Хаммурапи


12 Янв 2020

Просмотров: 133

Хаммурапи — 6-й царь Вавилона из I Вавилонской (аморейской) династии, сын Син-мубаллита. Он был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. Хаммурапи помнят за то, что он объединил Нижнюю Месопотамию, но известен он, прежде всего, тем, что обнародовал сборник законов, известный как Кодекс Хаммурапи, который представляет собой один из первых примеров письменных законов в истории.

Кодекс Хаммурапи стал известен по надписи, вырезанной на диоритовой стеле, обнаруженной в 1902 г. во время раскопок в Сузах, древней столице Элама. Кодекс включал 282 статьи, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. Около 35 параграфов были стёрты со стелы ещё в древности и в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках.

Хаммурапи — первый правитель Вавилонской династии, от которого сохранились царские надписи. Принимая во внимание продолжительность его правления, их нельзя считать ни многочисленными (около 20), ни слишком информативными. Они посвящены возведению (реконструкции) храмов, крепостей или городских стен или же строительству (восстановлению) каналов, за исключением трёх, в которых говорится о военно-политических событиях.

Хаммурапи

прибл. 1810 г. до н. э. — ок. 1750 г. до н. э.

аккад. Ha-am-mu-ra-bi/pi2, Ḫammu-rāpi, амморит. Ammurāpi, Hammurabi, др. -греч.  Χαμουραμπί

6-й царь Вавилона
1793 г. до н. э. — 1750 г. до н. э.
Предшественник Апиль-Син
Преемник Хаммурапи
Место рождения Вавилония
Место смерти Вавилония
Вероисповедание
Место погребения
Отец Син-мубаллит
Мать
Род I Вавилонская (аморейская) династия
Жена
Дети Самсу-илуна

Важнейшие города Южной Месопотамии в первой половине второго тысячелетия до нашей эры

Карта, показывающая вавилонскую территорию после восхождения Хаммурапи в  1792 г. до н.э. и после его смерти в  1750 г. до н. э.

Глиняный конус с надписью Хаммурапи, посвященный возведению стен города Сиппар; коллекция Лувра (AO 3277)

Царь Хаммурапи (слева) и солнечный бог Шамаш (рельеф верхней части столба Свода Законов), Лувр

Кодекс Хаммурапи стела. Лувр, Париж

Памятник Хаммурапи в Ираке

Дата рождения Хаммурапи неизвестна. Поскольку правление Хаммурапи длилось 43 года, можно предположить, что на момент своего прихода к власти он был ещё очень молод. Этимология имени «Хаммурапи» до сих пор является предметом дискуссии: некоторые учёные предпочитают чтение «Хамму-раби» и переводят «Предок велик», другие читают «Хамму-рапи» со значением «Предок — целитель». До начала XVII века до н. э. это имя не засвидетельствовано, однако затем внезапно приобретает популярность: не менее трёх царей, современников Хаммурапи, были его тёзками. Более того, это имя носили не только правители, но и частные лица.

Точно неизвестен период правления Хаммурапи, поскольку датировка этого периода основана на аллюзиях на астрономические события, прослеживаемые в палео-вавилонских текстах времен царя Амми-цадуки, которые астрономы интерпретировали совершенно по-разному. Возможные датировки Хаммурапи:

1848 — 1806 гг. до н. э. (длинная хронология)

1792 — 1750 гг. до н. э. (средняя хронология)

1728 — 1686 гг. до н. э. (краткая хронология)

В последние десятилетия наблюдается тенденция использования средней хронологии.

В момент воцарения Хаммурапи Вавилония, в политическом смысле, была скромным царством, которое существовало менее века. Кроме столицы оно включало следующие города: Сиппар, Киш, Кута, Борсиппа, Дильбат и Марад. Таким образом, власть вавилонского царя распространялась на территории, отстоящие от столицы не более чем на 80 км. Небольшое царство Вавилония было окружено тремя грозными соседями: могущественное царство Эшнунна контролировало верхнюю часть Тигра, а Ларса контролировало дельту, в Северной Месопотамии — ассирийское царство Шамши-Адада I.

Кроме того, важная роль в истории царствования Хаммурапи была уготована нескольким более удалённым державам. В Западной Сирии за гегемонию боролись царства Ямхад и Катны. На крайнем востоке ближневосточного региона, на территории современного Ирана, располагалось Эламское царство, которое в этот период представляло значительную силу, оно регулярно вторгалось и облагало налогами небольшие государства юга.

Эламиты активно участвовали в месопотамской политике того времени и все месопотамские цари признавали суккальмаха верховным арбитром.

Хаммурапи, как и многие цари Двуречья до него, начал своё царствование с традиционного мероприятия — установления «справедливости», то есть с отмены долгов и прощения недоимок, который был увековечен в датировочной формуле его второго года. Имеющиеся в нашем распоряжении сведения о политической истории Вавилонского царства в течение первых 15 лет правления Хаммурапи довольно ограничены. Бóльшая часть названий лет этого периода посвящена строительным работам или приношениям богам. Только названия 7-го, 8-го, 10-го и 11-го годов имеют военно-политическое содержание. Из них нетрудно заключить, что Хаммурапи был озабочен расширением своей территории не только по оси, образуемой течением Евфрата (Исин и Урук на юге, Рапикум на севере), но также и на востоке, в направлении Тигра (Малгиум).

