Симон Тасси

Этнарх и первосвященник иудейский Симон Хасмоней – второй сын Маттафии. Судьба Симона была такой же, как судьба его братьев — ни один из сыновей Маттафии первосвященника не умер естественной смертью, и все они погибли от меча, будь то на поле боя или от интриг Селевкидов.

Симон участвовал в Маккавейской войне, сначала под предводительством своего отца, потом под предводительством младшего брата, Иуды Маккавея. После гибели Иуды он и его брат Ионатан бежали за Иордан, и оттуда продолжили восстание. После пленения Ионатана Симон немедленно взял на себя руководство борьбой с Селевкидами и одержал ряд военных побед. Был убит зятем на праздничном ужине.

Симон Тасси

(Симон Хасмоней, Шимон бен Матитьягу ха-Хашмонай)

? — 134 г. до н. э.

ивр. שמעון התסי Šiməōn HaṮasī

Первосвященник и этнарх Иудеи Симон из «Promptuarii Iconum Insigniorum», фэнтезийный портрет XVI-го века Гийома Руийе (1518 -1589)

Вождь восстания Хасмонеев
143 г. до н. э. – 134 г. до н. э.
Предшественник Иоанатан Апфус
Преемник

Первосвященник Иудейский
142 г. до н. э. – 134 г. до н. э.
Предшественник Иоанатан Апфус
Преемник Иоанн Гиркан I

Этнарх Иудейский
143 г. до н. э. – 134 г. до н. э.
Предшественник новый титул
Преемник Иоанн Гиркан I
Место рождения Иудея, Государство Селевкидов
Место смерти Иерихон, Западный берег реки Иордан
Вероисповедание иудаизм
Место погребения Модиин, Иудея
Отец Маттафия Хасмоней
Мать
Род Хасмонеи
Жена
Дети Иехуда бен Шимон Хасмоней
Матитьягу бен Шимон Хасмоней
Иоанн Гиркан I

Царство Хасмонеев во времена Симона Хасмонея (зеленый: ситуация в 143 г. до н. э., розовый: завоеванная территория)

У Симона Хасмонея было прозвище Тасси, имевшее значение мудрый.

Симон был вторым сыном Маттафии Хасмонея, и участвовал в восстании Хасмонеев (Маккавеев), сначала под предводительством своего отца, потом под предводительством брата, Иуды Маккавея. После побед над Государством Селевкидов и завоевания Иерусалима, Хасмонеи приняли решение отвоевать всю территорию Иудеи и Израиля и очистить её от селевикдов. Симон отправился в Галилею, где евреи воевали с эллинистическими городами Акко, Тир и Сидон. Во время этнической борьбы Симону удалось победить войска жителей Галилеи, многие из которых бежали в Акко. В то же время Симон переправил евреев из мест, где они представляли меньшинство и подвергались опасности, в Иудею.

После поражения и смерти Иуды Маккавея в 161 г. до н. э. в Элазе, Симон и его брат Ионатан бежали за Иордан, и оттуда продолжали возглавлять восстание.

Ионатан смог использовать внутренние конфликты царства Селевкидов, и добиться для себя у Александра Баласа (? – 145 г. до н. э.), царя государства Селевкидов (150 г. до н. э. – 145 г. до н. э.), поста первосвященника. Это был период консолидации и стабильности независимого еврейского правительства в Иудее под опекой Селевкидов, но после того, как Балас был убит, и его заменил Деметрий II (161 г. до н. э. – 125 г. до н. э.), царь государства Селевкидов (146 г. до н. э. – 139 г. до н. э. и 129 г. до н. э. – 126 г. до н. э.), вновь наступил период нестабильности. На царствование Деметрия претендавал Антиох VI Дионис Епифан (ок. 148 г. до н. э. — 138 г. до н. э.), царь государства Селевкидов (145 г. до н. э. – 142 г. до н. э.), младший сын Баласа, который был ещё ребёнком, при этом он имел поддержку главнокомандующего армией Диодота Трифона (? – 138 г. до н.э.), царя государства Селевкидов (142 г. до н. э. – 138 г. до н. э.). Ионатан поддержал Трифона, но тот заманил его в Акко, и поместил в заключение.

