• Архив

  • Самое популярное

  • Мета

  • Новое

  • Газан-хан


    Просмотров: 430

    Cтарший сын Аргун-хана, родился во время правления своего деда Абаги. Один из самых выдающихся правителей своего времени. Государство ильханов продлило своё существование благодаря реформам Газан-хана.

    Он был образованным человеком, знал несколько языков. Кроме родного монгольского Газан немного знал персидский и тюркский, немного — арабский, хинди, китайский, кашмирский и «франкский» (французский). Был хорошо знаком с историей своего народа, а также историей и культурой Ирана. Интересовался медициной, астрономией, химией, во время охоты собирал растения, установил факт существования в Персии многих целебных трав, которые раньше привозились из Китая, Индии и Туркестана.

    Нуждаясь в поддержке персидской знати и духовенства, а также мусульманской части монгольской кочевой знати, принял ислам и сделал его вновь государственной религией. Все другие религии запрещаются; христианские церкви, синагоги и пагоды буддистов были разрушены и сожжены, а священники убиты. Каждый вынужден был носить тюрбан.

    При Газан-хане проводились каналы, были построены обсерватория и госпиталь близ Тебриза, оказывалось покровительство ученым. В 1299—1303 гг. были совершены 3 военных похода в Сирию.

    Газан-хан

    (Султан Махмуд Газан-хан)

    монг. Аргун х?? Газан,

    перс. ????? ??? ?????

    5 ноября 1271 г.

    11/17 мая 1304 г.

    Абескун, Мазандеран Казвин, Персия

    Ilkhanate7-й ильхан государства Хулагуидов

    3 ноября 1295 г. – май 1304 г.

    Предшественник:
    Байду-хан
    Ильханы государства Хулагуидов
    Преемник:
    Олджейту
     Ghazan
    Отец: Аргун-хан (1258 г. – 7 марта 1291 г.), 4-й ильхан государства Хулагуидов (11 августа 1284 г. — 7 марта 1291 г.).
    Мать:  Кутлуг-хатун (Култак-эгэчи)
    Род:   Хулагуиды
    Жена: Булуган-хатун
    Жена:

    Ашиль-хатун

    Жена: Кокечи-хатун (ок. 1275 г. — ?) монгольская принцесса китайской династии Юань. В 1291 г. была обручена с Аргун-ханом, к которому ее сопровождал в морском многомесячном путешествии Марко Поло. Аргун-хан умер за время этого путешествия и она вышла замуж за его сына Газана и стала его главной женой.
    Жена:

    Донди-хатун

    Жена: Керемун-хатун
    Дети:  сын: Алачу (? – 1300 г.)
     дочь: Олджей-Кутлуг

    GhazanOnHorse

    Газан-хан на коне

    После рождения Газан был поручен заботам кормилицы-китаянки по имени Ишенг. Но уже трех лет от роду его посадили на коня, и с этих пор воспитанием будущего правителя занимались мужчины. В 1274 г. Аргун-хан отправился в Тебриз к своему отцу ильхану Абаке и взял с собой Газана. Абака, увидев маленького внука восседающим на коне, очень обрадовался и сказал: «Этот отрок достоин того, чтобы быть при мне». После этого Газан был доверен заботам старшей жены Абаки, Булуган-хатун. Он был очень смышлен и, играя со сверстниками, учил их военному строю и способам боя. Когда Газану исполнилось пять лет, Абака-хан поручил его китайскому бахши Яруку, чтобы он воспитал принца, обучил его монгольскому и уйгурскому письму, наукам и хорошим и манерам. В течение пяти лет Газан в совершенстве изучил эти предметы, а затем много упражнялся в искусстве верховой езды и стрельбе из лука. Он постоянно запускал соколов и так гонял вскачь лошадей, что люди давались диву. Абака-хан не чаял в нем души и не раз говорил: «На челе этого отрока видны следы могущества и счастья».

    Газан был крещен в детстве и воспитывался как христианин, затем, обучавший его китайский монах, познакомил с буддизмом. После вступления на престол своего отца Аргуна (1284 г.) Газан был назначен наместником Хорасана, Мазандерана, Кумиса и Рея; этими провинциями управлял и при Гайхату-хане (1291 – 1295 гг.). В период наместничества построил в Кучане буддийский храм.

    В эти годы ему пришлось выдержать много сражений с непокорными вассалами. Особенно тяжелой для него была война с мятежным эмиром Наурузом, продолжавшаяся пять лет — с 1289 по 1294 г. — и закончившаяся временным примирением соперников.

