Салах ад-Дин — основатель династии Айюбидов и талантливый полководец, известен в Европе как Саладин. Однако Салах ад-Дин это даже не имя, а почетное прозвище, означающее «благочестие веры». Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).
В истории Востока Салах ад-Дин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама. Прославился своим справедливым правлением, заслужив преданность подданных.
Пользовался большим уважением в христианской Европе за свои рыцарские качества: храбрость в бою и великодушие к побеждённому противнику.
Салах ад-Дин
(Саладин, Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб, Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб)
1137 г. — 4 марта 1193 г.
араб. صلاح الدين, араб. صلاح الدين يوسف ابن ايوب, Ṣalāḥ ad-Dīn Yūsuf ibn Ayyūb, араб. الملك الناصر أبو المظفر يوسف بن أيوب, al-Malik an-Nasir Salah ad-Dunja wa-ad-Din Abu al-Muzaffar Jusuf ibn Ajjub
Султан Египта и Сирии |
|
15 мая 1174 г. – 4 марта 1193 г. |
|
Коронация | 15 мая 1174 г., Каир |
Предшественник | — |
Преемник | Аль-Азиз Усман ибн Юсуф (Египет), Аль-Афдал (Сирия) |
Султан Египта |
|
13 сентября 1171 г. — 4 марта 1193 г. |
|
Предшественник | Аль-Адид (Фатимидский халиф Египта) |
Преемник | Аль-Азиз Усман ибн Юсуф |
Великий визирь Египта Фатимидского Халифата |
|
23 марта 1169 г. – 15 мая 1174 г. |
|
Предшественник | Асад ад-Дин Ширкух I ибн Шади |
Преемник | — |
Эмир Дамаска |
|
1174 г. – 1186 г. |
|
Предшественник | Ас-Салих Исмаил аль-Малик |
Преемник | Аль-Афдаль ибн Салах аль-Дин |
Эмир Алеппо |
|
1183 г. — 4 марта 1193 г. |
|
Предшественник | Имад ад-Дин Зенги II |
Преемник | Аль-Захир Гази |
Эмир Мосула |
|
1186 г. — 4 марта 1193 г. |
|
Предшественник | Изз-ад-Дин |
Преемник | Аль-Зафир Хидр |
Место рождения | Тикрит, Верхняя Месопотамия, Аббасидский Халифат |
Место смерти | Дамаск, Сирия, Айюбидский султанат |
Вероисповедание | Суннитский ислам (шафииты) |
Место погребения | Мечеть Омейядов, Дамаск |
Отец | Наджм ад-Дин Айюб ибн Шади |
Мать | — |
Род | Айюбиды |
Жена | Исмат ад-дин Хатун |
Дети | Аль-Афдаль Али |
Аль-Азиз Усман | |
Аль-Зафир Хидр | |
Аль-Захир Гази | |
Аль-Муизз Исхак | |
Аль-Муайяд Масуд | |
Аль-Азиз Якуб | |
Аль-Захир Давуд | |
Аль-Муфасал Муса | |
Аль-Ашраф Мухаммад | |
Аль-Мусин Ахмад | |
Тураншах | |
Аль-Джаввад Айюб | |
Аль-Галиб Маликшах | |
Аль-Мансур Абу Бакр | |
Имад ад-Дин Шадхи | |
Нусрат ад-Дин Марван | |
Муниса Хатун |
Карта владений Салах ад-Дина
Победоносный Саладин, Гюстав Доре, XIX век.
Салах ад-Дин принимает капитуляцию крестоносцев Ги де Лузиньяна
Саладин в свое пятое десятилетие
Статуя Саладина в Каире
Гробница Саладина возле северо-западного угла мечети Омеядов, Дамаск, Сирия
Салах ад-Дин родился в Тикрите, Месопотамия (современный Ирак). Его личное имя было Юсуф; Салах ад-Дин является лакабом, почетным прозвищем, которое означает благочестие веры. Его семья была курдского происхождения, они были выходцами из города Двин в средневековой Армении. Племя Раввадидов, из которого он произошел, к этому времени частично ассимилировалось в арабскоговорящем мире.
Дед Салах ад-Дина Шади проживал в деревне недалеко от Двина (Армения), где, по преданию, родился Айюб — отец Салах ад-Дина. После рождения двоих сыновей, Айюба и Ширкуха, Шади–ибн-Марван с семьей покинул Армянское нагорье и перебрался сначала в Багдад, а затем — в Тикрит, в котором обосновался и прожил до самой смерти.
В 1132 г. проигравшая армия правителя Мосула атабека Имада ад-Дин Занги при отступлении была заблокирована Тигром напротив крепости Тикрита. В то время начальником крепости был — Наджм ад-Дин Айюб ибн Шади — отец Салах ад-Дина. Айюб предоставил переправу через Тигр и дал убежище армии Занги в крепости Тикрита.
В 1137 г. военным губернатором северной Месопотамии за заслуги перед Сельджукидами был назначен Муштасид ал-Дин Бихруз, бывший греческий раб. Он наказал Айюба за то, что тот помогал Занги, и изгнал его из крепости Тикрит после убийства по мотивам чести его братом Ассад ад-Дин Ширкухом знатного сельджука, друга Бихруза. По словам Баха ад-Дин ибн Шаддата, Салах ад-Дин родился в ту же ночь, когда его семья покинула Тикрит.
В 1139 г. Айюб и его семья переехала в Мосуле, где Имад ад-Дин Зенги признал свой долг и назначил Айюба командовать его крепостью в Баальбеке. После убийства Занги собственным рабом в 1146 г., его сын, Нур ад-Дин, стал регентом Алеппо и лидером Зенгидов. Айюб переезжает в Дамаск и входит в число придворных наследника Занги — Нур ад-Дина.
В 1154 г. после смерти правителя Дамаска Муина ад-Дин Анара, благодаря влиянию Айюба и его брата Ширкуха, город остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом.
О ранних годах Салах ад-Дина в Дамаске известно мало. Его происхождение — наёмника в трёх поколениях — пророчило ему воинскую карьеру, но Салах ад-Дин в юности не проявлял склонности к воинскому искусству. По словам одного из его биографов аль-Вахрами, Салах ад-Дин был в состоянии ответить на вопросы Евклида и Альмагеста, знал арифметику и исламское право. Некоторые источники утверждают, что он был больше заинтересован в религии, чем во вступлении в вооружённые силы. Другим фактором, который возможно повлиял на его интерес к религии было то, что во время Первого Крестового похода, Иерусалим был захвачен христианами.
С 638 г. Иерусалим попал под власть арабского халифа Умара ибн аль-Хаттаба, постепенно приобретал мусульманские черты. Появлялись мечети, число арабов увеличивалось, но в целом жизнь была мирной. В 1099 г. в ходе Первого крестового похода европейские рыцари-крестоносцы ворвались в Иерусалим и освободили его от неверных. Наступил новый этап истории — не утихающей борьбы между мусульманами и христианами за владычество над святым городом.
В дополнение к исламу, Салах ад-Дин разбирался в генеалогии, биографии и истории арабов вплоть до родословных арабских скакунов, и что немаловажно, знал Хамаса (десятитомник арабской поэзии) Абу Таммама наизусть. Салах ад-Дин говорил на курдском и арабском языках.
В те времена империя Аббасидов была раздроблена на несколько государств. Фатимиды правили Египтом, не признавая халифа Багдада. Крестоносцы занимали восточный берег средиземного моря от Малой Азии до Синайского полуострова. Нур ад-Дин Занги контролировал Сирию и Месопотамию.
В 1152 г. Салах ад-Дин поступил на службу к Нур ад-Дину. По настоянию семьи Салах ад-Дин начал военную карьеру под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха, военачальника Нур ад-Дина, эмира Дамаска и Алеппо, члена тюркской династии Зангидов. Он стал самым влиятельным учителем Салах ад-Дина.
