0,25, огороженном двойным барьером. Между барьерами находились пешие слуги, помогавшие рыцарям, выбитым из седла, и воины, не пропускавшие толпу на поле. Поперек поля, на определенном судьями расстоянии, натягивали два каната. Вдоль одной стороны поля возводили трибуны: в центре — для судей, по бокам — для знатных дам.

    До начала турнира посылающий вызов (сеньор-зачинщик) должен был тайно выяснить у своего будущего противника (сеньора-защитника), согласен ли он принять куртуазный бой. В случае положительного ответа начинались публичные церемонии. Зачинщик собирал рыцарей и оруженосцев и приглашал местного гербового короля, которому вручался затупленный турнирный меч с просьбой передать вызов защитнику. Преклонив колено, гербовый король принимал меч, взяв его за острие. Сеньор-зачинщик должен был предложить не менее половины из числа судей, причем двоих из страны сеньора-защитника. Судьями были только старейшие рыцари и знатнейшие оруженосцы. Далее гербовый король со свитой отправлялся к сеньору-защитнику и, протянув тому меч рукоятью вперед, излагал вызов, который считался принятым, если защитник брал меч.

    Когда все было подготовлено, сеньоры — зачинщик и защитник — со свитами торжественно въезжали в город и занимали апартаменты, под окнами которых они обязательно помещали свои гербы. На следующий день судьи в ближайшем монастыре устраивали разбор кандидатур участников, на котором определялись наказания рыцарям, уличенным в каком-либо неблагородном поступке. Некоторые тяжкие провинности (так называемые рекомендации) не давали права участвовать в турнире. Такими провинностями могли быть несдержанное слово, ростовщичество, неравный брак и «рекомендация дам». В случае, если объявленный «рекомендованным» рыцарь все же выходил на поле, его стаскивали с лошади и безнаказанно избивали до тех пор, пока его шлем не упадет на землю. Такому рыцарю засчитывали поражение, а лошадь отдавали трубачам и менестрелям.

    Накануне турнира каждая партия участников верхом, но без оружия, выезжала на поле для принесения присяги, которую оглашал герольд. В разгар танцев, которыми завершался вечер, две самые красивые и благородные дамы выбирали почетного рыцаря. Его функции заключались в том, чтобы сидя на коне во время боя держать покрывало расположения (длинная белая вуаль, расшитая блестками) на конце копейного древка и по просьбе дам опускать его на голову рекомендованного участника, избиение которого после этого прекращалось. С утра следующего дня герольды и судьи завершали последние приготовления и вызывали участников турнира на построение близ ристалища. К этому времени рыцарь должен был быть в полном турнирном облачении, надевание которого занимало не менее двух часов. К кон. 15 в. турнирное снаряжение уже отличалось от боевого: оно было гораздо легче, но сильнее ограничивало свободу движения. Шлем воина украшала пышная гербовая фигура или нашлемник. Оружием турнирного бойца были затупленный меч без острия и граненая деревянная булава.

    После построения у барьеров с обеих сторон ристалища гербовый король открывал ворота и обе партии занимали свои места, разделенные канатами. По знаку, подававшемуся трубачами, король гербов (высшее лицо в иерархии герольдов, см. Геральдика) трижды выкликал: «Рубите канаты! Да совершится бой!» — и сражение начиналось. Во время атаки всадников знаменосцы и воины выкрикивали боевой клич хозяина. Конные слуги, вооруженные обломками копий, готовились вытащить своих рыцарей из драки и выкрикивали их боевые кличи. Пешие слуги подсаживали упавшего хозяина на коня, если же они не могли этого сделать, то им приходилось вытаскивать его с поля, окружив и обороняя дубинками.

    Когда судьи решали, что турнир закончен, они давали знак трубачам трубить отбой. Барьеры открывались, и первыми выезжали знаменосцы, не дожидаясь своих хозяев, за ними в том же порядке, в котором прибыли, участники турнира покидали поле. Трубы не смолкали до тех пор, пока на поле оставался хоть один боец. Почетный рыцарь, во время поединка стоявший у трибун, уезжал во главе одной из групп.

