Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат его матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его… подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя».
Огузы
туркм. oguzlar, уйг. ئوغۇزلار, оғузлар, араб. أوغوز, перс. اغوز, тур. и азерб. oğuzlar, каз. оғыздар, кирг. огуздар, узб. og’uzlar, тат. угызлар, башк. уғыҙҙар
Язык | огузский |
Этнические группы | сельджуки |
Происхождение | тюркюто-угро-сарматское (согласно М. И. Артамонову) |
Согласно БСЭ смешение некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью сако-массагетских. |
Государство огузского ябгу в Казахстане, 750-1055
Государство Сельджукидов в 1092, после смерти Мелик-шаха I
Распространение огузских языков
Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат его матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его… подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя».
От брака Огуз-хана с небесной девой рождаются три старших сына — Кун (солнце), Ай (луна) и Юлдуз (звезда). От другой, земной, жены — ещё три сына — Кёк (небо), Таг (гора) и Тениз (море).
Огуз-хан объявляет себя каганом и завоёвывает земли соседей; ему помогает в этом серый волк, говорящий по-человечески. Свои завоевания Огуз-хан разделил между сыновьями, символически разделяя между ними также посланные ему небом лук и стрелы. Лук, разломанный на три части, достаётся старшим сыновьям, почему их племена называются «бозук» («ломать на части»), а стрелы — младшим, племенам «учук» («три стрелы»).
По-другому мнению, слово Бозок происходит от слова «боз» (в литерном языке — залежь, невозделанная земля) в тюркской этнонимии («Бозок», «Бозятан») и в антропонимии («Бозоглан») означает «первенец, старший, уважаемый» (бозоки, старшие сыновья Огуз-хана, сидели на почетном месте, т.е. по правую сторону от хана); «ок» — «племя», т.е. «старшие, почетные племена». Опираясь на легенду, приведенную в трудах Рашид-ад-Дина, Абулгази, Салар Баба, В.В.Бартольд переводит этот этноним («бозок») как «те, что от сломанного лука».
После принятия ислама мифы изменяются, и в сочинениях Рашид ад-Дина, Абулгази, Языджы-оглу Али Огуз-хан является мусульманином, потомком библейского Яфета.
Ной разделил землю с севера на юг на три части. Первую часть он дал одному из своих сыновей, Хаму, который был родоначальником чернокожих; вторую – Симу (Саму), ставшему предком арабов и персов; третью часть предоставил Яфету (Яфесу) – праотцу тюрков. Ной послал Яфета на восток.
Тюрки назвали и продолжают называть Яфета Булджа-ханом (Абулджа-ханом) и достоверно не знают, был ли этот он сыном Ноя или его внуком; но все они сходятся на том, что он был из его рода и близок к нему по времени. Все монголы, племена тюрков и все кочевники (обитатели степей) происходят от его рода.
У Абулджа-хана был сын по имени Диб-Якуй (Диб-Бакуй); слово «диб» имеет значение диспута или место должности, а слово «якуй» означает человека, властвующего над всеми племенами. Этот сын превзошел своего отца как могуществом, так и всеми доказательствами своего царственного достоинства. У Диб-Якуя было четыре сына: Кара-хан, Op-хан, Коз-хан и Гур-хан. Кара-хан стал преемником отца; у него родился сын.
Его жена опасалась, что если узнают о почитании ею единого бога, то ее убьют вместе с ребенком. Она тайно приняла исповедание истинной веры.
По поводу наречения имени ребенку отец устроил со своими сородичами совещание, а то годовалое дитя, заговорив, сказало: «Назовите меня Огузом». Все присутствующие были чрезвычайно поражены этим обстоятельством. Они назвали младенца именем Огуз.
