Священными законами являются те, в которых установлено, что если кто-нибудь что-либо против них сделает, то посвящается (sacer) кому-либо из богов, так же как и его имущество. Священные законы тесно связаны с сакральной санкцией sacer esto.
При неразвитости и неполноте древнего светского права многие отношения, подлежавшие впоследствии светской юрисдикции, в древнейшее время находили себе защиту только в религии. Многие деяния, безразличные для права, считались нарушающими предписания религии и по приговору сакрального суда навлекали на виновника то или другое, иногда очень существенное наказание. Таким образом, рядом со светским уголовным правом существовало очень сложное уголовное сакральное право.
Священные законы
лат. Leges sacratae
Ius Romanum (Римское право) |
ius divinum (право божественное) ius humanum (право человеческое) ius sacrum (право сакральное) |
Римские граждане осматривают Двенадцать Таблиц после того, как они были впервые применены.
Аллегория Закона Двенадцати Таблиц, иллюстрация из книги законов, 1555 г.
Первоначально поколения людей естественно выработали право мыслимое ими как право божественное – священное, оно было тесно связано с религиозными ритуалами, вплетенными в повседневную жизнь. Образование более крупных коллективов, чем родовая община, привело к образованию светского права, устанавливавшегося народом.
В римской истории считалось, что разделение на право божественное (ius divinum) и право человеческое (ius humanum) произошло после Ромула, то есть с момента основания города. Первоначально человеческое право не было свободно от влияния божественного. Поэтому оно носило название священного или сакрального права (ius sacrum). В Древнем Риме всякое договорное отношение сопровождалось ритуалом умилостивительных жертвоприношений и сакральных клятв. Первоначальные договоры делились на две группы: 1) обязательства общины, представлявшего ее должностного лица или частного человека непосредственно с богом; 2) обязательства между частными лицами, сопровождавшиеся сакральными клятвами. Римляне согласовывали с волей божества всякое общественное или частное мероприятие, будь то военный поход, сражение, строительство здания или покупка земли, арендный договор или судебное разбирательство. При этом они давали обет богу либо в устной, либо в письменной форме (на вотивных табличках) в случае удачного завершения предприятия поделиться долей дохода с божеством. Как толкователи воли богов особую роль в обществе выполняли жрецы, которые, по представлениям древних, имели исключительное право на заключение обязательства с богом, а следовательно, право регулировать общественную жизнь общины, руководствуясь правом, предоставленным самими богами — божественным правом.
В качестве хранителей права жрецы объединялись в коллегии: понтифики ведали календарем, судопроизводством, частным правом. Эта коллегия считалась наиболее могущественной в силу того, что понтифики были связаны со всей совокупностью римских богов. Фактически они осуществляли контроль за частной жизнью римлян. Авгуры как гадатели по полету птиц (ауспиции) были тесно связаны с должностными лицами и публичным правом. Фециалы ведали отношениями с соседями, то есть международным правом. Они хранили формулы заключения межобщинных договоров, объявления войны и заключения мира.
Все первоначальные обязательства покоились на клятве, приносившейся богам, согласно которой поклявшийся был обязан что-либо дать или сделать. Эта клятва приносилась в специально установленной форме. Каждому случаю соответствовала определенная формула обязательства. Такая формула называлась nuncupatio. На языке формул можно было разговаривать с богами. Знание этих формул принадлежало жрецам. Без соблюдения формулы обязательство считалось недействительным, а следовательно – сделка не заключенной. Фактически в архаическую эпоху не существовало различия между молитвой богам и юридическим обязательством.
Договорные отношения между частными лицами также имели чисто сакральную форму. Царь Нума Помпилий построил храм богини Верности (Fides), в котором римляне могли скреплять религиозной клятвой заключаемые между собой контракты. Клятва также носила название – fides. Жертвенное возлияние во время заключения обязательства называлось – spondeum.
Нарушение клятвы или присяги, поскольку клялись богами, первоначально влекло за собой посвящение человека богам. Он объявлялся homo sacer. Такой нарушитель клятвы верности должен был приноситься в жертву тому богу, которого обманул. Позднее, с отменой человеческих жертвоприношений, homo sacer мог быть просто безнаказанно убит любым лицом. Чтобы избежать смерти, нарушитель клятвы отправлялся в изгнание до тех пор, пока над ним не производился обряд очищения. Этот обряд был связан с освобождением от клятвы – consecratio и производился жрецами-понтификами.
