Куриатный закон об империи

В конституции древнего Рима Куриатный закон об империи (lex curiata de imperio) подтверждал права высших магистратов для поддержания высшей власти (империя). Он вносился на куриатные комиции по поводу власти новоизбранных магистратов.

Преобладает мнение, что именно куриатный закон наделял магистрата правом на общественные ауспиции, или, по крайней мере, признается связь между ауспициями и этим законом. Такой закон по поводу своей власти вносил на куриатные комиции высший магистрат после вступления в должность.

Куриатный закон об империи

лат. Lex curiata de imperio

Куриатный закон об империи сохранялся до конца Республики, хотя и превратился в формальный акт, который осуществлялся в присутствии 30 куриатных ликторов, представлявших 30 курий, и трех авгуров. После 218 г. до н. э. люди больше не собирались, поскольку каждая курия была представлена ликтором, и подтверждение было фактически автоматическим, если только трибун не решал помешать принятию закона.

Считается, что необходимость такого закона возникла еще в царский период, когда цари после Ромула должны были представить его для ратификации римским народом.

Цицерон относил применение этого закона еще к царской эпохе: куриатный закон о своем империи, по его мнению, вносили все цари от Нумы до Сервия Туллия включительно. Однако последние два царя правили без такой ратификации.

Более вероятно предположить, что куриатный закон впервые появился вследствие политической реформы Сервия Туллия. В пользу этого предположения говорят нижеследующие соображения. Патриции, допустивши введение центуриатного собрания, в котором участвовали плебеи и которому был предоставлен выбор царя, должны были, естественно, озаботиться, чтобы эта перемена не лишила их возможности влиять на избрание столь важного фактора государственной жизни. Вероятно, их сословный интерес в этом деле и был удовлетворен таким образом, что избрание в центуриатном собрании не давало царю всей полноты власти; та часть царской власти, которая заключала в себе главным образом право набирать войско, вести его в поле, налагать военную подать (tributum), созывать центуриатное собрание (exercitus urbanus), была выделена в особую область и оставлена, так сказать, в прежнем ведении куриатного собрания, которое было всецело в руках патрициев. Избранник центуриатного собрания должен был посредством куриатного закона испросить у патрицианское собрание полномочия на осуществление этой важной области царской власти. Если бы плебеям удалось провести в центуриатном собрании лицо, враждебное патрицианским интересам, то патриции еще имели бы возможность устранить эту опасность, отказав избраннику в Lex curiata de imperio, без которого царь не мог законным образом осуществлять свое назначение.

Само название куриатного закона говорит о том, что его вносили только магистраты с империем (диктатор, консул, претор, военный трибун с консульской властью). Куриатным законом империй мог предоставляться и в других случаях, как, например, предполагал сделать Сервилий Рулл, плебейский трибун 63 г. до н. э., аграрный закон которого предусматривал внесение претором куриатного закона для наделения империем децемвиров по выводу колоний, что формально давало им преторскую власть. Кроме того, цензоры вносили центуриатный, а не куриатный закон о своей власти.

Принятие куриатного закона об империи обозначало не законность власти, а власть «надлежащую», «полноправную», т. е. «надлежащим образом оформленную». Исследование римского триумфа показало, что куриатный закон об империи является предварительным условием для командира, прежде чем он может быть награжден триумфом.

Даже если куриатный закон стал в значительной степени церемониальным, он сохранил достаточную силу, чтобы быть полезным в политической тактике. Трибуны могли препятствовать его прохождению; консулы 54 г. до н.э. испытали недостаток в законе, и их законность управлять как проконсулы была под вопросом; во время гражданской войны консулы 49 г. до н. э. использовали отсутствие своего собственного закона в качестве предлога для того, чтобы не проводить выборы для своих преемников. Цезарь подчеркивал, что его противники не провели этот закон, что помешало помпеянцам провести выборы магистратов на следующий год.

Также в Древнем Риме было важным и необходимым элементом оформления публичной власти право на выяснение воли богов. Для этого определенным образом вручалось право на общественные ауспиции. В историографии преобладает мнение, что этим правом магистрата наделял куриатный закон об империи (lex curiata de imperio).

Ауспициями обладали высшие должностные лица, которые избирались на центуриатных комициях, происходивших при обязательном совершении ауспиций (auspicato), в отличие от concilia plebis, на которых избирали плебейских должностных лиц — трибунов и эдилов, не имевших права ауспиций. Диктаторы назначались консулом (либо военным трибуном с консульской властью) также при обязательном совершении ауспиций. Обладавшие ауспициями младшие магистраты (квесторы и курульные эдилы) избирались на трибутных комициях под председательством высшего магистрата, который при этом проводил ауспиции.

Те магистраты, которые обладали правом на ауспиции, избирались при совершении ауспиций. И именно этот этап был наиболее уязвим с сакрально-правовой точки зрения: обнаруженное нарушение (vitium) при проведении ауспиций на выборах или при назначении диктатора являлось основной причиной отказа от должности (abdicatio) уже избранных магистратов, что подчеркивает значимость электоральных ауспиций.

Куриатный закон об империи не означал альтернативного свободного решения вопроса. Его принятие могли отсрочить неблагоприятные знамения или трибунская интерцессия. При отсутствии названных препятствий куриатный закон всегда утверждался — другого варианта не было. А вот на центуриатных комициях действительно имел место выбор. Таким образом, упомянутая передача ауспиций, подобно избранию консулов, происходила, как можно понять из слов Ливия, на тех же самых центуриатных комициях.

Не через куриатный закон об империи, а уже в силу своего избрания на комициях под председательством магистрата, совершившего ауспиции, т. е. испросившего благоволение богов, новый магистрат получал право на ауспиции, которое он реализовывал лишь после сложения полномочий прежним магистратом и своего вступления в должность.

Удивительно, но число прямых упоминаний куриатного закона весьма ограниченно, хотя принимался он не реже одного раза в год, а то и чаще (например, в случае избрания в этот год диктатора). Достаточно сказать, что у Ливия он встречается лишь однажды. С этим законом связано много неясных и спорных моментов. Смысл его и предназначение явно были непонятны самим античным авторам, о чем свидетельствует неудачная попытка Цицерона, несомненно, знатока римских государственных установлений, дать объяснение этому обычаю. По его мнению, уже избранный магистрат дополнительно вносил закон о своей власти для того, чтобы народ имел возможность дважды принимать решение об одних и тех же лицах и, соответственно, отказаться от своего первоначального мнения в случае, если раскается в предоставленной милости.

Монархи и правители