В середине XII века влияние династии Фатимидов было настолько слабым, что халифат начал разрушаться и Египет погрузился в состояние, близкое к анархии. Официальным главой государства был халиф, но истинная власть была у египетского визиря, к тому же различные египетские правители конкурировали друг с другом. Во время 1150-х годов, Шевар ибн Муджир был фатимидским губернатором Верхнего Египта в течение пяти лет, но заключил сделку с султаном Дамаска Нур ад-Дин Занги, дезертировал от Фатимидов и присоединился к сельджукам в Сирии.
Должность визиря давала большое уважение и богатство, но была опасной. Шевар имел хорошую стратегию удержания власти, он первоначально использовал помощь султана. В январе 1162 г. он взял под свой контроль Каир, и убил своего предшественника и всю его семью, а также нескольких эмиров, присвоив их имущество.
Но долго он не удержался. После менее чем девяти месяцев правления нового визиря его сверг один из его подручных Дирхам. Своевременно предупрежденный Шевар сумел покинуть Египет и целым и невредимым сбежать в Сирию, где попытался заручиться поддержкой Нур-ад-Дина, чтобы вернуть себе власть.
За событиями в Каире внимательно следили в Иерусалимском королевстве. С февраля 1162 года крестоносцы получили нового короля с необузданными амбициями: это был Амори I, второй сын Фулька.
Очевидно, под влиянием пропаганды Нур-ад-Дина, этот двадцатисемилетний монарх решил создать себе имидж человека умеренного, набожного, желающего приобщиться к религиозной науке и стремящегося к справедливости. Его вдохновляла идея завоевания Египта. После того, как западные рыцари овладели Ашкелоном, последним оплотом Фатимидов в Палестине, путь в страну на берегах Нила был открыт. Каирские визири, слишком увлеклись борьбой со своими соперниками, даже начав с 1160 г. платить крестоносцам ежегодную дань, чтобы последние воздерживались от вмешательства в их дела.
Сразу после свержения Шевара Амори воспользовался неразберихой, царившей на землях Нила, чтобы вторгнуться туда под тем простым предлогом, что причитающаяся по договору сумма в шестьдесят тысяч динаров ни была выплачена вовремя. Пройдя через Синай по побережью Средиземного моря, он вознамерился начать осаду города Бильбейс, расположенного на одном из нильских рукавов. Защитники города наблюдали за франками, которые устанавливали вокруг их стен осадные машины одновременно с испугом и удивлением, поскольку дело было в сентябре, а в рукаве в это время начинала прибывать вода. Достаточно было тому разрушить несколько дамб, и воины Запада оказались мало-помалу окруженными водой: они едва успели ретироваться и вернуться в Палестину. Их первый поход был коротким, но благодаря ему в Алеппо и в Дамаске узнали о намерениях Амори.
В 1164 г. Нур ад-Дин согласился по просьбе Шевара послать в Египет войско во главе с Ширкухом, дядей Салах ад-Дина. Пошел в поход и Салах ад-Дин. Им удалось восстановить Шевара в должности, после чего тот стал требовать, чтобы Ширкух с войском вернулся в Дамаск за 30000 динаров, но тот отказался, ссылаясь на приказ Нур ад-Дина. Тогда Шевар позвал на помощь крестоносцев и обратился за помощью к королю Иерусалима Амори I, сделав несколько уступок, включая освобождение христианских заключенных и подчинение Иерусалимскому королевству.
Роль Салах ад-Дина в этой экспедиции была незначительна. Известно только, что он участвовал в подготовке к обороне Бильбейса, осаждённого объединёнными силами Шевара и Амори I Иерусалимского.
Ни один из союзников не хотел штурмовать город, таким образом, они приняли решение подвергнуть его осаде.
Нур ад-Дин использовал в своих интересах отсутствие Амори и армии Иерусалима, чтобы напасть на государства крестоносцев. Он выиграл генеральное сражение и забрал обратно город Хариму. Затем войска Нур ад-Дина продолжили свое продвижение и взяли город Банияс, вынудив Амори возвратиться из Египта. Мирный договор был заключен в ноябре 1163 г., который требовал, чтобы и Амори и Ширкух ушли из Египта в обмен на крупные выплаты от Шевара. Шевар остался в качестве окончательного победителя, получившего и личный контроль над Египтом и избежавшего подчинения и к Нур ад-Дину и к Амори.
Амбициозный Ширкух был недоволен в результате кампании 1163 г. и начал готовиться к новому вторжению в Египет. Шевар узнал о намерениях Ширкуха и вступил в переговоры с Амори, чтобы возобновить свой союз в случае вторжения Ширкуха.
Послы крестоносцев, госпитальер Гуго Гранье и тамплиер Жоффруа Фульке, прибыли во дворец халифа в Каир, обстоятельства этого визита описал Вильгельм Тирский, состоявший в свите послов.
В конце 1166 г. — начале 1167 г., Ширкух вместе с Салах ад-Дином напали на Египет. и Шевар вызвал в подкрепление Амори. В марте 1167 г. противники вступили в бой на границе пустыни и Нила, к западу от Гизы. В этой битве Салах ад-Дин сыграл важную роль, командуя правым крылом армии Зангидов. В центре находился Ширкух. После ложного отступления Салах ад-Дина крестоносцы попали на местность, которая была слишком крутой и песчаной для их лошадей. Командир крестоносцев Гуго де Гранье был взят в плен во время атаки отряда Салах ад-Дина.
Бой завершился победой Зангидов и Салах ад-Дин помог Ширкуху одержать, по словам Ибн аль-Асира, одну из «самых замечательных побед в истории человечества», но по мнению большинства источников Ширкух потерял в этой битве большинство своего войска, и это сложно было назвать полной победой.
Однако это позволило армии зангидов подойти к Александрии, где их радушно встретили. В городе преобладало суннитское население, им открыли ворота и предложили поддержку. Салах ад-Дин и Ширкух получили деньги и оружие, а Александрия стала их базой.
Христианско-египетское войско, все еще имея преимущество, начало осаду города. Ширкух разделил свои силы, оставив в Александрии Салах ад-Дин с меньшей частью, а сам отошел. Салах ад-Дину удалось организовать продолжительную оборону города и сохранить поддержку населения, несмотря на страдания осажденных.
Осада закончилась тупиком, и оба Ширкух и Амори согласились уйти из Египта.
Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в 1167 г. закончилась поражением от объединённых войск Фатимидов и Амори I. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника, и халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта.
В 1169 г. Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шевара и принял титул великого визиря. В том же году Ширкух скончался и, несмотря на то, что Нур ад-Дин выбрал нового преемника, аль-Адид назначил Салах ад-Дина новым визирем.
Причина, по которой шиитский халиф аль-Адид выбрал суннита Салах ад-Дина, до сих пор неясна. Ибн аль-Асир утверждает, что халиф выбрал его после рассказа советников, что «нет более слабого и молодого» чем Салах ад-Дин, и «никто из эмиров не повинуется и не служит ему». Тем не менее, согласно этой версии, после некоторых переговоров, Салах ад-Дин был принят большинством эмиров. Советники аль-Адида предполагали таким образом разбить ряды Зангидов. В то же время Аль-Вахрани писал, что Салах ад-Дин был выбран из-за репутации его семьи, за их «великодушие и воинскую честь». И хотя позиции были осложнены конкуренцией исламских лидеров, основная часть сирийских правителей поддерживала Салах ад-Дина за его достижения в египетской экспедиции, в которой он получил большой военный опыт.
Вступив в должность эмира 26 марта 1169 г., Салах ад-Дин «раскаялся в винопитии и отвернулся от легкомыслия, обратившись к религии». Получив самую большую власть и независимость, чем когда-либо прежде в своей карьере, он сталкивается с проблемой преданности между аль-Адидом и Нур ад-Дином. Последний был враждебно настроен к назначению Салах ад-Дина и, по слухам, говорил: «Как он смеет [Салах ад-Дин] делать что-то без моего приказа?» Он написал несколько писем Салах ад-Дину, который опустил их, не отказываясь от своей верности к Нур ад-Дину.