Термин «санкция» произошел от имени римского бога Санк (Sancus). В классическое время он уже не входил в пантеон крупнейших римских богов, но в древние времена он был одной из ипостасей могущественного бога Януса. Янус, в классическую эпоху бог входа и выхода, бог дверей, с течением времени отошел на второй план, уступив первенство сначала Сатурну, а затем Юпитеру. В догородскую эпоху Янус, по-видимому, был главным божеством, контролировавшим начала и завершения всех дел мира. Одним из его имен, в состав которого входило понятие верности (fides), было Dius Fidius.
Отношения клиента к патрону в Древнем Риме стояли исключительно под защитой религии: неисполнение патроном своих обязанностей по отношению к клиенту влекло за собой для вероломного патрона высшее наказание— «sacer esto» («patronus si clienti fraudem fecerit sacer esto»): он объявлялся обреченным мщению богов и потому поставленным вне общения людей и вне всякой защиты закона. Весталки, если нарушали обет целомудрия, посвящались подземным богам – живыми их замуровывали в специальном подземном помещении.
Религиозным преступлением считалось и нарушение клятвы, присяги: виновник подлежал большей или меньшей, личной или имущественной, каре с целью очищения перед оскорбленными богами (expiatio). Присяга же играла в примитивной жизни древнего Рима чрезвычайно важную роль: ею подкреплялись сплошь и рядом разнообразные договорные обещания, которые в глазах светского права еще не имели никакой юридической силы; неисполнение такого обещания являлось уже нарушением присяги и влекло за собой духовный суд и expiatio.
Обряд заключения брака – confarreatio – имел форму религиозного ритуала. Семейный очаг считался священным, поэтому женщину из чужого коллектива можно было допустить к нему только после совершения имевших магическую форму обрядов. В обряде, который был не только религиозным ритуалом, но и юридическим соглашением между двумя семейными коллективами, принимал участие верховный понтифик и весталки.
В сфере наследования большое значение имел институт семейных sacra. Каждая семья имела свой особый культ, культ своих предков, души которых, по верованиям римлян, продолжали витать около домашнего очага и которые для своего загробного покоя нуждались в известных жертвоприношениях. Эти жертвоприношения никогда не должны были прекращаться, в противном случае память предков будет оскорблена; души предков превратятся из добрых гениев в злых и не только для ближайших членов семьи, но и для всего римского народа. Поэтому вопрос о том, к кому в случае смерти данного paterfamilias перейдут право и обязанность поддерживать далее семейные sacra, примешивался к вопросу о наследовании и, таким образом, открывал дорогу для воздействия сакрального права на светское.
Большое значение в гражданской жизни имели dies nefasti, дни праздничные, в течение которых нельзя было совершать гражданские или публичные акты. Определением dies fasti и dies nefasti, равно как и все установлением календаря, занимались жрецы.
Понятно, что при такой сложности сакрального права его познание и толкование требовало немалых специальных теологических и юридических сведений. Эти сведения и концентрировались в различных жреческих коллегиях.
Для всех вопросов и отношений гражданского права центральное значение имела коллегия понтификов (Collegium Pontificum). Название pontifex происходит от латинского слова «строитель моста», что, возможно, указывает на очень раннюю роль в успокоении богов и духов, связанных, например, с рекой Тибр. Кроме того, Варро цитирует эту позицию как означающую «способен делать».
В коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (ius pontificium), вырабатывались правила его толкования (commentarii pontificum), велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы. Таким образом, понтифики считаются первыми римскими юристами, положившими начало развитию римского гражданского права.
В области публичного права, политики наибольшее значение имел институт auspicia, т. е. религиозные гадания. Перед началом всякого сколько-нибудь значительного акта, как каждый отдельный гражданин, так и все государство в лице своих властей предварительно старались узнать волю богов: благоприятствует ли она предполагаемому предприятию (созываемому народному собранию и т. п.) или нет. Средствами для познания этой воли богов были небесные знамения, поведение священных птиц и т. д. Но толкование этих признаков требовало опять-таки известных специальных знаний, и эти знания сохранялись и поддерживались в другой жреческой коллегии — авгуров. Коллегия авгуров имела большой вес в области публичного права и в вопросах политики: объявив наблюдаемые предзнаменования неблагоприятными, авгуры могли затормозить любое государственное начинание. Патриции впоследствии в своей борьбе с плебеями очень дорожили этой коллегией и дольше всего противились вторжению в нее этих последних.