В датировочной формуле своего седьмого года (около 1787/1786 г. до н. э.) Хаммурапи упоминает о завоевании Урука и Исина: к тому моменту эти города уже давно (в течение 15 и 6 лет соответственно) находились под контролем царя Ларсы Рим-Сина. Вавилонское войско стояло в одном переходе от столицы Рим-Сина. Известно также, что часть населения Исина была уведена в плен войсками Хаммурапи: некоторые жители Исина прожили несколько лет в Мараде, на вавилонской территории, и лишь затем смогли вернуться домой. Может показаться удивительным, что Рим-Син так быстро уступил эти два важных города своему северному соседу, но, возможно, за спиной Хаммурапи стоял могущественный верхнемесапотамский царь Шамши-Адад I, оказавший вавилонянам военную помощь.

Однако торжество молодого царя было преждевременным. На следующий год война с Ларсой продолжилась (так надо понимать указание на страну ямутбалы в датировочной формуле 8-го года Хаммурапи (около 1786/1785 г. до н. э.). Враги династии Кудурмабуга обычно называли царство Ларсы страной племени ямутбалы), но военные действия шли уже гораздо ближе к Вавилону, чем к Ларсе, на берегах «Свекольного канала» (И[д]-шумундар), прокопанного ещё по приказу Апиль-Сина, деда Хаммураппи, и, значит, не на территории царства Ларса. Обнаруженные археологами частные архивы показывают, Урук и Исин очень скоро снова оказались под властью царя Ларсы. С этих пор между Хаммурапи и Рим-Сином надолго устанавливается мир. Наступательные действия Хаммурапи ведёт теперь в других направлениях.

В датировочной формуле десятого года (ок. 1784/1783 г. до н. э.) впервые упоминается название города Малгиум. Местонахождение этого древнего поселения до сих пор не известно, однако мы знаем, что оно располагалось на Тигре выше Машкан-шапира, в том месте, где дорога из Вавилона на Дер пересекала реку. Расположение этого города позволяет понять интерес, который представляло для Хаммурапи завоевание Малгиума. Течение Евфрата он уже контролировал и мог угрожать царству Ларсы, расположенному ниже по реке, перебоями с водой.

Однако Тигр обеспечивал основную массу воды для нужд Ларсы, и возможность закрепиться в Малгиуме давала Хаммурапи важное преимущество в противостоянии Вавилона и Ларсы. В датировочной формуле своего десятого года Хаммурапи сообщает, что разрушил Малгиум и его окрестности. Реальный ущерб трудно оценить, но в любом случае речь не идёт о полноценном завоевании: впоследствии Малгиум вновь появляется в наших источниках как независимое царство.

Известно, что Хаммурапи отверг предложение союза со стороны Эшнунны и вскоре лично встретился и заключил союз с её заклятым врагом Шамши-Ададом I, тогда бесспорно самым могущественным из месопотамских царей. О союзе, объединявшем в то время царей Вавилона и Верхней Месопотамии, нам известно, в частности, из текста о судебном процессе, который имел место в Вавилоне в конце десятого года Хаммурапи; в этом документе приносится клятва именами царей Хаммурапи и Шамши-Адада. Предположительно, что договор этот ставил Хаммурапи в несколько зависимое положение, но зато дал, видимо, возможность собраться с силами.

За то, что он с Шамши-Ададом Хаммурапи выговорил себе у того города Ит (Нижний Туттуль; современный Хит) и Рапикум на Среднем Евфрате. Прежде, чем Рапикум перешёл к Шамши-Ададу, он был самостоятельным городом-государством и союзником Эшнунны. В 11-м году своего правления (около 1783 — 1782 г. до н. э.), как это следует из его датировочной формулы, Хаммурапи присоединил Рапикум к своему царству.

Смерть царя Эшнунны Дадуши в 1779 г. до н. э. положила начало трениям между Хаммурапи и Шамши-Ададом. Конфликт (который часть клинописных документов прямо называет «войной») в доступных нам источниках описан недостаточно подробно, однако имеются сведения о том, что речное сообщение по Евфрату было парализовано из-за военных действий. Впрочем, это столкновение не было длительным: несколько лет спустя его участники делали вид, что оно полностью забыто. Ишме-Даган напоминал своему брату, что две династии были дружны испокон веку, поэтому добрые отношения нужно обязательно поддерживать и в будущем.

Шамши-Адад и Хаммурапи заключили союз с новым царём Эшнунны, Ибаль-пи-Элем II, после чего три правителя осуществили совместную операцию против общего соседа, царя Малгиума (1779 г. до н. э.). Группа писем, найденных в Мари позволяет реконструировать ход военных действий. Войско царства Верхней Месопотамии спустилось по Тигру, чтобы соединиться с армией Эшнунны в Манкисуме. Коалиционные отряды вторглись в страну Малгиум, разрушив несколько городов и осадив столицу. Перед лицом превосходящих сил наступающей стороны царь Малгиума решил купить мир, отвесив колоссальный выкуп в 15 талантов (около 450 кг) серебра, который трое союзников поровну разделили между собой. Несмотря на значительность этой суммы, Хаммурапи не счёл необходимым запечатлеть память об этой победе в датировочной формуле: название 17-го года Хаммурапи (около 1777 — 1776 г. до н. э.) повествует о посвящении статуи богине Иштар.

