Джустиниано Партечипацио — 11-й венецианский дож, заменил своего отца, Аньелло Партечипацио, на посту венецианского дожа. Он был богатым собственником, купцом, владел торговым флотом. На его земле были сады, разводили скот, выращивали зерновые.
В 828 г. в его правление из Египта было похищено, и перевезено в Венецию тело евангелиста святого Марка. Так святой евангелист Марк стал покровителем Венеции.
Известен подписанием завещания, которое определило имущество принадлежащее семье. Имущество разделялось на недвижимое — дома, земли и движимое — рабы, скот, инструменты. Также в завещании упоминаются монеты — золотые византийские солиды.
Преемником Джустиниано стал его брат Джованни.
Джустиниано Партечипацио |
|||||||
итал. Giustiniano Partecipazio, лат. Agnellus Iustinianus Particiacus |
|||||||
? |
829 г. |
||||||
— | Венеция | ||||||
11-й венецианский дож |
827 г. — 829 г. |
||||||
Предшественник |
Преемник |
||||||
Аньелло Партечипацио |
Венецианские дожи |
Джованни I Партечипацио |
|||||
Отец: | Аньелло Партечипацио (? — 827 г.), 10-й венецианский дож (811 г. – 827 г.). | ||||||
Мать: | — | ||||||
Род: | Партечипацио | ||||||
Вероисповедание: | христианство. | ||||||
Место погребения: | Церковь Святого Бенедикта. | ||||||
Жена: | Феличита. Брак был бездетным. | ||||||
Дети: | — | ||||||
Джустиниано Партечипацио был отправлен в Константинополь, чтобы укрепить связи Республики с византийским императором Львом V Армянином, при дворе которого он получил титул ипат, соответствующий латинскому титулу консул.
Вернувшись в Ривоальто, Джустиниано привез с собой, как еще один знак дружбы Льва V, мощи святого Захарии и достаточно денег, чтобы возвести церковь и монастырь в честь святого. По прибытии он отметил, что его отец назначил его младшего брата Джованни в качестве соправителя во время его отсутствия. Джустиниано отреагировал, заперев себя в добровольной ссылке вместе со своей женой в своем дворце возле церкви Сан-Северо. Аньелло Партечипацио был вынужден освободить Джованни от должности соправителя, назначив Джустиниано новым соправителем (818 г.). Однако Джустиниано добивался, чтобы его брат был сослан и заключен в Заре. Отсюда Джованни бежал, но затем он снова был взят и послан в Константинополь.
Важнейшим политическим событием в течение двух лет правления Джустиниано была просьба о военной помощи византийскому императору для экспедиции против сарацин в защиту Сицилии. Эта просьба была первым историческим свидетельством о флоте и военной силе зарождающейся Венеции. Успех венецианской экспедиции значительно повысил престиж республики.
Кража тела Святого Марка
Но самым важным событием правления Джустиниано стало прибытие в 828 году в Венецию мощей Святого Марка. Оно более других укрепило ее церковную независимость и возвысило национальную гордость. Город получил свой самый знаменитый памятник.
Согласно легенде, однажды святой Марк возвращался из Аквилеи в Рим. Его корабль, застигнутый бурей, остановился возле одного из островов Риальто. Во сне ему явился ангел и обратился к нему со следующими словами: «Pax tibi, Marce, evangelista meus. Hic requiescet corpus tuum».
Историческое подтверждение этой легенды малоубедительно, поскольку святой Марк позже стал епископом Александрии и оставался там до самой смерти, так, что рассказ остался бы неправдоподобным, но легенда оказалась весьма кстати, когда в 828 году два венецианских купца Буоно ди Маламокко и Рустико ди Торчелло подкупили охранников и украли мощи святого Марка. 31 января купцы вернулись из Египта с мощами, которые, по их словам, принадлежали евангелисту. Они будто бы украли их из его александрийской могилы. Как и следовало ожидать, рассказы об этом событии сильно отличаются, но сходятся, однако, в том, что христианских стражников могилы, беспокоившихся о будущем церкви при правлении сарацин, убедили — или подкупили, — и они поспособствовали венецианцам. Саван разрезали на спине, тело вынули, и останки святого Клавдия, оказавшиеся в удобном соседстве, положили на место святого Марка. Затем мощи поместили в большую корзину и вынесли в бухту, где их уже поджидал венецианский корабль.
К этому моменту аромат святости, исходивший от тела, становился таким сильным, что, по словам хрониста Мартино ди Канале, «если бы в Александрии были собраны все пряности мира, то они не источали бы такое благоухание». Совершенно понятно, что это вызвало подозрения. Местные чиновники явились на корабль с обыском, но венецианцы прикрыли свою добычу свиными тушами, при виде которых чиновники, набожные мусульмане, закричали: «Свинья, свинья!» — и в ужасе бежали с корабля. Мощи завернули в холсты и подняли на нок-рею, где они и оставались, пока судно не вышло из гавани. Даже и тогда опасность не миновала, потому что корабль едва не налетел на необозначенный на карте риф и наверняка бы разбился, если бы сам святой Марк не разбудил спящего капитана и не посоветовал ему спустить парус. Судно, в конце концов, благополучно прибыло в Венецию, и жители с восторгом приняли драгоценный груз.
О похищении мощей рассказывают великолепные мозаики на стенах базилики Сан Марко. Не сомневаются и в том, что Джустиниано Партечипацио, ставший дожем в 827 году после смерти своего отца, тут же распорядился построить для мощей часовню в саду, отделявшем церковь Сан Теодоро от его собственного дворца. Очень возможно, что и вся экспедиция из Александрии была предпринята по секретному приказу дожа. Если республика хотела заслужить уважение новой Европы, ей требовался уникальный символ, со славой и значением которого не могли бы соперничать богатство и морская мощь, а в Средние века, когда политика и религия были неразрывно связаны друг с другом, присутствие важной священной реликвии придавало городу особое значение. Мощи святого Захария тоже что-то значили, но их одних было недостаточно. С другой стороны, мощи евангелиста давали Венеции апостольское покровительство и возносили ее на духовный уровень, сравнимый разве только с Римом, и создавали церковную автономию, усиленную в дальнейшем патриархальным статусом ее епископа.
Реликвия появилась как нельзя кстати. Буквально за год до этого, в 827 году, синод в Мантуе, возглавляемый представителями папы и императора Западной Римской империи, предложил восстановить старый патриархат Аквилеи, дававшей ей власть над епархией Градо. Поскольку Аквилея являлась частью Западной империи, такое решение означало серьезную угрозу венецианской независимости. Обладая мощами святого Марка, Мантую можно было проигнорировать. Градо остался столичной епархией, а церковь Венеции, оживленная и восстановленная именем евангелиста, присягнула ему на верность.
С этого момента святой Марк стал покровителем Венеции. Его лев, с распростертыми крыльями и лапой, гордо указующей на слова ангела, запечатлен на знаменах и бастионах, на корме и носу многочисленных кораблей. Его первым поминают верующие в своих молитвах, а солдаты и матросы республики выкликают имя святого Марка, вступая в бой. С этого времени Венеция стала называться Республикой Святого Марка.
Предчувствуя свою смерть и, не имея детей, Джустиниано Партечипацио, сообщил брату Джованни, который был в Константинополе, назначил соправителем брата и составил завещание, снова проигнорировав церемонию выборов. Джустиниано был похоронен возле своего отца в церкви Св. Бенедикта при Сан-Иларио.