Когда Огуз достиг совершеннолетнего возраста, его отец Кара-хан сосватал ему из числа своих племянниц дочь Коз-хана. Но она не пожелала принять ислам, и Огуз отверг ее. Когда его отец увидел, что Огуз не любит эту девушку, он сосватал за него дочь Гур-хана, другого своего брата. Но и она не захотела принять ислам, и Огуз также отверг ее. Когда Кара-хан приметил, что Огуз и к этой девушке тоже не питает склонности, он сосватал за него по благорасположению и любви, которую он питал к нему, дочь другого своего брата – Op-хана. Она согласилась принять ислам, и Огуз взял ее в жены и полюбил ее, а к другим женам не ходил. Также он не желал общаться с отцом и дядями, так как они не были мусульманами, и для него были неверными, и потому он всегда искал от них удаления и избегал их.
Однажды Кара-хан, собрав братьев, племянников, родственников и эмиров, сказал им: «Мой сын Огуз в раннем детстве казался баловнем судьбы и очень способным, и я был сердечно привязан к нему, но в настоящее время он предпринял злое дело: отвратился от нашей веры, поэтому его нельзя оставить в живых». Все собравшиеся от этих слов пришли в ярость (оскорбились), и все единодушно решили умертвить Огуза.
Жена Огуза, когда узнала об этом, тотчас послала к нему женщину из своих соседок, которой доверяла, чтобы та известила мужа. Огуз подготовился к сражению и, известив всех своих нукеров и товарищей, созвал их к себе. Они все собрались на месте охоты. Его отец, дядья и родственники объединились в намерении умертвить Огуза. Войска обоих сторон встретились и вступили в сражение. В этой битве шашка противника настигла Кара-хана, и он умер от раны, нанесенной шашкой. К Огузу присоединилось множество племен и соплеменников, противная сторона также была достаточно сильна, поэтому борьба затянулась на длительный период, они воевали друг с другом около семидесяти пяти лет.
В конце концов, Огуз победил и захватил область от Таласа и Сайрама до Бухары; она стала неоспоримо принадлежать ему.
После победы и закрепления господства Огуза, он разбил золотой шатер и устроил великое празднество; почтил родственников и эмиров, наградил всех воинов.
Братья Огуза и некоторые двоюродные его братья из присоединившихся к нему: Уйгур, Канлы, Кипчак, Карлук, Калач и Агач-эри. Всем дядьям и родам, которые к нему присоединились, Огуз дал имя уйгур, так как значение этого слова на тюркском языке – соединяться и помогать. Все племена уйгуров происходят от их рода. Племена: кипчак, калач и агач-эри также происходят от того народа, который соединился с Огузом и смешался с его родом. Причины наименования каждого племени подробно излагаются далее.
Уйгур
В то время, как возникла вражда между Огузом, его отцом и дядьями из-за поклонения единому богу и они начали воевать между собою, некоторые родственники Огуза объединились с ним, приняли его сторону и оказали ему помощь и содействие, а некоторые приняли сторону его отца, дядьев и братьев. Тем, которые примкнули к нему и стали его сторонниками, Огуз положил имя уйгур на тюркском и его значение на персидском языке будет – «он присоединился к нам и оказал помощь и согласие».
Они постоянно были с Огузом. Когда Огуз вознамерился захватить другие государства, он вернул уйгуров из районов горных ущелий, чтобы они расположились в пределах его государства и охраняли его до того времени, пока он возвратится. Все племена уйгуров происходят от этого народного сборища.
Канлы
В то же самое время, как Огуз воевал со своим отцом, дядьями, братьями и племянниками, делал набеги и грабил их страны, то из всего народа, все те из его родственников, которые присоединились к нему и стали с ним заодно, по соображению собственного ума сделали повозки и нагружали на них все награбленное, другие навьючивали добычу на животных. (Повозку по-тюркски называют «канлы»), по этой причине и они были названы именем канлы. Все ветви канлы происходят от их потомства.
Кипчак
Когда Огуз потерпел поражение от племени ит-барак, с которым он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался. В это время некая беременная женщина, муж которой был убит на войне, влезла в дупло большого дерева и родила ребенка. Про это происшествие рассказали Огузу. Он сжалился над ней и сказал: «Так как у этой женщины нет мужа, то этот ребенок будет моим сыном». Действительно, он стал на положении ребенка Огуза; последний назвал его Кипчак. Это слово производное от слова кабук, что по-тюркски означает – «дерево со сгнившей сердцевиной». Все кипчаки происходят от этого мальчика. По прошествии семнадцати лет Огуз разбил племя ит-барак и прибыл в землю Ирана и покорил ее области. По истечении многих лет он возвратился в свою область.