Лишение свободы харизматичного и популярного лидера, который привел народ к независимости после смерти Иуды Маккавея, было моментом упадка, и многие стали опасаться потери независимости, но Симон немедленно взял на себя руководство.

Сначала он воевал с Трифоном и его армией и изгнал его из Иудеи. Трифон пытался использовать Ионатана для торга, но позже, во время своего отступления, убил его. Симон заключил договор с врагом Трифона, Деметрием II. Этот союз был частью политики Ионатана использовать конфликты между враждующими фракциями в царстве Селевкидов для достижения политических целей. Благодаря этому союзу Иудейское царство было объявлено свободным и независимым, и не платило дань Селевкидам.

Симон использовал свое преимущественное положение, и добился военного успеха в ходе многочисленных военных компаний. Его политика состояла в укреплении находившихся под его властью городов, поощрением торговли и промыслов, с завоеванных территорий изгонялось греческое население, которое замещалось еврейскими поселенцами. Была введена антиселевкидовская эра. Симон завоевал гавань Иоппию, захватил стратегически важный Газер, вытеснил из иерусалимской цитадели Акры сирийский гарнизон.

В 141 г. до н. э. Симон собрал в Иерусалиме «Великий собор», на котором был провозглашён этнархом, первосвященником и главнокомандующим Иудеи с правом заключения международных договоров от своего имени. Эта власть должна была решением собора переходить по наследству потомкам Симона «до того времени, как явится истинный пророк».

Симон возобновил союз с Римом; этот союз на момент совершения был союзом с превосходящей по силе стороной, который мог защитить новое царство от внешних врагов; однако на деле привёл к будущему захвату и разрушению римлянами Иудеи.

Преемник Деметрия II на престоле Селевкидского царства Антиох VII Сидет (164 г. до н. э. — 129 г. до н. э.), царь государства Селевкидов (138 г. до н. э. – 129 г. до н. э.), первоначально благоволил к Симону, так как нуждается в нём как в союзнике против Трифона. Он подтвердил статус Симона в качестве вождя Иудеи, признал за Иудеей захваченные территории и право на чеканку собственной монеты. Однако после победы над Трифоном он стал выдвигать различные территориальные требования, такие как возвращение Форта Акры, или стать вассалом. Симон ответил категорическим отказом.

Наместник Антиоха VII в Прибрежной полосе получил приказ занять Иудею, но Симон снарядил двадцатитысячное войско под командованием своих сыновей Иоанна и Иуды, которое отбросило армию Антиоха VII. Это событие принесло спокойствие и мир до самой смерти Симона.

Антиох VII продолжал заговоры против Симона, вошёл в доверие к зятю Симона, Птолемею бен Хавуву, правителю Иерихона. Птолемей пригласил Симона в Форт Дук на праздничный ужин, и во время пира внезапно напал на Симона и двух его сыновей Иегуду и Матитьягу, и убил их (в месяце Шват, 134 г. до н. э.), чтобы захватить власть.

Симон был похоронен в мавзолее в Модиине.

Иоанн Гиркан умертвил убийц, посланных Птолемеем, принял власть в Иерусалиме, стал первосвященником и этнархом, осадил и после долгой осады взял Иерихон.

Третий сын Симона, Иоанн Гиркан, который не принимал участия в пиршестве и остался в Гезере, продолжил дело отца и стал царем Иудеи.

Семья Симона Тасси

Отец: Маттафия Хасмоней (? – 166 г. до н. э.), вождь восстания Хасмонеев (167 г. до н. э. – 166 г. до н. э.)

Мать:

Род: Хасмонеи

Жена:

Дети:

Иехуда бен Шимон Хасмоней (? — 134 г. до н. э.), еврейский военачальник.

Матитьягу бен Шимон Хасмоней (Маттафия) (? — 134 г. до н. э.), еврейский военачальник.

Иоанн Гиркан I (Иоханан Гиркан) (175 г. до н. э. – 104 г. до н. э.), 1-й царь Иудеи (135 г. до н. э. – 104 г. до н. э.)

Монархи и правители