Позже в том же году группа египетских солдат и эмиров попыталась убить Салах ад-Дина, но благодаря главе его разведки Али бин Сафьяну стало известно об их намерениях и был арестован и убит главный заговорщик — суданский евнух, управляющий дворца фатимидов — Наджи Мутамин аль-Кхилафа.
На следующий день 50000 черных африканских солдат из полка фатимидской армии, выступавших против правления Салах ад-Дина, наряду с рядом египетских эмиров и простолюдинов подняли бунт. К 23 августа восстание было решительно подавлено, после этого Салах ад-Дин больше никогда не сталкивался с угрозой бунта в Каире.
К концу 1169 г. Салах ад-Дин при поддержке Нур ад-Дина победил силы крестоносцев и византийцев вблизи Думьята. Позже, весной 1170 года, Нур ад-Дин, по просьбе Салах ад-Дина, отправляет его отца в Каир с поощрениями от Багдадского халифа аль-Мустади из рода Аббасидов, который пытается оказать давление на Салах ад-Дина для скорейшего свержения своего соперника аль-Адида.
После этого Салах ад-Дин укрепил свою власть и суннитское влияние в Египте, раздав высокие посты членам своей семьи. Он открыл в Каире филиал Маликийского мазхаба, что привело к уменьшению влияния Шафиитского мазхаба из аль-Фустат.
Укрепившись в Египте, Салах ад-Дин начал наступление на крестоносцев и в 1170 г. взял в осаду Дарум. Когда Амори бросил на помощь Даруму тамплиерский гарнизон Газы, Салах ад-Дин обошел их и напал на Газу. Он не сумел взять замок, но уничтожил город, что его окружал, вырезав его жителей за отказ впустить его в замок. В том же году он захватил замок крестоносцев Эйлат на острове в море, который препятствовал навигации торговых судов.
Со слов Имад ад-Дина аль-Исфахани, в июне 1171 г. Нур ад-Дин написал множество писем Салах ад-Дину, в которых требовал установление халифата Аббасидов в Египте. Последний старался отмалчиваться, боясь оттолкнуть от себя шиитское население и знать. Через два месяца Салах ад-Дин координируется с Наждмом аль-Адин аль-Кабушани, шафитским факихом, который был в оппозиции к шиитскому правлению в стране. Несколько египетских эмиров были убиты, но аль-Адиду сказали, что они были убиты за восстание против него.
Когда к сентябрю 1171 г. Аль-Адид заболел (а возможно был отравлен), он попросил Салах ад-Дина навестить его, с расчётом попросить его позаботиться о своих детях. Салах ад-Дин отказался, опасаясь потерять расположение Аббасидов, и, как говорят, впоследствии очень жалел, узнав о его намерении.
Аль-Адид умер 13 сентября 1171 г. и через пять дней Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади. Это означало отстранение шиитского халифата от власти. С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом. После смерти Аль-Адида династия Фатимидов пресеклась, открыв путь династии Айюбидов (1171 г. – 1260 г.) (от имени отца Салах ад-Дина Айюба).
Когда Салах ад-Дин пришел к власти в Египте, в Святой земле в это время было Иерусалимское королевство, в его столице правили христиане, дороги контролировали рыцари-крестоносцы. Исламский мир был в отчаянии, казалось, нет такой силы, которая могла бы остановить крестовое нашествие из Европы, христиане завоюют весь Восток, установят свою религию, мусульманам не останется места на земле.
25 сентября 1171 г. Салах ад-Дин покинул Каир, для того, чтобы принять участие в нападении на Керак и Монреаль (территория современной Иордании), замок Иерусалимского королевства. Когда казалось, что крепость уже готова сдаться, Салах ад-Дин узнал, что со стороны Сирии выступил Нур ад-Дин для участия в операции. Поняв, что если он встретится с ним лично, то больше не будет управлять Египтом, Салах ад-Дин снимает свой лагерь и возвращается в Каир под предлогом начавшихся волнений в Египте. Этот поступок увеличил напряжённость в его непростых отношениях с Нур ад-Дином до такой степени, что последний собирался выступить с армией на Каир. Послушав своего отца, Салах ад-Дин написал письмо с извинениями, но Нур ад-Дин не принял его оправданий.
Летом 1172 года Асуану начали угрожать нубийские войска, к которым присоединились изгнанники из Армении. Эмир Асуана попросил у Салах ад-Дина помощи, и тот отправил туда войска во главе со своим братом Туран-Шахом. Нубийцы отступили, однако появились снова в 1173 году, и снова их прогнали. На этот раз Египетская армия вышла из Асуана и захватила нубийский город Ибрим.
Прошло 17 месяцев после смерти каирского халифа, а Нур ад-Дин все еще не принимал никаких мер в отношении Египта. Он потребовал частичного возврата 200000 динаров, затраченных на снаряжение войска Ширкуха, и Салах ад-Дин послал ему 60000 динаров и богатые подарки: товары, драгоценности и слона. При транспортировке этих товаров в Дамаск, войска, сопровождавшие эти подарки, попутно опустошили земли крестоносцев, избегая нападений на замки, но преследуя бедуинов, которые служили франкам проводниками.
31 июля 1173 г. с отцом Салах ад-Дина Айюбом произошел несчастный случай во время верховой езды, что привело к его смерти 9 августа 1173 г. В 1174 г. Салах ад-Дин послал Туран-Шаха в кампанию по захвату порта Аден и Йемена, запасного плацдарма на случай вторжения в Египет.
К началу лета 1174 г. Нур ад-Дин готовил армию для нападения на Египет, собирая войска в Мосуле, Диярбакыре и Джезире. Айюбиды отправляют посла к Салах ад-Дину с этим известием, и он собирает свои войска под Каиром.
Внезапно, 15 мая 1174 г. Нур ад-Дин умирает (некоторые источники говорят об отравлении), оставляя одиннадцатилетнего наследника, ас-Салеха. Его смерть дала политическую независимость Салах ад-Дину, а Сирия стала объектом борьбы между вассалами Нур ад-Дина.
Смерть Нур ад-Дина поставила Салах ад-Дина в трудную ситуацию, он мог выдвинуть свои войска против крестоносцев из Египта или ждать приглашения от ас-Салеха прийти ему на помощь, и начать войну из Сирии. У него появилась возможность аннексировать Сирию прежде, чем она попадет в руки врагов, но нападение на землю своего господина противоречило исламским принципам, которым он следовал. Этот поступок мог сделать его недостойным лидерства в войне с крестоносцами. Для того, чтобы не выглядеть захватчиком Сирии и возглавить борьбу с крестоносцами, Салах ад-Дин выбрал позицию защитника ас-Салеха. В письме последнему, он обещает «быть в качестве меча», и ссылается на смерть его отца как на «землетрясение».
В то-же время, Алеппо захватывает Шамс ад-Дин Али ибн ад-Дайя вместе со своим братом, и к началу августа 1174 года ас-Салех выдвигается с войском к стенам Алеппо для того, чтобы подавить мятеж. Захватив город и отправив сыновей Дайи в тюрьму, ас-Салех остаётся в Алеппо.
Когда в августе ас-Салих перебрался в Алеппо, над ним взял опеку Гумуштигин, эмир города и один из полководцев Нур ад-Дина. Гумуштигин планировал побороть всех конкурентов в Сирии, начиная с Дамаска. Эмир Дамаска обратился за помощью к эмиру Мосула, но тот отказал, что заставило дамасского правителя позвать Салах ад-Дина.
Салах ад-Дин поехал через пустыню во главе отряда из 700 всадников и прибыл в Басру, где его радушно встретили эмиры, воины и бедуины. 23 ноября он прибыл в Дамаск и остановился в отцовском доме, а через 4 дня ему открыли ворота цитадели. Жители Дамаска приветствовали его.