Карлук
Говорят, что когда Огуз со своим народом возвращался из области Гура и Гарчистана в свое старое становище юрт, – они на своем пути пришли к большой горе; выпал большой снег; несколько семейств по причине этого снегопада отстало; так как не было разрешения, чтобы кто-либо отставал, то Огузу это не понравилось, и он сказал: «Как это кто-нибудь может отставать из-за снегопада?!». И тем нескольким семействам он положил имя карлук, что означает «обладатель снега, снежный»; племена карлуков произошли от этих людей.
Калач
Говорят, что когда Огуз завладел Исфаханом и решил возвратиться обратно, то некая женщина в дороге родила ребенка; вследствие отсутствия пищи она не имела молока, и ребенок голодал. Ее муж по этой причине отстал, чтобы поискать что-нибудь съестное. В это время один шакал поймал фазана; мужчина, бросив в него палку, отнял птицу и дал ее жене в пищу. Так как не было разрешения, чтобы кто-либо по какому бы то ни было поводу отставал от него, то Огуз разгневался на того человека и сказал: «кал-ач!», т. е.: «оставайся голодным!». Поэтому и называют род его калач.
Агач-эри
Этого названия в древние времена не было. В то время, когда в эти области пришли племена Огуза, одно из них, которое имело обиталище юрт в пределах лесов, прозвали этим именем, «агач-эри», что означает: «лесные люди»; подобно тому, как некоторым из монгольских племен, у которых юрт был около леса, дали имя хойин-иргэн, т.е. – лесное племя.
Некоторые его дядья, братья и племянники, которые к нему не присоединились, поселились от него на восток. Среди них так повелось считать, что все монголы происходят из их рода. В ту эпоху они все были неверными, но с течением времени они также стали вместе с родом Чингиз-хана исповедовать единобожие.
Эти не присоединившиеся к Огузу народы разделяются на две части: одна – та, происхождение родов которой, по причине их древности, в подробностях неизвестно; другая часть, – о родах которой все известно в подробностях.
Народности, о происхождении которых за давностью времени в подробностях неизвестно, имеют два подразделения.
Первое подразделение. Народности, которых в настоящее время называют монголами, однако вначале их название не было таковым, потому что это название появилось спустя некоторое время после них.
Каждое ответвление этих народов разделилось на множество ветвей и каждое из них получило определенное название: джалаир, сунит, татар, меркит, курлаут, тулас, тумат, булагачин, кэрэмучин, урасут, тамгалык, таргут, ойрат, баргут, кори, теленгут, кесутами, урянка, куркан и сукаит.
Второе подразделение. Народы-обитатели равнины подобны вышеупомянутым народам, которые не столь давно получили имя монголов. Это сборище народов многочисленно, племена их бесчисленны; это: кераиты, найманы, онгуты, тангуты, бекрины, киргизы.
О названных народах известно, что начало их происхождения пошло от тех двух человек, которые ушли на Эргунэ-кун; путем рождений и размножения их род стал многочисленным. Слово монгол стало именем их рода, и это название переносят теперь на другие народы, которые похожи на монголов, потому что начало обобщения этого слова с другими народами произошло с эпохи монголов, – последние же были одним из тюркских народов. За время около четырехсот лет от них произошло множество ответвлений и по своей численности они превысили другие народы; вследствие же их могущества другие племена в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков теперь называют монголами. Подобно тому, как перед этим татары стали победителями, то и всех других стали называть татарами. И сейчас еще татары пользуются известностью на Ближнем востоке, в Индии и Китае. Коренные монголы постепенно разделились на две части:
1. Составляет ту ветвь, которая произошли от тех настоящих монгольских народов, которые были на Эргунэ-куне, где каждый получил свое специальное имя и прозвище. Впоследствии они удалились оттуда. Это были племена: нукуз, урянкат, кунгират, икирас, олкунут, куралас, элджигин, кункулают, ортаут, конкотан, арулат, килингут, кунджин, ушин, сулдус, илдуркин, баяут и кингит.