    Часто турнир завершался конными поединками на копьях. По длинной оси поля возводили барьер из досок, обтянутых холстом. Всадники располагались с разных сторон барьера. Пустив лошадей во весь опор, они атаковали друг друга. Боец скакал на соперника слева от барьера, надежно укрыв левую руку щитом и держа копье наперевес, повернутым слегка влево, к голове лошади, чтобы поразить соперника в середину щита. Искусство бойцов состояло в том, чтобы поразив соперника в верхнюю часть туловища, сбросить его с коня, либо «преломить копье».

    Турнирным призом были драгоценности, ловчая птица, иногда просто поцелуй. На турнирах, устраиваемых знатными вельможами, существовал обычай преподносить подарки всем рыцарям, принявшим в нем участие: деньги, меха, породистых животных, шелковые одежды. Приз коленопреклоненному рыцарю вручала дама, избираемая судьями. В это время гербовый король выкрикивал боевой клич (девиз) рыцаря. Празднество завершалось танцами.

     

     

    Ф

     

    Фаларика (от латин. falariques), холодное оружие, дротик древних иберийцев с длинным железным наконечником с крючьями. Фаларику иногда обматывали паклей и использовали как зажигательный снаряд.

    Фастнахтшпиль (нем. Fastnachtspiel, буквально — масленичная игра) — стихотворные комедии, бытовавшие на территории Германии в XV — XVI веках. Разыгрывались в качестве уличных театральных представлений. Возникли из древнего обычая, по которому ряженая на масленицу молодежь ходила по городу и исполняла небольшие анекдотические сценки на бытовую тематику. В дальнейшем круг тем расширился: появляются сценки на политическую и религиозную тематику. К сочинению фастнахтшпилей примкнули многие мейстерзингеры, например, Ганс Сакс, написавший около 90 пьес, Ганс Розенплют (начало XV века), Ганс Фольц (конец XVI века) и др.

    Феод (позднелатинское feodum, feudum), фьеф (франц. fief), фи (англ. fee), лен (нем. Lehn), в странах Западной Европы в Средние века земельное владение или фиксированный доход (в деньгах или в натуре), пожалованные сюзереном своему вассалу в наследственное владение под условием несения последним в пользу первого феодальных служб: прежде всего военной, а также придворной (участие в суде, в управлении сеньорией и др.) и уплаты предусмотренных обычаем денежных платежей.

    Поскольку вассалы, как правило, часть полученной земли или дохода передавали (субинфеодировали) во владение своим вассалам, в конечном итоге над одним и тем же земельным владением возникала т. н. иерархическая лестница — надстраивавшийся по вертикали ряд носителей владельческих прав в отношении одного и того же феода. Феод (его предшественником был бенефиций) — наиболее характерная форма собственности господствующего класса в Западной Европе в XI — XV вв. Дробление феода в процессе субинфеодации, все более широкое распространение (по мере развития товарно-денежных отношений) т. н. фьефрентных договоров (при которых вассал в качестве феода получал не землю с крестьянами, а лишь право на какой-либо доход), переход к системе наемного войска превратили к XV — XVI вв. систему феода в юридическую фикцию.

    Феодализм — социальная система, которая существовала в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья, хотя характерные черты феодального общества можно обнаружить и в других регионах мира, и в разные эпохи. Термин «феодализм» возник перед Великой французской революцией и обозначал «старый порядок» (абсолютная монархия, господство дворянства). Немецкое Feudalismus, французское feodalite образованы от латинского feodum (feudum) — феод.

     

     

    Х

     

    Хроника (греч. chronika, от chronos — время),

    1) запись исторических событий в хронологической последовательности, один из основных видов средневековых исторических сочинений (русские летописи; «Хроники» Р. Холиншеда).

    2) Литературный жанр — повествовательного или драматического произведения, излагающего исторически достопримечательные события в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приемы хроникального повествования («Семейная хроника» С. Т. Аксакова).

    3) Газетно-журнальный жанр — краткое сообщение о факте.

     

     

     

    Комментарии закрыты.

  • Новости

  • Династии

  • Правители

  • Артефакты

  • Календарь

    Октябрь 2017
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Авг    
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031  
  • Метки

    Your browser doesn't support canvas.