Оставив Дамаск под началом своего брата Тугтигина, Салах ад-Дин приступает к покорению других городов, принадлежавших Нур ад-Дину, но после его смерти ставшими практически независимыми. Он сравнительно легко завоевал Хаму, но не решился брать Хомс из-за хорошо укрепленной цитадели. В декабре 1174 г. Салах ад-Дин пошел на Алеппо и 30 января осадил его. Ас-Салих, опасаясь плена, вышел из дворца и призвал жителей города не выдавать его и не сдавать город. Как утверждает летописец, «люди поддались его чарам».
Сейф ад-Дин, правитель Мосула, отправляет своего брата Изз ад-Дина изгнать Салах ад-Дина из Сирии, но 13 апреля 1175 г. тот терпит поражение от войск Салах ад-Дина недалеко от Хамы. Сейф ад-Дин заключает союз с ас-Салехом, но также терпит поражение 22 апреля 1175 года.
Гумуштигин попросил Рашида ад-Дин Синана, главу сирийских исмаилитов (ассасинов), который и сам желал отомстить человеку, отстранившему Фатимидов от власти в Египте, убить Салах ад-Дина в его лагере. 11 мая 1175 г., во время осады замка Изаз, группа из тринадцати ассасинов проникает в лагерь Салах ад-Дина, но их вовремя замечает охрана и предотвращает покушение, ликвидировав их.
Чтобы остановить успех Салах ад-Дина граф Триполи Раймунд III собрал на подступах к Нахр аль-Кабиру значительные силы. Салах ад-Дин повернул на Хомс, но отступил, узнав, что туда отправил подкрепление Саиф аль-Дин.
Враги Салах ад-Дина в Сирии и Джазире вели против него пропагандистскую войну, обвиняя его в том, что он забыл свое положение (слуги Нур ад-Дина), и, нападая на его сына, тот не чтит хозяина, а подстрекает против него бунт. Салах ад-Дин отрицал, что защищает ислам от крестоносцев. Он снял осаду и вернулся к Хаме, навстречу крестоносцам. Крестоносцы отступили, и Салах ад-Дин объявил «победу, которая открывает ворота к человеческому сердцу». В марте Салах ад-Дин взял цитадель Хомса несмотря на упорное сопротивление ее защитников.
Успех Салах ад-Дина встревожил Саиф аль-Дина. Как глава Зенгидов он считал Сирию и Месопотамию собственностью семьи, а попытки Салах ад-Дина узурпировать владения династии разозлили его. Он собрал большое войско и отправил его в Алеппо, защитники которого с тревогой ожидали помощи. Объединенные силы Мосула и Алеппо пошли на Салах ад-Дина в Хаме. Осознавая численное превосходство противника, Салах ад-Дин сначала попытался договориться, отказываясь от всех завоеваний к северу от Дамаска, но они не согласились и потребовали от него возвращения в Египет. Поняв, что битва неизбежна, Салах ад-Дин занял выгодную позицию на холмах у устья реки Оронтес. 13 апреля 1175 года войска Зенгидов пошли в атаку, но вскоре оказались в окружении опытных бойцов Салах ад-Дина. Битва завершилась полной победой Салах ад-Дина. Он преследовал врага до Алеппо и заставил советников ас-Салиха признать за ним Дамаск, Хомс, Хаму и еще несколько городов близ Алеппо.
После победы над Зенгидами Салах ад-Дин объявил себя султаном и запретил упоминать имя ас-Салиха в пятничных молитвах и чеканить его изображение на монетах. Багдадский халиф поддержал его, объявив султаном Египта и Сирии.
Битвой под Хамой борьба за власть между Аюбидами и Зенгидами не завершилась. Решающая схватка состоялась весной 1176 года. Салах ад-Дин получил значительное подкрепление из Египта, Саиф аль-Дин собрал свое войско из Диярбакыр и аль-Джазиры. Когда Салах ад-Дин перешел через Оронтес, состоялось затмение Солнца. Он воспринял это как знак, но продолжил движение на север. Его войска встретилось с армией Саиф аль-Дина на холме в 25 км от Алеппо. Зенгиды сумели смять левое крыло Салах ад-Дина, но в ответ Салах ад-Дин ударил сам в центр гвардии Зенгидов. Среди Зенгидов началась паника, многие из их руководителей погибли или попали в плен, сам Саиф аль-Дин едва вырвался. Айюбиды захватили лагерь Зенгидов, лошадей, поклажу, шатры и запасы. Салах ад-Дин приказал отпустить пленных. Он не взав ничего себе, а распределил добытое среди своих людей.
Далее он пошел на Алеппо, но город все еще отказывался открыть перед ним ворота. 15 мая войска Салах ад-Дина осадили Аазаз. Несколько дней ранее, когда Салах ад-Дин отдыхал, ассасин нанес ему удар ножом в голову, но шлем выдержал, и Салах ад-Дин поймал руку убийцы. Ассасинов сразу убили. То покушение, в котором Салах ад-Дин обвинил Гумуштугина, очень разозлил его, и он продолжил осаду с еще большим упорством.
Аазаз капитулировал 21 июня, и Салах ад-Дин снова пошел на Алеппо. Город продолжал сопротивление, но Салах ад-Дин добился перемирия на выгодных условиях — он оставил Гумуштугина и ас-Салиха править в Алеппо, но они признали право Салах ад-Дина на завоеванные земли. Эмиры других городов региона тоже признали его правителем Сирии.
После заключения перемирия с Зенгидами и с Иерусалимским королевством Салах ад-Дину все еще угрожала секта исмаилитов, известная как ассасины. Ее возглавлял Рашид ад-Дин Синан. Ассасины контролировали в горах Ан-Нусария девять крепостей. Отправив основную часть войск в Египет, Салах ад-Дин в августе 1176 г. ушел в горы, опустошил села и отступил, не овладев ни одной крепостью. В том же месяце, после нескольких неудачных попыток овладеть крепостями, он покинул Нуссарию. В то же время множество источников говорят о том, что губернатор Хамы, дядя Салах ад-Дина, помог заключить мирное соглашение с Синаном.
По другой версии Салах ад-Дин отвел войска, потому что нуждался в их для борьбы с крестоносцами. По этой версии именно ассасины инициировали союз с ним, поскольку считали, что изгнание крестоносцев будет взаимно выгодным. В дальнейшем Салах ад-Дин и Синан поддерживали хорошие отношения, Синан присылал султану подкрепления накануне важных сражений.
Покинув Джебель-Ансария, Салах ад-Дин вернулся в Дамаск и отпустил свою сирийскую армию. Оставив Сирию под управлением Туран-шаха, он отправился в Египет с небольшим отрядом личной стражи. Его отсутствие затянулось на два года, и он взялся за организацию дел и за восстановление и фортификации Каира. Проводился ремонт городских стен, началось сооружение Каирской цитадели.
Не подготовившись к неожиданной атаке, Айюбиды позволили королю Иерусалима Балдуину IV с тамплиерами войти в Аскалон. Хотя христиане имели только 375 рыцарей, Салах ад-Дин колебался, поскольку крестоносцами командовали умелые воины. 25 ноября, в отсутствие большей части войска мусульман, тамплиеры застали врасплох Салах ад-Дина у Рамлы в битве на горе Жисар и изрубили его войско быстрее, чем оно успело сформировать строй. Сначала Салах ад-Дин пытался организовать своих воинов, но после гибели телохранителей, видя неминуемое поражение, бежал на быстром верблюде в Египет.
Весной 1178 г. Салах ад-Дин разбил лагерь под стенами Хомса, где начались столкновения между его войсками и крестоносцами. Силы султана в Хаме одержали над христианами победу и взяли много пленных. Салах ад-Дин приказал отрубить им головы за «грабеж и опустошение земель правоверных».