    Гайхату-хан с подозрением относился к Газану и запретил ему появляться в Тебризе.

    Весной 1295 г., после убийства Гайхату-хана (26 марта 1295 года), Газан предъявил права на престол и начал войну со своим двоюродным братом Байду. В мае произошло первое сражение. Отряды Байду потерпели поражение. Эмиры Газана хотели преследовать врага, чтобы нанести ему по возможности большее поражение, но хан удержал их и сказал: «Все эти дружины — слуги дедов и отцов наших, как можно их убивать из-за наглости нескольких смутьянов». С пленными он обошелся очень мягко. Узнав об этом, многие эмиры Байду перешли на его сторону. Вскоре был заключен мир. Газан отправился обратно в Хорасан. Летом 1295 г. он вместе со всеми своими эмирами и войском принял ислам. 16 июня 1295 года в замке Ларджан, располагавшемся в горах Эльбурс, между Реем и Амулем, Газан вместе со своим окружением принял ислам и получил имя Махмуд. Его наставлял в вопросах веры Садр ад-Дин Ибрагим Хамави (1246 – 1322 гг.), крупнейший теолог и мистик своего времени.

    GhazanConversionToIslam

    Газан-хан принимает ислам

    Осенью война возобновилась, однако до битвы дело не дошло — в октябре Байду был свергнут и убит своими собственными приверженцами. Победив Байду, Газан был провозглашён ильханом на курултае в Карабахе (Арран) 3 ноября 1295 года и сделал ислам государственной религией.

    Придя к власти, Газан первым делом распорядился разрушить в Тебризе, Багдаде и других городах ислама все языческие храмы, церкви и синагоги. Государство Хулагуидов влилось в состав мусульманского мира. Вассальная связь с Китаем, и без того уже слабая, прервалась окончательно, так что Газан даже формально правил совершенно независимо от великого хана.

    Ghazan_with_wife_at_his_court

    Газан и его жена в суде

    В течение первого года правления ему пришлось иметь дело с серией восстаний, которые жестоко были подавлены.

    К началу правления Газана держава ильханов переживала глубокий кризис: сельское хозяйство находилось в упадке, городская жизнь замерла, финансы пришли в расстройство, а государственные чиновники погрязли в коррупции. Все это являлось следствием опустошительного монгольского нашествия, повлекшего за собой разрушение городов, истребление множества людей и страшное разорение прежде цветущих областей. Повсюду наблюдалось оскудение населения и всеобщее запустение. Так, по свидетельству Рашид ад-дина, в каждом городе половина домов была необитаема. Прежде знаменитые ремесленные центры, такие как Рей, Мерв, Кум, Мосул, лежали в развалинах. Оросительная система не функционировала — одни каналы были засыпаны, другие обмелели.

    Налоговая политика завоевателей была губительной для страны, беспорядочная и непродуманная, а также сам строй монгольского государства, остававшегося по существу кочевой ордой, живущей за счет грабежа. В конце XIII в. имелось около сорока различных налогов и повинностей, крайне разорительных для населения. Никакого порядка в их взимании не было. В Большом диване, учреждении, специально ведавшем налогами, за взятку или по протекции можно было легко получить берат на сбор налога, при этом никто не заботился о том, в который раз собирается налог с одной и той же местности, а также каким образом и в каком размере он взимается. Обычным делом было взимание несколько раз одного и того же налога, отдача налогов на откуп, требование податей вперед, незаконная оценка урожая и т.п. Повинности также были очень тягостны, в особенности строительные работы, на которые население часто сгонялось в разгар полевых работ, а также обязанность пускать к себе на постой монгольских гонцов ильчи.

    Газан понимал, что правит разоренным государством. Большой заслугой было уже то, что он, в отличие от своих предшественников, попробовал разобраться в причинах сложившегося положения вещей и постарался уничтожить хотя бы самые вопиющие из творившихся злоупотреблений. При этом как монгол он наводил порядок с безжалостной жестокостью — все заподозренные им в неповиновении или подготовке мятежа немедленно уничтожались без всякого суда. Это был по-настоящему грозный владыка, перед которым трепетали даже могущественные эмиры. Однако Газан понимал, что одними карательными мерами поправить дело уже нельзя — необходимо было менять всю внутреннюю политику, что он и сделал.