Шамши-Адад I умер в 1775 г. до н. э., в четвёртый год правления Ибаль-пи-Эля II, что отмечено в датировочной формуле царя Эшнунны. К этому времени Хаммурапи уже 18 лет находился на престоле в Вавилоне, а Рим-Син 48 лет правил в Ларсе. Все царства, некогда захваченные верхнемесопотамским царём, увидели подходящий момент для того, чтобы вернуть независимость. Претенденты на трон, большей частью находившиеся в изгнании, стали возвращаться в свои столицы. И первым был Зимри-Лим — царь Мари. Исчезновение Шамши-Адада с политической сцены, несомненно, расчистило дорогу экспансионистским устремлениям Хаммурапи, однако в ближайшие после этого события годы положение Вавилонского царства радикально не изменилось. Хаммурапи ведёт длительную подготовку к дальнейшим наступательным войнам, но учитывая силу соперников, строит и у себя мощные укрепления, из которых особо важной была, вероятно, «главная стена против горной страны», то есть, надо думать, обеспечивающая тыл против пастушеских племён высокой степи.

Между 1772 и 1766 годами до нашей эры ход событий в царстве Хаммурапи был обусловлен, прежде всего, характером его отношений с Эшнунной. Начав крупную завоевательную кампанию в западном и северо-западном направлении, Ибаль-пи-Эль II явным образом показал, что стремится к воссозданию царства Верхней Месопотамии под своей эгидой. Войска царства Мари начали терпеть поражения от солдат Эшнунны, оставляя города Среднего Евфрата и отступая на север. Именно тогда Хаммурапи принял решение, последствия которого в тот момент вряд ли выглядели однозначными: он сделал выбор в пользу царя Мари. Без сомнения, победа Эшнунны не сулила ему ничего хорошего: в случае триумфа Ибаль-пи-Эль II мог бы угрожать ему со стороны не только Тигра, но и Евфрата. В начале зимы 1772 г. до нашей эры вавилонские послы приняли дипломатические дары в Мари. Переговоры закончились успешно — армия под командованием Мут-Хадкима и ещё четырёх вавилонских военачальников была послана на помощь Зимри-Лиму.

Между тем войскам Эшнунны удалось занять целый ряд городов в южных предгорьях Джебель-Синджара, а затем перейти через горы и закрепиться в Шубат-Энлиле, бывшей столицы Шамши-Адада I. После взятия Шубат-Энлиля Эшнунне покорились многие цари этого региона.

Около 1768 г. до н. э. Хаммурапи провёл важнейшую административную реформу, сводившуюся к значительному укреплению царской власти и царского хозяйства. Был ли тогда издан первый вариант его законов, неясно.

Около 1772 г. до н. э. эламский царь Шурукдух в союзе с царём Эшнунны Ибаль-пи-Элем II осадил город Рацама. Однако Хаммурапи разгромил их и вынудил снять осаду. Возможно, что Шурукдух погиб в этом сражении, так как об этом говорят таблички из Мари. Видимо, это была проба сил и Хаммурапи её выиграл.

Лишь с 30-го года правления (около 1764 г. до н. э.), умудрённый опытом, Хаммурапи начинает серию своих больших походов, на этот раз бесспорно победоносных. В этом году он разбил соединённую армию царей Эшнунны, Малгиума, Элама и царицы Навара, а также подкрепления, присланные горскими племенами (текст называет субареев и гутиев, но это, возможно, только традиционные обозначение горцев, которые могли принадлежать к какой угодно этнической группе, скорее всего речь идёт о хурритах). После чего Хаммурапи нанёс Эламу крупное поражение. Утверждение Хаммурапи в датировочной формуле о победе над Эламом не было простым хвастовством, так как из его переписки мы знаем, что в конце жизни он действительно осуществлял реальную власть в этой стране.

Победой над этими врагами, как он сам считал, Хаммурапи утвердил основание царства Шумера и Аккада, впервые объявив своё Вавилонское царство объединением всей Нижней Месопотамии. Это было равносильно признанию власти Рим-Сина незаконной. Обеспечив себе фланги со стороны Тигра и гор, Хаммурапи в союзе с царём Мари Зимри-Лимом двинулся против престарелого Рим-Сина и в 1764 г. до н. э. занял Ниппур, а на следующее лето подошёл к стенам Ларсы.

С конца месяца элула (август—сентябрь) 1763 г. до н. э. началась осада Ларсы. Сколько времени продержались осаждённые, точно неизвестно, но, во всяком случае, документы стали датироваться по времени правления Хаммурапи в Куталлу не позже чем с нисана (март—апрель), а в Ларсе не позже чем с сивана (май-июнь) 1762 г. до н. э. Надо, однако заметить, что с элула 1763 г. до н. э. по нисан 1761 г. до н. э. из этих городов вообще не дошло документов. Каким образом было покончено с Рим-Сином, неизвестно. Хаммурапи унаследовал от Рим-Сина титул «Отца амореев». Вместо прежнего правителя был посажен Син-иддинам, возможно, потомок сверженной Кудурмабугом династии, но уже только в качестве наместника вавилонского царя.

До нас дошла интересная переписка Хаммурапи с ним, в которой затронуты самые разнообразные стороны государственного управления. В Ларсе Хаммурапи восстановил зиккурат и храм Шамаша Э-баббар, построенные там ещё Нарам-Сином.