Международные отношения также находились в зависимости от норм сакрального права. Учреждением, компетентным в этой области, являлась третья значительная коллегия — фециалов. Перед объявлением войны фециалы в качестве послов отправлялись для переговоров к неприятелю и, в случае безуспешности их, уходя, бросали с пограничной черты с особыми обрядами в неприятельскую землю копье. Они же скрепляли мир клятвами и жертвоприношениями.
Кроме указанных, существовало еще немало других жрецов (единичных и коллегий—напр., салии, фламины, весталки, гаруспики, тиции и т. д.), но они уже не имели для юридической жизни такого значения, как первые три коллегии.
Влияние сакрального права, особенно в древнейший период римской истории, было весьма значительно. Это влияние уменьшается впоследствии, особенно с установлением республики, для которой характеристичным является строго проведенное отделение жреческих должностей от светских магистратур. Это отделение, говорит Моммзен, является, быть может, одним из самых существенных элементов республиканской реформы; благодаря этому отделению создался тот перевес государственной власти, который дал затем Риму в течение последующих столетий гегемонию в античной цивилизации
Процесс изменения религиозно-правовых норм в сторону их смягчения, видимо, начался уже при Ромуле. Согласно Цицерону, уже Ромул изменил наказания за некоторые преступления против божественного права сакраментальными штрафами, которые являлись искупительными жертвоприношениями. Это нововведение дало начало судебным искам с обещанием жертвоприношения. В случае уличения одной из спорящих сторон во лжи в качестве искупительного жертвоприношения использовался уже не сам человек, а его сакраментальный залог.
Отмену наиболее массовых форм человеческих жертвоприношений Сатурну традиция приписывает также Нуме Помпилию. Однако в целом ряде случаев сакральное право продолжало требовать человеческой крови, что и определялось формулой sacer esto священных законов. Но уже при Сервии Туллии смертная казнь могла заменяться рабством. По священным законам начала V в. до н. э. осужденный имел, по-видимому, возможность удалиться в изгнание, что произошло, в частности, с Марцием Кориоланом. Смягчено было действие сакрального права и в случае неуплаты долга. Реально смертная казнь должника, упомянутая в Законах XII таблиц, уже в V в. до н. э. обычно заменялась рабством. Тем не менее, отдельные случаи человеческих жертвоприношений известны даже для IV в. до н. э.
Примерами могут служить человеческое жертвоприношение, происшедшее во время землетрясения в 341 г. до н. э., или добровольное принесение себя в жертву богам отца и сына Дециев. Долгое время сохранялся обычай приносить в жертву часть военнопленных при совершении торжественного ритуала в честь триумфатора.
Окончательное запрещение человеческих жертвоприношений относится только к I в. до н. э., о чем свидетельствует Плиний Старший. Тем не менее, отдельные случаи человеческих жертвоприношений известны даже в императорском Риме — так, во время игр в честь Юпитера ему в жертву приносились преступники, кровавые жертвы богам манам превратились в гладиаторские бои.
Однако эти отдельные случаи в целом можно рассматривать как отголоски древнеримского «варварства».
Практически вся жизнь первоначальной римской общины регулировалась сакральным правом. Это сакральное право выражалось в священных законах (leges sacratae). Священные законы были самыми разнообразными по содержанию юридическими нормами, объединенными лишь одной общей чертой – сакральной санкцией. Это были своего рода религиозные запреты, регламентировавшие не только порядок совершения богослужения, но и самые разнообразные стороны частной и общественной жизни. Нарушение этих запретов (табу) вело либо к человеческим жертвоприношениям, либо к обильным искупительным жертвам, приносившимся разгневанным богам. За соблюдением этих религиозных запретов следили понтифики, имевшие власть судить и казнить. Священные законы представляли ту стадию в развитии права, когда оно еще не вполне отделилось от религиозных институтов.