Салах ад-Дину докладывали, что крестоносцы планируют рейд в Сирию. Он велел одному из своих военачальников, Фаррух-шаху, наблюдать за границей, избегать битвы и сообщить о наступлении христиан сигнальным костром. В апреле 1179 г. крестоносцы во главе с королем Балдуином IV напали на мусульманских пастухов, которые пасли свои стада на Голанских высотах, не надеясь на сопротивление. Балдуин сгоряча погнался за силами Фаррух-шаха и потерпел поражение. После этой победы Салах ад-Дин решил привести из Египта дополнительные силы, и приказал аль-Адилю прислать 1500 всадников.
Летом 1179 г. король Балдуин IV выставил посты на дороге в Дамаск и начал строить укрепления на броде Иакова через реку Иордан. Салах ад-Дин предложил иерусалимскому королю 100000 золотых за то, чтобы он оставил оскорбительное для мусульман строительство, но тщетно. Тогда Салах ад-Дин решил уничтожить крепость тамплиеров Шатле. Крестоносцы, бросившись в атаку на мусульман, оставили пехоту позади и потеряли организованность. Преследуя врага, они рассеялись, чем воспользовался для нападения Салах ад-Дин. Айюбиды получили славную победу и пленили много рыцарей. Далее Салах ад-Дин пошел к броду Иакова и захватил его 30 августа 1179 года.
Весной 1180 г. Салах ад-Дин принял послов от короля Балдуина IV с предложением мира. Из-за плохого урожая Салах ад-Дин согласился на перемирие. Раймонд Триполийский не согласился, но рейд Айюбидов на его земли в мае и появление флота Салах ад-Дина у берегов княжества заставили его подчиниться.
В 1180 г. Салах ад-Дин разрешил конфликт между сельджуками Румского султаната и Артукидами Восточной Анатолии.
В 1181 г., оставив Фаррух-шаха в Сирии, султан вернулся в Каир, планируя в следующем году совершить хадж в Мекку, однако изменил свое решение и отправился на берега Нила. Он отобрал у бедуинов две трети земель, обвинив их в торговле с христианами, и заставил их мигрировать на запад. Султану также пришлось взять в свои руки дела в Йемене, от которого не поступало достаточно доходов.
В июне 1181 г. умер Саиф аль-Дин, и в Мосуле начал править его брат Изз ад-Дин. 4 декабря в Алеппо умер коронный принц Зенгидов ас-Салих. Перед смертью он присягнул Изз ад-Дину как единственному из Зенгидов, достаточно сильному, чтобы сопротивляться Салах ад-Дину. Изз ад-Дина радостно приняли в Алеппо, но удерживать одновременно этот город и Мосул ему было не под силу. Он передал Алеппо своему брату Имад ад-Дину. Салах ад-Дин не вмешивался в эти дела, поскольку его связывало соглашение с Зенгидами.
11 мая 1182 г. Салах ад-Дин с половиной египетского войска отправился из Каира в Сирию. Зная, что на границе его ждут христианские силы, он пошел через пустыню. По дороге он опустошил окрестности замка Монреаль. Войска короля Балдуина наблюдали издалека и не решились на вмешательство. В Дамаске Салах ад-Дин узнал, что Фаррух-шах совершил успешное нападение на Галилею. В августе Айюбиды напали на Бейрут с суши и моря, однако ему пришлось отвести войска из-за ситуации в Месопотамии.
После победы над противниками в мусульманском лагере Салах ад-Дин направил свои силы против Иерусалимского королевства.
В 1187 г. Рейнальд де Шатильон спровоцировал объявление священной войны, которая стала началом третьего периода завоевательных походов Салах ад-Дина. Рейнальд уничтожил караван, с которым отправилась в Мекку родная сестра Салах ад-Дина.
Собрав тридцатитысячную армию, Салах ад-Дин осадил Тиверию на западном берегу озера Кинерет. Гонец графини Эшивы Триполитанской сообщил об этом совету баронов Святой Земли в Акре.
На следующую ночь, под нажимом гроссмейстера Ордена Тамплиеров Жерара де Ридфора, король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян принял решение пойти на помощь городу. Армия выступила на следующее утро, в пятницу, 3 июля 1187 года. Расстояние было небольшим — двадцать километров, но караван двадцатитысячной армии растянулся на несколько миль. Войска крестоносцев, с трудом продвигаясь по выжженной местности под палящим солнцем, не успели дойти до воды к закату в этот знойный и засушливый месяц.
По совету графа Раймунда Триполийского они остановились на отдых в местности, называемой Рога Хаттина. Едва они разбили походные шатры, как Салах ад-Дин приказал поджечь сухой кустарник. Едкий дым затруднил дыхание, и страдания измученных долгим переходом и солнечным зноем войск короля усугубились жаром пламени, горевшим вокруг лагеря.
Султан приказал разместить возле лагеря кувшины, заполненные водой, опустошая их на глазах измученных жаждой крестоносцев, а затем обстрелять лагерь из луков и арбалетов.
Военный совет крестоносцев принял решение немедленно атаковать войска Салах ад-Дина, и Амори, брат Ги де Лузиньяна, организовал эскадроны для нападения. Раймунд Триполийский возглавлял дополнительные войска, и стал в авангарде. Граф Триполийский, согласно традиции, как сеньор Тивериадских земель, на которых происходила битва, принял на себя командование войсками, возглавляя первую дивизию. Балиан д’Ибелин и Жослен Эдесский со своими рыцарями прикрывали тылы, создав арьергард.
Как только войска были выведены на позиции, шесть рыцарей графа Триполийского: Балдуин де Фортью, Раймонд Бак, и Лаодиций де Тибериас с тремя своим товарищами, «охваченные дьявольским духом сбежали к Салах ад-Дину и, внезапно перейдя к сарацинам, донесли им обо всех особенностях текущего положения, намерениях и ресурсах христиан», призывая султана напасть на крестоносцев первым. Салах ад-Дин приказал своим войскам выдвинуться на рыцарей.
Пехота королевского войска, увидев наступление сарацин, поднялась на вершину горы, и отказалась сражаться, несмотря на команду короля, мольбы епископов и требования баронов.
Раймунд Триполийский выступил навстречу отряду мусульман но те, разделившись создали сквозной проход, позволивший отряду рыцарей углубиться, а затем сомкнули ряды, окружив крестоносцев. Спаслись всего десять-двенадцать рыцарей, в том числе граф Триполийский и его четверо пасынков. Из окружения вырвались также Балиан д’Ибелин и Жослен Эдесский (по другим данным в битве не участвовал, находился в Акре).
В субботу, 4 июля 1187 г. в битве, длившейся семь часов, погибло около 17000 человек, а король Ги Лузиньян, его брат Амори (коннетабль королевства), магистр тамплиеров Жерар де Ридфор, Рено де Шатильон, Онфруа Торонский и многие другие попали в плен. В этой битве также был потерян Святой Животворящий Крест Господень.
Салах ад-Дин лично обезглавил Рейнальда Шатильонского.
Победа при Хаттине явилась прелюдией гибели Иерусалимского королевства и заката владычества крестоносцев на Востоке. Салах ад-Дин захватил Тиверию, Акру (Акко), Аскелон (Ашкелон) и другие города (воины этих гарнизонов попали в плен или погибли при Хаттине). Салах ад-Дин уже шел на Тир, когда вовремя прибыл морем маркграф Конрад Монферратский с отрядом крестоносцев, обеспечив городу надежный гарнизон. Натиск Салах ад-Дина был отбит.
20 сентября Салах ад-Дин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Защитников и продовольствия не хватало. Горожане думали сопротивляться, поэтому отвечали уклончиво на предложение Салах ад-Дина сдать город на условии дарования осаждённым свободы. Затем осажденные, перед лицом превосходящей их числом армии, увидели всю невозможность сопротивления и обратились к Салах ад-Дину. За выкуп осажденным была дарована свобода и жизнь, причём мужчины платили по 10 золотых монет, женщины — по 5, дети — по 2, после чего все они покинули город, взяв с собой своё имущество сколько смогли забрать и оружие.