На 32-м году (около 1762 г. до н. э.) Хаммурапи вновь столкнулся с Эшнунной и её союзниками горскими племенами (в тексте названы всё те же субареи и гутии). Хаммурапи занял город Манкисум на Тигре и закрепился вдоль берега этой реки между устьями Диялы и Адема. В 1762 г. до н. э. (33-й год правления Хаммурапи) он успел поочерёдно завоевать, и Малгиум вместе с некоторыми хурритскими поселениями за Тигром, и царство Мари, бывшего своего верного союзника Зимри-Лима. Два года спустя, на 35-м году (около 1759 г. до н. э.) Хаммурапи отдал приказ срыть стены, как Малгиума, так и Мари; Зимри-Лим, видимо, был казнён. В условиях окружения этих городов кочевыми племенами снос их стен был равносилен уничтожению самих городов. Хотя Хаммурапи и утверждал впоследствии, что «укрыл людей Малгиума во время бедствия и утвердил в богатстве их жилища» и «помиловал людей Мари», однако город Малгиум уже более никогда не возрождался, а город Мари потерял своё значение.

На 37-м году (около 1757 г. до н. э.) Хаммурапи разгромил сутиев, субареев и горцев Загроса (упоминаются поселения Турукку и Какму). Возможно, что в эту кампанию он покорил и Ассирию, о чём молчат датировочные формулы, но упоминает его стела с законами, там Хаммурапи говорит, что он распоряжался в Ашшуре («вернул в Ашшур его милостивого ламассу (хранителя)») и в Ниневии («в храме Эмишмиш дал воссиять имени Инанны»), то есть в основных центрах Ассирии. Также в одном из своих писем Хаммурапи упоминает о своём гарнизоне в Ассирии. Поход 1757 г. до н. э. показал, что Хаммурапи не намерен продолжать с сыном Шамши-Адада Ишме-Даганом отношения, вытекающие из заключённого им самим в своё время договора о «братстве» с Шамши-Ададом. На 38-м году правления (около 1756 г. до н. э.) Хаммурапи разгромил и, видимо, в конце концов, покорил Эшнунну. Таким образом, в результате этих завоеваний под его властью оказалась вся Месопотамия.

Однако всё же возникает впечатление, что в последние годы правления Хаммурапи его владения скорее сокращались, чем расширялись. Названия последних двух лет явно показывают, что он был вынужден обороняться, сражаясь близко от своей столицы. 42-й год (около 1751 г. до н. э.) указывает на строительство стены вдоль Тигра и Евфрата, а следующий год упоминает земляную стену, построенную для того, чтобы защитить (по-видимому, как крайнее средство) город Сиппар.

При Хаммурапи достигли высшего развития процессы, начавшиеся после падения III династии Ура: рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиление торговли. Произошло усиление централизации государства и укрепление царской власти.

Орошение полей и водные пути были предметом особенной заботы Хаммурапи. По его приказу сооружаются новые каналы (один из них называется «Хаммурапи, благословение народов»), очищаются старые (в Уруке, Дамане). Но ещё большее внимание Хаммурапи уделял правосудию. Уже в письмах и надписях эта сторона его деятельности выступает с достаточной ясностью. Так, в одном письме он даёт инструкцию о суде над взяточниками, в других занят делами о ростовщиках, в иных требует присылать ему в Вавилон людей, которые могли бы, будучи очевидцами, сообщить ему о делах, иногда требует ареста чиновников и тому подобное.

Хаммурапи также принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный в камне на 35-й год правления Хаммурапи (около 1759 г. до н. э.). Первоначально этот украшенный рисунками камень стоял в Сиппаре, но спустя 600 лет он был доставлен в Сузы в качестве трофея, добытого в результате успешного набега эламитов на Вавилон, где и был позднее найден археологами. Кроме него, царь поставил такие же в других центрах: в вавилонской Эсагиле и в самих Сузах (от последнего также найдены фрагменты); в Ниппуре найден современный эпохе Хаммурапи фрагмент глиняной таблички.

 

№ года

Год, до н. э. События

Источник

1

1793/1792 mu ha-am-mu-ra-bi / am-mu-ra-bi lugal Год, когда Хаммурапи [стал] царём

RlA 2 178, 103

2

1792/1791 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e nam-si-sa2/ ni3-si-sa2/ ama-gi kalamkisza3-ga ma-da-na / kalam-ma i-ni-in-gar-ra Год, когда царь Хаммурапи установил «справедливость» (то есть отменил долги и простил недоимки) по всей стране

RlA 2 178, 104; CT 48 94

3a

1791/1790 mugiszgu-za bara2mah e2-dnanna ur2iki/ ka2-dingir-rakie2-kisz-nu-galkimu-un-na-dim2 Год, когда [Хаммурапи] изготовил величественный помост под троном в храме Нанны в Уре / Экишнугаль в Вавилоне

RlA 2 178, 105

3b

mudnanna e2-dnanna ka2-dingir-rakiha-am-mu-ra-bi u2-sze-pi2-szu Год, когда Хаммурапи построил храм Нанны в Вавилоне

BE 6.1 21

4

1790/1789 mu bad3gal ga2-gi4-aki/ ga-gi-im gibil bad3szi-ra-mahkimu-un-du3-a Год, когда [Хаммурапи] восстановил большую стену «монастыря» и возвёл стены города Ширамах / Иширамах

RlA 2 178, 106; BM 85449

5

1789/1788 mu en ka-asz-bar an-ki mu-un-na-an-dim2-ma Год, когда [Хаммурапи] сделал [статую, названную] «Владыка — повелевающий небу и земле»

RlA 2 178, 107

6

1788/1787 mu bara2dnin-pirig3mu-un-na-an-dim2-ma Год, когда [Хаммурапи] сделал трон для Нинпирик