2. Народы, которые произошли от трех сыновей, появившихся на свет у жены Добун-Баяна, по имени Алан Гоа, уже после смерти ее мужа. Добун-Баян же был из коренных монголов, что не забыто; Алан-Гоа же происходила из племени куралас.
Эти народности также состоят из двух подразделов: нируны в собственном смысле; их шестнадцать родов: катакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут, чинос, который называют также нукуз, нуякин, урут, мангут, дурбан, баарин, барулас, хадаркин, джуръят, будат, дуклат, йисут, сукан и кингият.
Второе подразделение – нируны, которых также называют киятами; они разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле они объединяют роды: юркин, чаншиут, кият-ясар и кият-бурджигин, что означает – синеокие; их ветвь произошла от отца Чингиз-хана и имеет, поэтому родственное отношение к роду Чингиз-хана и его отца.
Таким образом, подробно перечислены названия тюркских народов, из которых каждый имеет свое определенное имя и прозвище, а также народ монголов и многочисленные ветви, происшедшие от них, и каждый род, ставший почитаемым и известным.
В то время, когда племена Огуза пришли из своих областей в страны Мавераннахра и в землю Ирана и обосновались в этих местах, их внешний вид под влиянием воды и воздуха мало-помалу сделался похожим на облик тазиков (таджиков). Но так как они не были настоящими тазиками (таджиками), то тазикский народ назвал их – туркман, что значит: тюркоподобный. По этой причине это имя обобщили со всеми ветвями племен Огуза, и они стали известны под этим именем.
Из двадцати четырех ветвей сыновей Огуза одна половина относится к правому крылу войска, а одна половина – к левому. И ныне каждое из этих племен и ветвей знает свой корень и ветвь, т. е. из какого они народа. Пояснение этого обстоятельства таково: у Огуза было шесть сыновей, а имена их следуют в таком разделении и порядке: Кун, Ай, Юлдуз, Кёк, Так, Тенгиз.
Огуз прибыл в Ортак и Кортак, которые были его коренным обиталищем, он созвал великое собрание, разбил золотой и чрезвычайно высокий шатер и устроил большое пиршество, такое, что, как рассказывают, на этом пиру убили девятьсот кобылиц и девяносто тысяч голов баранов. Он созвал всех жен, детей, эмиров, военачальников и ко всем был благосклонен, в особенности к своих вышеупомянутым шестерым сыновьям, которые были вместе с отцом при завоевании им разных стран, выказали старание и разили врагов мечом.
По прошествии нескольких дней эти сыновья совместно отправились на охоту; нашли там золотой лук и три золотые стрелы; они принесли их к отцу и спросили: «Как бы нам все это поделить?». Отец дал лук трем самым старшим сыновьям, а три стрелы – трем самым младшим и приказал, чтобы те племена, каковые произойдут от сыновей, получивших лук, назвали прозвищем и названием – бозук; значение слова «бозук» – ломать на части. Он положил это слово их прозвищем по той причине, что лук, дабы иметь возможность его разделить, по необходимости нужно сломать, и наказал, чтобы войско правого крыла принадлежало этим трем сыновьям и их потомкам.
По другой версии слово «бозок» состоит из сочетания двух тюркских слов: «боз» — серый и «Ок» — стрела. Традиционно у Огузов слово бозок обозначало — «Внешний Огуз» или «Те кто расположены на правом фланге».
Прозвание же племен, которые произойдут от тех сыновей, которым он дал стрелы, Огуз обозначил словом учук; оно происходит от «уч ук», т. е. – три стрелы; он сказал: «Эти три сына и их потомки ведают войском левого крыла!». И сказал: «Отныне их потомки да будут иметь отношение к этому установленному мною прозвищу, и каждый да знает, из какого он крыла войска. Так как путь правой руки выше, то я дал им лук, который равен степени падишаха; а стрелы, которые стоят на степени посланника, я дал тем, кто с левого крыла». Согласно с этим, он утвердил за ними все становища правого и левого крыла и приказал: «Престол государя и право быть моим заместителем принадлежит племенам бозук; если после меня будет в живых мой старший сын Кун, – то все это перейдет к нему; в противном случае достанется второму сыну Айю».