    Крестьяне массово бежали со своих земель, демографическая ситуация постоянно ухудшалась. Принятие ислама позволило ильхану получить поддержку мусульманской чиновной знати. С помощью Рашид ад-Дина Хамадани (еврея, принявшего ислам), назначенного визирем Высочайшего дивана в 1298 году, были проведены важнейшие реформы, приведшие к некоторому оздоровлению экономики государства. Указом ильхана крестьяне прикреплялись к земле, и вводился 30-летний сыск беглых. Налоговая система была приведена в порядок, произвол сборщиков налогов ограничен. Была установлена единая система мер и весов по образу столичной (столицей тогда был Тебриз).

    Газан провел налоговую реформу. Он начал с того, что разослал во все области битикчи, которые произвели перепись тяглового населения. После этого было заново определено, какие именно налоги и в каком размере надлежит брать с каждой местности. Незаконные сборы Газан строжайше запретил под угрозой смертной казни. Во все операции по сбору податей вводилась строгая отчетность. (Писали, что он сам вникал во все мелочи государственного управления, много времени проводил за отчетами о доходах и расходах, внося в них свои заметки и поправки.) В результате всех этих мер годовой доход государства составил 2100 туманов вместо прежних 1700, и это при том, что население ощутило заметное снижение налогового бремени (очевидно, что раньше собираемые суммы просто разворовывались чиновниками). Вместо разорительной для государства и населения практики рассылки гонцов (ильчи) Газан создал государственную почтовую службу. На всех основных дорогах были построены ямы (почтовые станции), снабженные ямщиками и лошадьми. На их содержание деньги шли из казны. Постой в городах запрещался. Газан приказал строить постоялые дворы, средства на которые также шли из казны.

    Другим направлением реформ Газан-хана стало создание военной ленной системы. По традиции основная масса монгольского войска привыкла жить за счет грабежа, не получая от своих государей никакого вознаграждения. Ильхан постарался обеспечить доходом каждого из своих солдат. По ярлыку (указу) 1303 г. все монгольские части были приписаны к определенным местностям, которые они должны были защищать от внешних врагов. За несение службы каждый солдат получал в пользование земельный участок. Происходило это следующим образом. Целые округа отдавались в лен эмирам тысяч. Они делили его путем жеребьевки между эмирами сотен. Таким же образом — жеребьевкой — эмиры сотен делили свои территории между эмирами десятков, а те — между рядовыми воинами, каждый из которых получал в икта небольшой надел — деревню или часть ее с крестьянами. При этом право на получение икта имел лишь тот, кто нес военную службу. Икта могла переходить от отца к сыну, или другому родственнику только при одном условии — тот должен был занять в войске ильхана место выбывшего. Икта не подлежала ни продаже, ни дарению, ни какой-либо иной уступке. С крестьян, живших на землях икта, взимались все налоги и подати, которыми они облагались ранее, но поступали они уже не в казну, а в пользу владельца икта. Крестьяне считались прикрепленными к месту своего проживания и переселение в другие районы им строжайше запрещалось. Однако владетели икта не имели никаких прав на личность крестьянина и не являлись даже их судьями.

    Газан старался побудить жителей к заселению и возделыванию пустошей. Все пустующие земли (не обрабатывавшиеся в момент восшествия на престол Газана) могли заниматься всеми желающими и становились их собственностью. «Всякая земля, — гласил указ Газана, — которую кто-либо обработал и устроил, составляет его имение и навеки передается и закрепляется за ним и за его потомками». Лица, взявшиеся за обработку пустошей, получали налоговые льготы. Местные власти должны были строго следить за тем, обрабатываются ли розданные участки. Ильхан предпринял за государственный счет большие работы по орошению и заселению особенно пострадавших от войны земель Ирака.

    Для поощрения ремесел он значительно снизил (а кое-где и вовсе отменил) тамгу — основной монгольский налог с ремесел и торговли, составлявший прежде 10% от каждой торговой сделки. Газан покончил с практикой выпуска порченой монеты и провел хорошо продуманную денежную реформу. В обращение была введена единая для всего государства монета — серебряный дирхем весом 2,15 г (шесть дирхемов составляли один динар; десять тысяч динар — один туман).

    Дороги были очищены от разбойников и грабителей. Все эти меры привели к тому, что произошло быстрое освоение заброшенных земель, начался хозяйственный подъем и возрождение городов. Газан оставил многие привычки кочевника и сам подолгу жил в городах. Он много сделал для украшения горячо любимого им Тебриза, который при нем разросся и вновь стал многолюдным, богатым городом. Прежние стены города имели только 6 тыс. шагов в окружности; Газан велел обнести город новой стеной, длина которой равнялась 25 тыс. шагов. Таких высоких и красивых построек, как в Тебризе, не было во всем остальном Иране.