RlA 2 178, 108

7

1787/1786 mu unugkiu3i3-si-in-nakiba-an-dab5 Год, когда [Хаммурапи] захватил Урук и Исин

RlA 2 178, 109

8

1786/1785 mu ma-da gu2id2-szu-mu-dar / id2-sumun-dar bad3e-mu-ut-ba-lumki Год, когда земли по берегам канала Шумундар и стены города Ямутбалы …

RlA 2 178, 110

9

1785/1784 mu id2-ha-am-mu-ra-bi-he2-gal2 Год, когда [Хаммурапи вырыл канал называемый] Хаммурапи-хегаль (букв. «Изобилие Хаммурапи»)

RlA 2 178, 111

10a

1784/1783 mu eren2uru a2-dam-bi ma3-al-gi4-aki/ ma-da ma-al-gi-a ba-gul Год, когда войска, город и область Малгиума [были побеждены] / земли Малгиума были разорены

RlA 2 178 112, BM 82085

10b

mu ba-ba-at ma-al-gi-imki Год, когда Малгиум был поражён

BM 81239

11

1783/1782 mu bad3/ uru ma-da a2-dam ra-pi2-qumkiu3sza-li-bikiin-dab5 Год, когда [Хаммурапи] захватил городские стены / город, область и земли Рапикума и Шалиби

RlA 2 178, 113

12

1782/1781 mugiszgu-zadzar-pa-ni-tum mu-na-dim2 Год, когда [Хаммурапи] сделал трон для Царпанит

RlA 2 178, 114

13a

1781/1780 mu ha-am-mu-ra-biuruduki-lugal-gub-ba du8-mah-bi kur-ra id2mu-na-dim2 Год, когда Хаммурапи сделал из меди царский пьедестал и алтарь [украшенный изображениями] гор и рек

RlA 2 178, 115

13b

szanat sza-di-i u3na-ra-tim ha-am-mu-ra-bi lugal Год, когда царь Хаммурапи сделал из меди царский пьедестал и алтарь [украшенный изображениями] гор и рек

BE 6.1 81

14

1780/1779 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-egiszgu-za bara2mah ku3-sig17ku3-babbarna4nir2-igina4nir2-gir2-muszna4za-gin3-ta szu-du7-a sze-er-zi-gim gir3-gir3dinanna ka2-dingir-raki-ragiszgigir-a-ni til-til-e mu-un-na-an-dim2-ma Год, когда царь Хаммурапи сделал для Инанны Вавилонской величественный навес над троном, украшенный золотом, серебром, камнем «глаза хулалу», камнем мушшару и лазуритом, сверкающим лучами, и оснастил её колесницу всем необходимым

PRAK II 33

15a

1779/1778 muurudualan-bi 6-am3dutu e2-bar6-bar6 Год, когда [Хаммурапи сделал] шесть статуй Шамаша из меди в [храме] Эбаббар

BM 82126

15b

muurudualan-bi imin-na / 7-am3dutu e2-bar6-bar6 Год, когда [Хаммурапи сделал] семь статуй Шамаша из меди в [храме] Эбаббар

RlA 2 179, 117

15c

mu gibil 7-kam Год, следующий за тем, когда [Хаммурапи сделал] семь [статуй Шамаша из меди в храм Эбаббар]

BM 82042

16

1778/1777 mugiszgu-zadna-bi-um mu-un-na-an-dim2 Год, когда [Хаммурапи] сделал трон для Набу

RlA 2 179, 118

17

1777/1776 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e alandinanna elipki/ ki-bal-masz-da3kisag an-sze3mu-un-il2-a Год, в который царь Хаммурапи воздвиг статую Инанны / [для Инанны] в Элипе

RlA 2 179, 119

18

1776/1775 mu gu-za bara2den-lil2-ra ka2-dingir-rakimu-na-dim2 Год, когда [Хаммурапи] сделал помост для трона для Энлиля в Вавилоне

RlA 2 179, 120

19

1775/1774 mu bad3mah igi-hur-sag-ga2ki Год, когда [Хаммурапи выстроил] величественную стену города Икихурсаг

RlA 2 179, 121

20a

1774/1773 mugiszgu-za unu6-galdiszkur-re mu-un-na-dim2 Год, когда [Хаммурапи] сделал трон для большого трапезного зала [в храме] Адада (шумер. Ишкур)

RlA 2 179, 122

20b

mudiszkur sag dingir-re Год, когда Адад, глава бога[ов]

Stol, 42

21a

1773/1772 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e bad3uru ba-syumkiba-du3 Год, когда царь Хаммурапи возвёл стены города Баз (Абу-Jawan под надзором Ibal-пи-Эль-II)

RlA 2 179, 123

21b

mu bad3 sza ba-syu2-um Год, когда [царь Хаммурапи возвёл] стены города Баз

BM 82 128

22a

1772/1771 mu alan ha-am-mu-ra-bi lugal ni3-si-sa2 Год, когда [была изготовлена] статуя «Хаммурапи — царь справедливости»

RlA 2 179, 124

22b

mu us2-sa … alan nam?-[si-sa2]? … Год, следующий за годом, когда статуя [Хаммурапи, именуемого «царь] справедливости»

Stol, 42

22c

mu alan ha-am-mu-ra-bi lugal e2-sag-ila2 Год, когда статуя Хаммурапи, называемая «царь в Эсагиле»