В пятницу 2 октября Салах ад-Дин вступил в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и провел ритуал его очищения, проявив великодушие к христианам Иерусалима. Многим выкупиться не удалось, и они были обращены в рабство.
Все церкви города, кроме храма Воскресения были обращены в мечети. Салах ад-Дин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим.
Вся Палестина была захвачена Салах ад-Дином.
Захват Салах ад-Дином Иерусалима явился причиной организации Третьего крестового похода, в котором приняли участие четверо европейских монархов — германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V и английский король Ричард I Львиное Сердце.
Третий крестовый поход закончился неудачно для крестоносцев. Алчность и жажда наживы привели их к позорному поражению. Добиться возвращения Иерусалима крестоносцам не удалось, и поход не приблизил к желаемой цели.
Крестовый поход происходил неорганизованно и несогласованно. С 1188 по 1191 годы христианские князья с отрядами приходили под стены Акры в одиночку. Часть христиан, прибывшая под Акру, погибала под ударами мусульман, от болезней и голода; её заменял другой отряд и в свою очередь подвергался той же участи.
Христиане осаждали город с моря — единственная часть города, на которую они могли направить свои осадные орудия. Внутренняя часть была занята войсками Салах ад-Дина, который удобно и легко сообщался с Месопотамией, служившей для него источником пополнения его военных сил. Таким образом, христиане приходили под Акру по одиночке, подставляя себя под удары мусульман, никогда не соединяли своих сил, между тем как Салах ад-Дин постоянно обновлял свои войска свежими приливами мусульман из Месопотамии. В то время как христиане находились в весьма неблагоприятных условиях, Салах ад-Дин мог долго и энергично отстаивать Акру.
К этому неудобному положению присоединилось ещё соперничество восточных вождей. Ги де Лузиньян был во вражде с Конрадом Монферратским. Их соперничество разделило и крестоносный лагерь на две враждебные партии: итальянские народы сосредоточились около тирского князя, англичане приняли сторону Ги.
В 1187 г. Салах ад-Дин пренебрег взятием Тира, чем совершил грубый стратегический просчет. Крестоносцы сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 г. оставшаяся армия крестоносцев во главе с Ги де Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Салах ад-Дина, шедшую на выручку осажденным. Салах ад-Дин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Салах ад-Дина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись 9 крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.
Герцог Леопольд V в августе 1190 г. прибыл морем из Венеции в Святую Землю с небольшим отрядом крестоносцев и уже в январе 1191 г. присоединился к осаде Акры. Он принял на себя командование местными немецкими крестоносцами.
20 мая 1191 г. на Святую Землю прибыл французский король Филипп II Август. Затем он двинулся к Акре, которая уже была в осаде со стороны меньшего контингента крестоносцев. Его армия присоединилась и начала строить осадную технику.
8 июня 1191 г. под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии получивший прозвище Львиное Сердце). На французского и английского королей восточные христиане возлагали большие надежды.
В основном все крестоносцы признали молчаливо лидерство энергичного Ричарда.
После многочисленных атак крестоносцев, к которым присоединились войска Ричарда и Филиппа, защитники Акры предложили сдать город при условии, что им будет сохранена жизнь и обеспечено отступление. Ричард и Филипп потребовали возвращения Иерусалима с прилегающими землями и освобождения христиан, захваченных в плен с 1187 года. Салах ад-Дин не согласился, боевые действия продолжились.
5 июля 1191 г. крестоносцам удалось пробить брешь в крепостной стене Акры, на следующий день начался новый штурм города. Защитники Акры пытались возобновить переговоры, Ричард же отдал приказание продолжить разрушение стен города, посулив каждому, кто принесёт камень из башни, называемой Башней Проклятия, слиток золота. 12 июля Акра пала, Салах ад-Дин отступил в Сефорию, уничтожая на своём пути крепости, города, сады и виноградники вплоть до Хайфы. Условия капитуляции принимались при посредничестве рыцарей ордена госпитальеров и Конрада Монферратского. Защитникам города сохранили жизнь, обещав отпустить их после уплаты 200 тысяч динаров и освобождения 2500 пленных христиан. Днём освобождения заложников было назначено 9 августа.
Необычно уважительные отношения между Ричардом и Салах ад-Дином стали одним из наиболее известных средневековых романтических сюжетов. Рыцарский характер Ричарда был весьма сочувствен для Салах ад-Дина; тотчас обнаружились симпатии между мусульманским повелителем и английским королём, они начали обмениваться посольствами, оказывать друг другу знаки внимания. Салах ад-Дин во время осады Акры посылал страдавшим от болезни Ричарду и Филиппу Августу свежие фрукты и лёд. Ричард также отвечал подарками.
Такое поведение Ричарда отозвалось неблагоприятным образом на его авторитете среди христиан; в войске утвердилась мысль, что Ричард готов их предать. Таким образом, в Ричарде была парализована вся его сила, вся мощь и энергия; в то же время французский король не обладал личной энергией настолько, чтобы перенести на себя главное направление осады. В итоге все преимущества, все благоприятные условия были на стороне Салах ад-Дина.
При занятии Акры оказалось, что значительная часть городского населения состояла из христиан, которые под владычеством мусульман пользовались различного рода привилегиями. По освобождении Акры от мусульман как французы, так и англичане хотели захватить побольше власти в городе и начали притеснять население; короли не заботились о том, чтобы были исполнены со стороны мусульман другие пункты договора.
После взятия Акры Ричард предложил всем крестоносцам дать клятву не возвращаться на родину ещё три года или до тех пор, пока не будет отвоёван Иерусалим. Король Франции, тяжело заболевший дизентерией, отказался дать подобное обещание, собираясь в скором времени покинуть Святую землю, он также намечал воспользоваться отсутствием Ричарда для аннексии его земель во Франции. Филипп поднял также вопрос о разделе острова Кипр, а в дальнейшем отношения двух королей ухудшились из-за спора между Ги де Лузиньяном и Конрадом Монферратским о наследовании королевства Иерусалимского.
Французский король дошел до крайнего раздражения; неприязнь Филиппа к Ричарду раздувала слухи о том, что английский король замышляет продать все христианское войско мусульманам и даже готовится посягнуть на жизнь Филиппа.
29 июля Филипп добился согласия Ричарда на свой отъезд и поклялся на Евангелии в нерушимости союза между ним и английским королём. Передав своих крестоносцев Ричарду, он поставил во главе этого войска в количестве 10000 человек герцога Бургундского Гуго III. В виде жалованья солдатам было оставлено 5000 серебряных марок. Ричард и Филипп разделили добычу, взятую в Акре. Герцог Австрийский Леопольд посчитал, что также имеет право на долю добычи, однако его претензии не были приняты во внимание. В знак того, что он тоже должен воспользоваться плодами победы, герцог повелел нести перед собой свой штандарт. Рыцари из свиты Ричарда бросили знамя на землю и топтали его. Своих заложников Филипп оставил Конраду Монферратскому, которого поддержал в споре о владении Иерусалимским королевством и отбыл 31 июля в Тир. Отъезд Филиппа серьёзно осложнил положение крестоносцев, многие порицали его за отказ от продолжения борьбы, тогда как авторитет Ричарда возрос. Филипп и его двоюродный брат Пьер II де Куртенэ, граф Невера, направились в Геную, а оттуда вернулись во Францию.
Главная роль оставалась за Ричардом, который со своим пылким рыцарским характером, лишенный политического чутья, являлся слабым соперником Салах ад-Дина, умного и хитрого политика.
Во время осады Акры бременские и любекские купцы по примеру других военно-религиозных орденов, возникших во время Первого крестового похода, устроили на свои средства братство, которое имело целью оказывать помощь бедным и больным немцам. Герцог Фридрих Швабский принял это братство под своё покровительство и исходатайствовал в пользу его папскую грамоту. Это учреждение впоследствии получило военный характер и известно под именем Тевтонского ордена.
Крестоносцы готовились к новой кампании: Ричард поставил перед собой целью взятие Аскалона, за которым открывался путь на Египет.