По смерти Огуза, согласно с его завещанием, Кун-хан воссел на престол и царствовал семьдесят лет; у его отца Огуза был наместник, по имени Эрйанги-Кент Иркыл-ходжа. Он был советником, везиром и управителем дел у Кун-хана. Однажды он сказал Кун-хану: «Огуз был великий государь; он завоевал все государства мира; имел бесчисленное количество казны, разного рода имущества и скота; и все это он оставил вам, его сыновьям. У каждого из вас с божественной помощью родилось по четыре достойных сына. Не дай бог, чтобы потом эти сыновья стали враждовать и спорить из-за царства! Благо в том, чтобы в отдельности каждому заблаговременно были определены и утверждены: звание, путь, имя и прозвище и чтобы у каждого был свой определенный знак и тамга, дабы они тем знаком и тамгой специально отмечали свои приказы, казну, табуны и стада; чтобы никто не мог ссориться и пререкаться друг с другом и каждый из детей, их потомков, знал бы свое имя, прозвище и путь, чтобы это было причиной твердости государства и постоянства их доброго имени.
Кун-хан одобрил эти слова, и Эрйанги-Кент Иркыл-ходжа занялся устройством этого. И после того, как шестеро сыновей были распределены между Бозук и Учук и особо присвоены им стороны правого и левого крыла войска, – он снова назначил и утвердил прозвище, имя, тамгу и знак каждого из их детей и каждой ветви из этих двадцати четырех ветвей присвоили определенное животное, чтобы это было их онгоном. Это слово происходит от инак, а инак на тюркском языке значит благословенный, так как говорят: «инак булсун!» – т. е., да будет благословен! И обычай такой существует, что все то, что будет онгоном какого-либо племени, – они на него не нападают, ему не сопротивляются и мясо его не едят, так как они присвоили его себе для благоприятного предзнаменования. До нашего времени смысл сего остается в силе и каждое из тех племен знает своего онгона.
Иркыл-ходжа точно так же определил, какая часть мяса будет долей каждой отдельной ветви во время праздника, когда делят пищу, чтобы в каждой стране и месте, где им случится быть, доля каждого во время пира была явной и чтобы они не спорили и не огорчали друг друга из-за вкушения кушанья.
Во время праздничного пира они должны зарезать двух лошадей, а так как лошадь рассекается на 12 частей, то одна лошадь должна достаться племенам Бозук, а другая — племенам Учук. Прилегающая к шее спинная кость, близкий к спине позвоночник и одна правая нога должны принадлежать владыке (падишаху) народа. Другие части мяса были выделены каждому колену и сыновьям Огуза в виде особой доли (хас улюш). Это для того, чтобы никто не имел права съесть долю другого.
Имена этих двадцати четырех сыновей, которые вначале суть их имена и под этими именами получили потом известность племя и ответвление каждого из сыновей и оно стало знаменем каждой ветви, – будут записаны с объяснениями и подробностями далее. Тамга же, онгон и часть мяса, которые особо присвоены каждому, будут внесены в список под тем самым именем, чтобы облегчить понимание этого.