BM 80841

23

1771/1770 mu usz bad3 zimbirki-ra Год, когда [было заложено] основание стены города Сиппара

RlA 2 179, 125

24a

1770/1769 mu id2-den-lil2 Год, когда [был выкопан] канал Энлиля

BM 23822

24b

mu id2-di4-lim-da-den-lil2-la2 / id2-ti-gi8-da-den-lil2-la2 id2-buranun mu-un-ba-al-la Год, когда [Хаммурапи] вырыл канал [названный] «Корабль Энлиля на Евфрате»

RlA 2 179, 126

25

1769/1768 mu bad3gal zimbirki-radutudsze3-ri5-da gul-la ba-du3 Год, когда [Хаммурапи] восстановил разрушенную большую стену города Сиппара

RlA 2 179, 127

26

1768/1767 mu bara2gal-gal-la ku3-sig17husz-adutudiszkurdsze3-ri5-da-ra mu-na-dim2 Год, когда [Хаммурапи] соорудил большие троны из красного золота для Шамаша, Адада и Шенирды

RlA 2 179, 128

27a

1767/1766 mu szu-nir mah ku3-sig17husz-a igi-dugiszgiszimmar eren2-na-ke4dingir gal-gal-e-ne-sze3a2-dah-a-ni-sze3mu-un-ne-dim2-ma Год, когда [Хаммурапи] сделал из красного золота для великих богов, его помощников, красивый знак, укрепляемый на «пальмовом дереве», которое несут впереди строя войск

RlA 2 179, 129

27b

mu [szu]-nir ku3-sig17dingir gal-gal Год, когда золотые знаки великих богов

BM 79758

28

1766/1765 mu e2-nam-he2e2-diszkur-ra ka2-dingir-raki Год, когда [Хаммурапи построил] Enamhe («Храм изобилия»), храм Адада в Вавилоне

RlA 2 179, 130; CT 8 40a

29

1765/1764 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e urudualandsza-a-la /dsza-la mu-na-an-dim2 Год, когда царь Хаммурапи сделал из меди статую Шалы

RlA 2 180, 131

30a

1764/1763 mu us2-sa ha-am-mu-ra-bi lugal-eurudualandme-dim2-sza4mu-na-an-dim2 Год, следующий за годом, когда царь Хаммурапи сделал из меди статую Шалы

ARN 65

30b

mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e a2-gal2ki-ag2dmarduk-ke4usu mah dingir gal-gal-e-ne ugnim elamkima zag mar-ha-sziki-ta su-bir4kigu-ti-umkiesz-nun-naki u3ma3-al-gikinam-dugud-bi im-zi-zi-esz-am3gar3-dar-a-bi i-ni-in-gar-ra-a suhusz ki-en-gi ki-uri i-ni-in-gi-bi Год, когда могущественный царь Хаммурапи, любимец Мардука, благодаря выдающейся мощи великих богов победил пришедшее в великом множестве войско Элама, который поднял на войну всю свою страну от самой границы Мархаши: Субарту, Гутиум, Эшнунну и Малгиум, и разбил их в одну кампанию; тем он [Хаммурапи] укрепил основы Шумера и Аккада

RlA 2 180, 1327

31a

1763/1762 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e gizkim-ti anden-lil2-bi-ta igi eren2-na-sze3i3-gin-na-am3usu mah … dingir gal-gal-e-ne mu-un-na-an-sum-usz-am3ma-da eren2e-mu-ut-ba-lumki/ ia-mu-ut-ba-lumkiba-hul u3lugal-bi ri-im-den.zu szu-ni sa2bi2-in-du11-ga … []-bi-sze3zi-ni … ba-e3… un … ki-en-gi ki-uri du11-ga-ni bi2-in-tusz-e Год, когда царь Хаммурапи, веруя в Ану и Энлиля, идущих впереди его войска, и высшей силой, данной ему великими богами, разгромил войска Ямутбалы, поработил их царя Рим-Сина и привёл жителей Шумера и Аккада под свою власть

RlA 2 180, 133

31b

mu ugnim larsakigisztukul ba-sig3 Год, когда армия Ларсы была поражена оружием

BM 79954

32a

1762/1761 mu ha-am-mu-ra-bi lugal ur-sag u3-ma sa2-sa2dmarduk-ke4ugnim eren2esz3-nun-nakisu-bir4kigu-ti-umkigisztukul kalag-ga-na me3-ta bi2-ib-szub-ba ma-da ma-an-ki-sum2kiu3ma-da gu2idigna en-na zag kur su-birki-sze3szu-ni sa2bi2-in-du11-ga / ba-an-sig3 Год, когда царь Хаммурапи, герой, добившийся победы для Мардука, одолел в бою своим могучим оружием войска Эшнунны, Субарту, Гутиума, и завоевал Манкисум и земли на берегах Тигра до границ в горах Субарту

RlA 2 180, 134

32b

mu ugnim esz3-nun-nakiia-mu-ut-ba-lumki Год, когда армии Эшнунны и Ямутбалы

VAS 9 41

33

1761/1760 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e id2-ha-am-mu-ra-bi-nu-hu-usz-ni-szi sza3-ge tum2-am3anden-lil2mu-un-ba-al a da-ri2he2-gal2-ka nibrukieridukiur2ikilarsaki-ma unugki-ga i3-si-in-nakimu-un-gar-ra-am3ki-en-gi ki-uri bir-bir-re-a ki-bi-sze3bi2-in-gi4-a ugnim ma-ri2kiu3ma-al-gikime3-ta bi2-ib2-szub-be2ma-ri2kiu3a2-dam-bi u3uru-didli su-bir4kidu11-ga-ni ku-li-bi bi2-in-tusz Год, когда царь Хаммурапи, возлюбленный Ану и Энлилем, вырыл канал [названный] «Хаммурапи — изобилие для народа», дал вечные воды изобилия Ниппуру, Эриду, Уру, Ларсе, Уруку и Исину, восстановил Шумер и Аккад из рассеяния, одолел в боях армии Мари и Малгиума и заставил Мари и её земли, и разные города Субарту поселиться с миром и жить в дружбе под его властью