Накануне предполагаемого обмена пленными между Ричардом и Конрадом Монферратским возник конфликт, едва не перешедший в военное столкновение. Маркиз отказался передать заложников королю на том основании, что они ему были отданы Филиппом. Спор был улажен герцогом Бургундским. Ни 9, ни 10 августа, вопреки обещаниям Салах ад-Дина, пленные христиане не были отпущены, не получили крестоносцы и выкуп за защитников Акры и Истинное Древо Животворящего Креста, захваченное в битве при Хаттине. Срок обмена был перенесён на 20 августа, однако и в этот день Салах ад-Дин не выполнил условий крестоносцев. По сообщению продолжателя хрониста Вильгельма Тирского, Ричард приказал казнить 2700 пленников: «со связанными руками они были умервщлены на виду у сарацин». Переговоры с Салах ад-Дином были сорваны.
Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон (Ашкелон), который был проведен вдоль побережья. Оставив Акру Бертрану де Вердену и Стивену (Этьену) Лонгчампу, Ричард 22 августа 1191 г. повёл крестоносцев на Хайфу по берегу моря, параллельным курсом за войском следовали корабли. После небольшой передышки у Хайфы (сам город был разорён Салах ад-Дином), поход продолжился 30 августа. У реки Нахр-Фалик Салах ад-Дин, воины которого во время всего перехода завязывали стычки с крестоносцами, преградил дорогу Ричарду. Король возобновил переговоры, 5 сентября на встрече с братом султана Маликом Аль-Адилем он потребовал сдачи Иерусалима и получил отказ.
7 сентября Ричард нанёс поражение войску Салах ад-Дина в битве при Арсуфе. По словам хрониста Амбруаза, сам король «выказал такую доблесть, что вкруг его, с обеих сторон и спереди и сзади, образовалась широкая дорога, заполненная мёртвыми сарацинами». Войска Салах ад-Дина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек.
Победа крестоносцев при Арсуфе повергла Салах ад-Дина в уныние, а когда он вознамерился удержать Аскалон, его эмиры, боявшиеся повторить судьбу защитников Акры, потребовали, чтобы сам султан или кто-либо из его сыновей оставался с ними в городе. Тогда Салах ад-Дин разорил Аскалон и, отступая, снова применил тактику «выжженной земли», уничтожая все на пути армии крестоносцев. По сообщению некоторых арабских хронистов (например, Ибн аль-Асира), маркиз Монферратский упрекал Ричарда в том, что, видя, как гибнет город, он не занял его «без боя и без осады». Ричард направил свои войска в Яффу, также разрушенную Салах ад-Дином, для её восстановления и провёл там около двух месяцев. Там, во время объезда укреплений города, он чуть не попал в плен и лишь благодаря тому, что рыцарь Гийом де Прео назвался сарацинам королём и отвлёк их внимание, Ричарду удалось спастись. Король снова начал переговоры с Маликом Аль-Адилем, надеясь получить все земли побережья.
Битва при Арсуфе и последовавшая за ней битва при Яффе позволила христианам добиться возвращения прибрежной полосы Средиземного моря под свой контроль.
В течение 1191 — 1192 годов имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Салах ад-Дин его превзошел.
В конце октября 1191 г. Ричард собрал свои войска для похода на Иерусалим. Перед этим по его приказанию тамплиеры перестроили на пути из Яффы в Иерусалим крепости Казаль-де-Плейн и Казаль-Муайен. Крестоносцы задержались у Рамлы из-за дождей с 15 ноября до 8 декабря 1191 года. По свидетельству участника похода Амбруаза, воины, видя совсем рядом долгожданную цель (Иерусалим) испытывали необычайный душевный подъём, забывая голод и холод. Ричард, однако, не стал штурмовать его: не было материалов для постройки осадных орудий — мусульмане уничтожили все деревья в окрестностях Иерусалима. К тому же армия Салах ад-Дина находилась поблизости и в любой момент могла уничтожить меньшую по численности армию крестоносцев. Рыцари же, родившиеся на Святой земле, утверждали, что даже при благоприятном исходе дела (взятии города) удержать его будет трудно, и, как только крестоносцы, выполнив свой долг, отправятся домой, Иерусалим снова будет потерян.
Ричард отступил, часть французов ушла в Яффу, Акру и Тир. Король вместе со своим племянником Генрихом Шампанским направился в Ибелин. Вскоре он снова начал переговоры с Маликом аль-Адилем, как и с султаном, Ричард завязал с ним дружеские отношения. Даже поднимался вопрос о свадьбе между сестрой Ричарда Иоанной и братом Салах ад-Дина Аль-Адилем. Иоанна была согласна выйти замуж за Аль-Адиля, только если он примет христианство.
Контакты короля с противником не нравились многим крестоносцам и были поводом «к великим обвинениям против Ричарда и к злословию» (Амбруаз).
Очередной поход на Иерусалим Ричард начал без войска герцога Бургундского, которое было направлено на восстановление Аскалона, начавшееся 20 января. Ричарду пришлось вступить в безрезультатные переговоры с Конрадом Монферратским, вступившим в новый конфликт с Ги де Лузиньяном. Французы присоединились к маркизу, пытались уйти в Акру, однако, когда Ричард воспрепятствовал этому, направились в Тир.
Через некоторое время король получил известие о враждебных действиях брата Иоанна в Англии, и, созвав в Аскалоне совет, объявил о том, что вскоре покинет Святую землю. Однако рыцари и бароны, которым предстояло остаться в Палестине, единодушно отвергли предложение Ричарда поставить командующим Ги де Лузиньяна. Английский король был вынужден признать за маркизом Монферратским право на королевство Иерусалимское и решил передать командование ему.
28 апреля 1192 г. Конрад Монферратский был убит ассасинами. Следующим претендентом на иерусалимский престол стал со всеобщего одобрения племянник французского и английского королей Генрих Шампанский. Ги де Лузиньян, уплатив Ричарду 40 тысяч дукатов, стал владельцем острова Кипр.
17 мая Ричард осадил, а через пять дней взял Даронскую крепость, цитадель, находившуюся на пути через Синайскую пустыню. Во время осады к нему присоединились Генрих Шампанский и Гуго III Бургундский. Все были уверены, что на этот раз Иерусалим будет взят. В самом городе горожане были охвачены паникой.
Рассказывают, что в это время Ричард посетил некоего отшельника с горы Святого Самуила. Тот в разговоре с королём заявил, «что не пришло ещё время, когда Бог сочтёт людей своих достаточно освятившимися, чтобы Святая земля и Пресвятой Крест могли быть переданы в руки христиан». Это предсказание поколебало уверенность крестоносцев, они решили дождаться поддержки из Акры.
20 июня 1192 г. Ричард захватил караван, следовавший из египетского Бильбаиса, взяв богатейшую добычу. Это обстоятельство повергло в растерянность самого Салах ад-Дина. Воспрявшие крестоносцы были готовы напасть на Иерусалим, однако король не решился на штурм. Амбруаз рассказывает о его колебаниях: Ричард опасался потери чести в случае неудачи, боялся остаться «навсегда виноватым». На совете 4 июля, где собрались представители орденов тамплиеров и госпитальеров, французских и английских рыцарей, а также рыцарей, уроженцев Святой земли, было решено отойти от Иерусалима без боя. Дух армии крестоносцев был подорван.
Возвратившись в Акру, Ричард готовился к походу на Бейрут. Вскоре стало известно о нападении Салах ад-Дина на Яффу и Ричард отплыл на её защиту.
1 августа корабли христиан подошли к Яффе. Король первым высадился на берег, за ним последовали другие воины. Крестоносцы под прикрытием щитов, сооружённых из обломков кораблей, добрались до укреплений города и отбили его у Салах ад-Дина, отступившего к Язуру. Отряд английского короля, числом не более двух тысяч человек, разместился лагерем у Яффы.