Имена потомков шести сыновей Огуза, из которых троих называли Бозук, а других троих Учук, тамги, онгоны – животные и части мяса, которые им особо присвоены, согласно тому, как они были определены Эрйанги-Кент Иркыл-ходжей
Племена Бозук, принадлежащие к правому крылу войска, дети трех старших сыновей, от каждого по четыре сына, а всего двенадцать душ, следующие:
Дети Кун-хана (Gün— han), который был старше всех сыновей Огуз-хана:
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Кайи, т.е. могущественный | Kayi | белый сокол | правая лопатка | основатели Османской династии | |
2. | Байат (баят), т.е. счастливый и милостивый | Bayat | белый сокол | правая лопатка | ||
3. | Ал-караули, т.е. всюду, куда он ни придет, будет желанный | Alka-evli | белый сокол | правая лопатка | ||
4. | Кара-уйли, т.е. черный шатер | Kara-evlu | белый сокол | правая лопатка |
Дети Ай-хана (Ay- han), который был вторым сыном Огуз-хана:
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Йазыр (Язер), т.е. много областей будет на его стороне | Yazir | орел | правая лопатка (ляжка?) | ||
2. | Дукер, т.е. «ради собрания» | Döger | орел | правая лопатка (ляжка?) | ||
3. | Дордирга (Додурга), т.е. овладение государствами и установление закона | Dodurĝa | орел | правая лопатка (ляжка?) | ||
4. | Япарлы, т.е. (во всех рукописях значение имени опущено) | Yaparli | орел | ляжка (?) |
Дети Юлдуз-хана (Yildiz- han), который был третьим сыном Огуз -хана:
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Аушар (Авшар), т.е. проворный, ловкий, к охоте и к соколам страстный | Avşar | таушанджил | правый бок (?) | ||
2. | Кызык, т.е. сильный духом и радеющий о законе | Kizik | таушанджил | правый (бок?) | ||
3. | Бек-Дели (Бегдили), т.е. да будет почтен, подобно речи великих людей | Begdili | таушанджил | правый бок (?) | ||
4. | Каркын (Каргын), т.е. да будет он великим и насыщающим кушаньем | Karkin | таушанджил | правый бок (?) |
Племена Учук, принадлежавшие к левому крылу войска и потомки трех младших сыновей; от каждого родилось по четыре сына, а всего двенадцать душ.
Дети Кёк-хана (Gök— han), который был четвертым сыном Огуз-хана, четыре человека.
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Баяндур, т.е. да будет та земля постоянно полна всяких благ | Bayindur | кречет (сункур) | левый бок | основатели династии Ак-Коюнлу | |
2. | Бичинэ (Бедженэ), т.е. да сделает доброе дело | Biçene | кречет | левый бок | Печенеги | |
3. | Джаулдур (Чавулдур), т.е. честный, с далеко известной незапятнанной репутацией | Çavindir | кречет | левый бок | ||
4. | Чибни (Чепни), т.е. всюду, где увидит врага, немедленно вступает с ним в бой | Çebni | кречет | левый бок |
Дети Так-хана (Daĝ— han), который был пятым сыном Огуз-хана.
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Салор (Салыр, Салур), т.е. всюду, куда ни придет, его меч и булава будут в действии | Salur | козел (?) | спинная часть (?) | основатели династии Караманидов и государства Салгурлу в Ираке | |
2. | Имур (Эймур), т.е. да будет безгранично добрым и богатым | Eymür | козел (?) | спинная часть (?) | ||
3. | Алаюнтли, т.е. его скот да будет хорош! | Alayundlu | козел (?) | спинная часть (?) | ||
4. | Уркиз (Юрегир), т.е. да делает всегда добрые дела и милости! | Üregir | козел (?) | спинная часть (?) |
Дети Тениз-хана (Deniz- han), который был шестым сыном Огуза:
№ | Племя | Тамга | Онгон | Часть мяса | Примечание | |
1. | Бекдир (Игдир), т. е. хороший, великий, славный | Iĝdir | копчик | ляжка (?) | ||
2. | Букдуз (Бюгдюз), т. е. всем да подчиняется и служит | B??d?z | копчик | ляжка (?) | ||
3. | Йива (Ивэ, Йыва), т. е. его степень да будет превыше всех! | Yiva | копчик | ляжка (?) | основатели династии Кара-Коюнлу | |
4. | Кынык, т. е. всюду, где бы он ни был, он будет почитаем | Kinik | копчик | ляжка (?) | основатели Сельджукской империи |
В науке общепринятым является отождествление Огуз-хана с Мете (Модэ) -каганом (220 — 174 гг. до н. э.), упоминаемым в китайских источниках. Огуз-хан (Мете-каган) совершил свой знаменитый поход на Запад, в Прикаспий и Предкавказье в 177 г. до н. э.
В X веке Огузы кочевали между Аральским и Каспийским морем в западном Казахстане. Во время вторжения тюркских племен в Переднюю Азию в XI — XIII веке представители огузcкой племенной группы Бозок расселилась в Малой Азии.