RlA 2 180, 135

34

1760/1759 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e andinanna u3dna-na-a-a-e-bi-ta iti-utah-he2-gim mu-un-sig7-ge e2-tur3-kalam-ma mu-un-gibil-am3 Год, когда царь Хаммурапи [по воле] Ану, Инанны и Нанайи восстановил [храм] Этуркалама и сделал его сияющим, как небеса

35a

1759/1758 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e inim anden-lil2-la2-ta bad3ma2-ri2kiu3bad3ma3-al-gi4-akimu-un-gul-la Год, когда царь Хаммурапи по воле Ану и Энлиля разрушил стены городов Мари и Малгиума

RlA 2 180, 137

35b

mu bad3ma2-ri2kiu3sig4ki Год, когда стены городов Мари и Малгиума

TCL 1 101

36

1758/1757 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e e2-me-te-ur-sag-ga2mu-un-gibil-a u6-nir ki-dur2/ ki-tusz mahdza-ba4-ba4dinanna-ke4sag-bi an-gim il2-la mu-un-du3-a me-lam2dza-ba4-ba4dinanna-e-ne-bi-ta zag zi-da gal-bi bi2-in-diri-ga Год, когда царь Хаммурапи восстановил [храм] Эметеурсаг и построил зиккурат, величественное обиталище Забабы и Инанны, чья вершина высока, как небо, и возрастил славу Забабы и Инанны до должного уровня

RlA 2 180, 138

37

1757/1756 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e usu galdmarduk-ka-ta ugnim eren2-mesz qu2-tu-u2/ su-tu-um u3tu-ru-uk-kumkika-ak-mu-umkiu3kur su-bir4ki-bi-ta me3-ta bi2-ib2-szub-ba Год, когда царь Хаммурапи великой силой Мардука поверг в боях армии и солдат Гутиума, Сутума, Турукку, Какму и страны Субарту

RlA 2 180, 139; TCL 11 158

38a

1756/1755 mu ha-am-mu-ra-bi lugal du11-ga anden-lil2-bi-ta nam-ku3-zudmarduk-ke4mu-un-na-an-sum-ma-a bad3esz3-nun-nakia gal-gal-la mu-un-gul-la … ki ib2-ta-zi / ib2-ta-gi Год, когда царь Хаммурапи, по указанию Ану и Энлиля, по мудрости, данной ему Мардуком, восстановил городские стены Эшнунны, уничтоженные наводнением

BM 85386

38b

mudha-amdlugal esz3-nunkia-a gal-gal mu-un-gul-la Год, когда божественный царь Хамму[рапи] [восстановил стены города] Эшнунны, уничтоженные наводнением

RlA 2 181 140; BM 85386

38c

mu esz3-nun-na ba-du7 Год, когда Эшнунна была украшена

Stol, 34

39a

1755/1754 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e usu kalag-ga anden-lil2mu-un-na-sum-ma-ta kilib3/ szu-nigin gu2-da3-aki-bi kur su-bir4ki-sze3sag gisz bi2-in-ra-a Год, когда царь Хаммурапи великой властью, дарованной ему Ану и Энлилем, поразил коалицию кутиев и земли Субарту

39b

szanat na-ap-ha-ar kur su3-ba-ar-tum Год, когда коалиция земли Субарту

40a

1754/1753 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e e2-mes-lam sag-bi hur-sag-gim mu-un-il2-la Год, когда царь Хаммурапи поднял вершину [храма] Эмешлам выше гор

RlA 2 181, 142

40b

szanat a-ra-al-lum Год, когда [город] Алларум

VAS 9 154

40c

mu a-ra-al-lum Год, когда [город] Алларум

Stol, 42

40d

szanat mi-isz-la-mi Год, когда [храм] Эмешлам

JCS 11 20: 6

41

1753/1752 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-edtasz-me-tum /dtasz-mi-i-tum ka-sa6-sa6-ga-ni ku3-sig17husz-ana4suh-a Год, когда царь Хаммурапи [воздвиг] при благом способствовании Ташмету [статую] из красного золота и драгоценных камней

RlA 2 181, 143

42a

1752/1751 szanat wa-ar-ki szanatdtasz-me-tum Год после года, когда [статуя] Ташмету

VAS 9 140

42b

mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e bad3gal gu2id2-idigna sag-bi hur-sag-gim mu-un-il2-la2kar-dutukimu-bi bi2-in-sa4-a u3bad3ra-pi2-qumkigu2id2-buranun-ka mu-un-du3-a Год, когда царь Хаммурапи построил стену на берегах Тигра, по высоте не уступающую горам, назвал её «Береговая стена бога Шамаша» и возвёл стену вокруг города Рапикума на берегах Евфрата