Утром 5 августа Салах ад-Дин, располагавший армией, превосходящей силы противника в десять раз, предпринял попытку разбить франков. Благодаря присутствию духа Ричарда, его решительным действиям, крестоносцы отбили атаку сарацинов. По свидетельству Амбруаза, сам король бился так, что кожа на его руках порвалась. Ближе к завершению битвы Малик аль-Адиль видя, что Ричард лишился лошади, послал к нему мамелюка с двумя скакунами, так как король не должен был сражаться пешим. Салах ад-Дин ушёл через Язур на Латрун.
Епископ Солсбери Губерт Готье и Генрих Шампанский убедили Ричарда начать переговоры, которые продолжались около месяца. Салах ад-Дин тянул время, понимая, что Ричарду задержка невыгодна.
2 сентября 1192 г. был заключён мир. Постыдный для Ричарда и триумфальный для Салах ад-Дина. Салах ад-Дин признал небольшую береговую полосу прибрежных земель Сирии и Палестины от Тира до Яффы владениями крестоносцев. Яффа на долгие годы стала местом, куда приходили паломники и дожидались там разрешения на продолжение пути до Рамлы и Иерусалима. Были освобождены пленники и в их числе рыцарь Гийом де Прео, благодаря которому избежал плена Ричард. Христианам была представлена свобода доступа к святыням без внесения таможенных сборов и пошлин на проживание в Иерусалиме. Иерусалим оставался во власти мусульман, Святой крест не был возвращен.
Салах ад-Дин даровал христианам мир на три года. В это время они могли свободно приходить на поклонение святым местам. Через три года христиане обязывались войти в новые соглашения с Салах ад-Дином, которые, само собой разумеется, должны были быть хуже предыдущих. Этот бесславный мир лег тяжелым обвинением на Ричарда. Современники подозревали его даже в измене и предательстве; мусульмане упрекали его в чрезмерной жестокости.
Ричард не решился посетить Иерусалим, чувствуя свою вину, так как «не смог вырвать его из рук своих врагов». Ричард, будучи болен цингой, уехал в Англию 9 октября 1192 г., но на дорогу до Англии у него ушло более чем два года.
Салах-ад-дин после подписания мирного соглашения с английским королем вернулся в сирийскую столицу Дамаск, в город своего детства и юности. Он стал готовиться к походу на Багдад, чтобы восстановить прежний арабский халифат. Но осуществить задуманное ему не удалось. Салах-ад-дин заразился желтой лихорадкой (однако возможно, что это был возвратный тиф, протекающий с желтухой, не исключают также и гепатит E) и скончался после непродолжительной болезни 4 марта 1193 года.
Он был похоронен с подобающими его величию почестями: рядом с большой городской мечетью в центре Дамаска ему была сооружена великолепная гробница.
После смерти султана его империю разделили наследники: Аль-Азизу достался Египет, аль-Афзалю — Дамаск, аз-Захиру — Алеппо.
Семья Салах ад-Дина
Отец: Наджм ад-Дин Айюб ибн Шади (? – 9 августа 1173 г.), курдский военачальник и политический деятель из Двина. Амир Баальбека.
Мать: —
Род: Айюбиды
Вероисповедание: Суннитский ислам (шафииты)
Место погребения: Мечеть Омейядов, Дамаск
Жена: с 1176 г. Исмат ад-дин Хатун (? – 26 января 1186 г.), дочь Муина ад-Дина Унур аль-Атабеки (? – 28 августа 1149 г.), регента Дамаска (1140 г. – 1149 г.). С 1147 г. по 1176 г. была женой Нур ад-Дина. С 1176 г. по 1186 г. – жена Салах ад-Дина. Детей в этом браке не было.
Дети: У него было 24 ребенка от наложниц, шестеро из них умерли молодыми. 15 сыновей:
Аль-Афдаль Али (Аль-Афдаль Нур аль-Дин Али) (ок. 25 июня 1170 г. (1 Шавваль 565 г. хиджры) – 1225 г.), эмир Дамаска (4 марта 1193 г. – 1196 г.).
Аль-Азиз Усман (Аль-Азиз Имад аль-Дин Абу аль-Фат Усман) (ок. 14 января 1172 г. (8 Джумада I 567 г. хиджры) — 29 ноября 1198 г.), 2-й султан Египта из династии Айюбидов (4 марта 1193 г. — 29 ноября 1198 г.).
Аль-Зафир Хидр (Аль-Зафир Музаффар аль-Дин Абу аль-Аббас Хидр) (ок. 29 марта 1173 г.(5 Шаабан 568 г. хиджры) — ?). эмир Мосула (4 марта 1193 г. — 1196 г.).
Аль-Захир Гази (Аль-Захир Гият аль-Дин Абу Мансур Гази) (май 1173 г. (в середине Рамадана 568 г. хиджры) — 8 октября 1216 г.), эмир Алеппо (4 марта 1193 г. – 8 октября 1216 г.).
Аль-Муизз Исхак (Аль-Муизз Фат аль-Дин Абу Йакуб Исхак) (октябрь / ноябрь 1174 г. (Раби I 570 г. хиджры) — ?).
Аль-Муайяд Масуд (Аль-Муайяд Наджам аль-Дин Абу аль-Фат Масуд) (р. Раби I 571 г. хиджры (сентябрь / октябрь 1175 г.) — ?).
Аль-Азиз Якуб (Аль-Азиз Шараф ад-Дин Абу Юсуф Якуб) (октябрь / ноябрь 1176 г. (Раби II 572 г. хиджры) — ?).
Аль-Захир Давуд (Аль-Захир Муджир аль-Дин Абу Сулейман Давуд) (май 1178 г. (Дхи аль-Кайда 573 г. хиджры) – 1235 г.), владыка аль-Биреха.
Аль-Муфасал Муса (Аль-Муфасал Кутб аль-Дин Мусса) (1178 г. (573 г. хиджры) — ?).
Аль-Ашраф Мухаммад (Аль-Ашраф Изз аль-Дин Абу Абд Аллах Мухаммад) (1179/1180 г. (575 г. хиджры) — ?).
Аль-Мусин Ахмад (Аль-Мусин Захир аль-Дин Абу аль-Аббас Ахмад) (июль / август 1181 г. (Раби I 577 г. хиджры) — ?).
Тураншах (Аль-Муаззам Фахр аль-Дин Абу Мансур Тураншах) (июль / август 1181 г. (Раби I 577 г. хиджры) – 2 мая 1250 г.), султан Египта (22 ноября 1249 г. — 2 мая 1250 г.), эмир Дамаска (22 ноября 1249 г. — 2 мая 1250 г.).
Аль-Джаввад Айюб (Аль-Джаввад Рукн аль-Дин Абу Саид Айюб) (июль / август 1182 г. (Раби I 578 г.х.) — ?).
Аль-Галиб Маликшах (аль-Галиб Насир аль-Дин Абу аль-Фат Маликшах) (ноябрь / декабрь 1182 г. (Раджаб 578 г.х.) — ?).
Аль-Мансур Абу Бакр (после 1193 г. — ?).
Сыновья, которые были полными братьями:
Аль-Афдаль, Аль-Зафир и Аль-Муфассал.
Аль-Азиз, Аль-Муайяд и Аль-Айиз.
Аль-Захир и Аль-Захир.
Аль-Муизз и Аль-Джавад.
Аль-Ашраф и Аль-Мусин.
Аль-Муаззам, Аль-Галиб и Аль-Мансур.
Имадуддин аль-Исфахани пишет, что Саладина пережили семнадцать сыновей и одна дочь. Еще два сына были рождены от женщин-рабов: Имад ад-Дин Шадхи и Нусрат ад-Дин Марван. Что касается дочери Саладина, то она была Муниса Хатун; она вышла замуж за своего двоюродного брата аль-Камиля Мухаммеда ибн Адиля.
Саладин также имел других детей, которые умерли до него, таких как Аль-Мансур Хасан и Ахмад.