    Помимо этого, Газан-хан способствовал возрождению городского ремесленного производства. Создавались государственные мастерские, в которых сначала работали рабы, которые потом были переведены на положение полузависимых работников, получавших натуральное жалованье. Все эти нововведения временно усилили державу, но дальнейшее усиление налогового гнета лишь усилило разорение крестьян и их бедственное положение.

    Меры, принятые ильханом, также укрепили положение военно-кочевой знати: были признано право монголов и тюрок на получение икта (земельных наделов за службу). На практике такие наделы становились наследственными, а их владельцы получали права налогового иммунитета. Это привело к сокращению казенных земельных фондов и, следовательно, доходов государства.

    В конце своего правления Газан провел судебную реформу. Суд в государстве ильханов всегда являлся рассадником беззакония и беспорядка: царившее здесь взяточничество принимало самые невероятные размеры. Доходило до того, что судьи, получив большую мзду с обеих сторон, выносили выгодное для каждой из них решение, так что по одному и тому же судебному делу выходило две противоречащие друг другу грамоты. Поскольку должность кадия была чрезвычайно выгодной, ее обычно приобретали за большие взятки, поэтому судопроизводство во многих областях отправлялось всякого рода подозрительными личностями, авантюристами и просто преступниками.

    Газан постарался в первую очередь передать суды в руки достойных, честных людей. В 1300 г. он обнародовал «Указ о пожаловании достоинства кадия», в котором подчеркивалось, что кадиями должны назначаться самые достойные люди «с согласия простых и знатных данной области». Нарушающие закон и виновные во взяточничестве подлежали строгому наказанию. Казна содержала на местах большое количество осведомителей, которые должны были доносить ильхану о любых замеченных нарушениях.

    В результате реформаторской деятельности Газан-хана в жизни общества и государства: укрепились финансы, поднялся авторитет центральной власти, наметился экономический подъем. Однако реформы Газан-хана лишь ненадолго задержали, но не предотвратили распад государства. Уже в 1318 г. историк Вассаф отметил новый рост податей в Фарсе, а вскоре возродились и все старые порядки.

    Внешняя политика ильхана не была столь успешной, как внутренняя, хотя и здесь он достиг определенных успехов. Принятие Газаном ислама не изменило традиционной политики ильханов — борьбы против египетских мамлюков. В 1299 — 1303 годах он совершил три похода в Сирию.

    В конце 1299 года силы Газана заняли Халеб, а затем, соединившись с отрядами армянского царя Хетума II, нанесли войскам египетского султана аль-Малика ан-Насира Мухаммеда ибн Кала’уна поражение при Вади аль-Хазнадар у городка Салмия близ Хомса (22 декабря 1299 года, известна также как «Третья битва при Хомсе»). После этого часть войск ильхана отделилась от основных сил и с целью уничтожения преследовала отступавшую мамлюкскую армию до Газы. Захватив Хомс, Газан направился к Дамаску и занял его в начале 1300 года. После этого ильхан фактически установил контроль над всей Сирией. Но из-за нападения Чагатаидов на Фарс и Керман ильхан с войском был вынужден возвратиться в Иран. В Сирии он оставил десятитысячный отряд под командованием полководца Мулая, который в своих рейдах в Палестине доходил до Газы и Иерусалима, но в марте Мулай вернулся в Иран. В мае территория Сирии без боя вновь перешла к Египту.

    Второй поход в Сирию Газан начал в сентябре 1300 года, вновь взял и разграбил Дамаск, но когда он покинул Сирию город передался мамлюкам. В начале 1303 года полководец Газана Кутлуг-шах вновь выступил на запад. Однако войска Кутлуг-шаха потерпели поражение в битве при Мардж ас-Суффаре близ Дамаска (20 апреля) и отступили.

    Газан заболел осенью 1303 года, выздоровел на некоторое время и умер 10 мая 1304 года. Незадолго перед смертью Газан-хан, не имея живых детей, назначил своего брата Олджейту своим преемником.

    Для своего времени Газан-хан был выдающимся человеком: знал несколько языков, в том числе арабский и персидский, имел познания в астрономии, медицине, алхимии. Он был замечательно красноречив, знал много притч и остроумных рассказов, живо интересовался историей. Именно по его заказу лейб-медик Рашид ад-дин написал свой знаменитый труд «Джами-ат-Таварих».

    Ваш отзыв

    Перед отправкой формы:
    Human test by Not Captcha

  • Династии

  • Правители

  • Артефакты

  • Календарь

    Июль 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Июн    
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031  
  • Метки

    Your browser doesn't support canvas.