RlA 2 181 144

43a

1751/1750 mu ha-am-mu-ra-bi lugal-e zimbirkiuru-u3-uldutu-ke4bad3-bi sahar-gal-ta in-gar-ra Год, когда царь Хаммурапи возвёл из больших масс земли стены Сиппара, вечного города Шамаша

RlA 2 181, 145

43b

szanat eper zimbirkiisz-sza-ap-ku Год, когда уложили землю для [городской стены] Сиппара

PBS 7 37

aa

mu ha-am-mu-ra-bi lugal ma-da kur su-bir4kie2-gal-la-tumkibu-ru-un-dakiu3ma-da za-am-la-asz2kigu2/ zag id2-idigna en-na id2-zimbirkigu2-ki-sze3mi-ni-gar Год, когда царь Хаммурапи покорил земли вокруг Субарту, Экаллатума, Бурунды и земли Замлаш от берегов Тигра до канала Сиппар

Stol, 33

ab

mu e2-gal-la-tumkibu-ru-un-daki Год, когда Экаллатум, Бурунда

Stol, 34, BM 82299

ac

mu kilib3bu-ru-daki Год, когда коалиция Бурунда

Stol, 34, BM 82091

ad

mu ha-am-mu-ra-bi lugal bu-ru-un-dakizag id2-idigna en-na id2-zimbirki Год, когда царь Хаммурапи от Бурунды на берегу Тигра [до] канала Сиппара

Stol, 34

b

mu ab-ru-tu
urudu?-nim?-tu
Год, когда …

Stol, 34; BM 82091A

c

mu ha-am-mu-ra-bi uru a2-di-di / id-di-di Год, когда Хаммурапи городу Адиди / Идиди

BM 97290

d

mu ma-da za-al-ma-qum Год, когда земля Залмакум

Stol, 39

e

mu un?-ne Год, когда народ …

Stol, 40

f

mu kur-ra … mu-na-dim2 Год, когда [Хаммурапи] сделал … гора

Stol, 42

g

mu um du um Год, когда …

Stol, 42

h

mu sza3esz3husz-sze3alan in-ku4-ra Год, когда [Хаммурапи] принёс статую в святилище eszhusz

Stol, 43

i

mu dur2dutuda-a Год, когда поселения Шамаша и Айи

BM 82311/2

 

Правил Хаммурапи 43 года. Сохранилось письмо сына Хаммурапи Самсу-илуны, которое показывает, что последний захватил трон ещё до смерти своего больного отца.

Во время своего правления Хаммурапи возвел вавилонского бога Мардука в ранг государственной религии.

В декабре 1901 г. — январе 1902 г. в ходе раскопок древнего города Сузы на территории Персии были обнаружены три обломка столба из черного камня. Все три обломка вместе составили стелу с клинописным текстом, которая, вероятно, была захвачена эламитами во время одного из своих набегов на Вавилон и вывезена в Сузы в качестве военной добычи.

Обнаруженная конусообразная диоритовая стела содержала Кодекс Хаммурапи — законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н. э., один из древнейших правовых памятников в мире.

Основной текст свода сохранился в виде клинописной надписи на старовавилонском диалекте аккадского языка. Кодекс включал 282 статьи, около 35 статей были стёрты со стелы ещё в древности и в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках.

В верхней части стелы изображен царь Хаммурапи, стоящий перед богом Солнца Шамашем, который восседает на троне. Царь принимает знак власти от руки этого главного божества всей Месопотамии. Таким образом, Хаммурапи заставил всех осознать, что власть и законы, данные им, исходили от самого бога и были нерушимы. Стела, чтобы подчеркнуть ее важность была установлена рядом с самым большим храмом Вавилона.

Намерение Хаммурапи как законодателя состояло в том, чтобы записать все преобладающие обычаи и законы и установить единые стандарты для содействия социально-экономическому развитию Месопотамии. Посредством этой кодификации он также стремился стереть различия между югом и севером огромной страны (между шумерами и аккадами). С этой целью он выгравировал в стеле высотой более двух метров силу и верховенство закона (вероятно, в значительной степени использовался шумерами).

В 1160 г. до н.э., после вторжения эламитов под предводительством Шутрук-Нахунте I в низовья Месопотамии, стела с Кодексом была вывезена из Сиппара и доставлена в Сузы. Шутрук-Наххунте приказал стереть 7 из 51 столбцов аккадского кодекса, однако затем сам он не нанёс никакой надписи на обелиск.

Расположение норм Кодекса Хаммурапи логично и подчинено определённой системе. По своему содержанию положения Законов могут быть разделены на следующие группы:

I. Отправление правосудия (§§ 1 — 5).

II. Охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей (§§ 6 — 25)

III. Охрана имущества, полученного от царя за службу (§§ 26 — 41).

IV. Операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости (§§ 42 — 87).

V. Торговые и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области (§§ 88 — 126).

VI. Семейное и наследственное право (§§ 127 — 194).

VII. Преступления против личности (§§ 195 — 214).

VIII. Операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем, а также деликты в этой области (§§ 215 — 282).

Семья Хаммурапи

Отец: Син-мубаллит (XIX век до н. э. — ок. 1793 до н. э.), 5-й царь Вавилона (1813 г. до н. э. — 1793 г. до н. э.)

Мать:

Род: I Вавилонская (аморейская) династия

Жена:

Дети:

Самсу-илуна (1792 г. до н. э. – 1712 г. до н. э.), 7-й царь Вавилона (1750 г. до н. э. – 1712 г. до н. э.)

Ваш отзыв

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha

error: Content is protected !!