Кимон

Кимон — великий полководец и политический деятель Афин периода греко-персидских войн. Сын Мильтиада Младшего (ок. 550 — 489 гг. до н. э.), полководца периода греко-персидских войн (500 — 449 гг. до н. э.), тирана Херсонеса Фракийского (около 520 — 493 гг. до н. э.) и Гегесипилы, дочери фракийского царя Олора.

Кимон, сын Милътиада, победителя персов в Марафонской битве, был заключен в тюрьму за государственный долг отца в 50 талантов — цену вооружения, которое он получил от афинян. Как полководец стал достойным преемником своего отца. С юных лет Кимон участвовал в военных действиях против персов, как простой воин сражался при Саламине. Одержал значительные победы в греко-персидских войнах. В 466 г. Кимон в один день разбил персидский флот и персидское сухопутное войско на реке Эвримедоне.

Кимон избирался стратегом, выступал против демократизации государственного строя Афин и был политическим соперником Фемистокла и Перикла. Принадлежал к аристократическому роду Филаидов.

Кимон

ок. 510 г. до н. э. — 450 г. до н. э.

др. -греч. Κίμων; Kímon

Стратег Афин
476 г. до н. э. – 462 г. до н. э., 451 г. до н. э. – 450 г. до н. э.
Великий Афинский полководец
478 г. до н. э. — 450 г. до н. э.
Место рождения Афины, Греция
Место смерти Китий, Кипр
Вероисповедание
Место погребения
Отец Мильтиад Младший
Мать Гегесипила
Род Филаиды
Жена Исодика
Дети Лакедемоний
Элей
Фессал
Мильтиад
Кимон
Писианакт

Остракон с именем Кимон, 486 или 461 г. до н. э.

Принадлежал к аристократическому роду Филаидов. В качестве рядового воина и главнокомандующего участвовал во множестве сражений. Великий полководец, победитель во многих битвах (в том числе битве при Саламине и битве при Эвримедонте). После изгнания Фемистокла в 470 г. до н. э. стал главным политическим деятелем древних Афин.

Сын тирана Херсонеса и внук царя Фракии жил в аристократической роскоши и богатстве. Безмятежное счастье молодого аристократа оборвалось в 493 г. до н. э. Отец Кимона Мильтиад во время Ионийского восстания присоединился к грекам, выступившим против власти персов. После подавления восстания Мильтиад, спасаясь от преследования, был вынужден бежать в Афины, вместе с отцом в Афины попал и Кимон.

После победы в Марафонской битве в 490 г. до н. э. отец Кимона, Мильтиад, на некоторое время стал национальным героем. Фемистокл часто повторял: «Лавры Мильтиада не дают мне спать».

Через год поход афинского войска на остров Парос закончился безрезультатно. Мильтиада обвинили в обмане афинян и наложили на него штраф в 50 талантов — баснословную по тем временам сумму. Вскоре Мильтиад умер от гнойного воспаления бедра.

После смерти отца Кимон «унаследовал» невыплаченный штраф. Согласно афинскому законодательству, государственные должники подвергались частичной атимии. Им было запрещено участвовать в общественной жизни, занимать государственные посты, выступать в народном собрании и обращаться в суд.

В 80-е годы V в. до н. э. в Афинах проходила напряжённая внутриполитическая борьба. Поддерживаемые простым народом реформы Фемистокла были крайне невыгодны аристократам (эвпатридам). Наиболее влиятельные семьи, а именно Филаиды, Алкмеониды и Керики, объединились между собой для противодействия Фемистоклу. Альянс был упрочен политическими браками. Филаид Кимон женился на представительнице Алкмеонидов Исодике. Сестра Кимона Эльпиника вышла замуж за богача Каллия из рода Кериков. Каллий помог выплатить долг в 50 талантов и перед Кимоном открылась дорога в «большую политику».

В 480 г. до н. э. войско Ксеркса вторглось на территорию Греции. Поражение греков под Фермопилами открыло путь персам на Афины и Пелопоннес. Афинский политик Фемистокл сумел убедить жителей города в необходимости эвакуации и сдать город.

Согласно Плутарху, в это время Кимон совершил демонстративный поступок. Пройдя через Керамик к Акрополю с конскими удилами в руках, он посвятил их богине, помолился, взял щит и спустился к морю. Таким образом, он показал, что государство на данный момент нуждается в бойцах-моряках, а не в сухопутном войске. Во время морской битвы при Саламине Кимон сражался рядовым воином и проявил героизм. Сразу же после сражения ему начинают давать важные государственные поручения. Его имя фигурирует среди послов, направленных в Спарту в 479 г. до н. э.

После окончательного изгнания персов с территории Греции Кимон был назначен афинским стратегом в составе союзного флота под общим руководством спартанского царя Павсания. Несмотря на военные успехи, спартанский царь Павсаний из-за своей грубости и недостойного поведения не пользовался поддержкой рядовых греков.

На фоне недостойного поведения Павсания росла популярность афинских стратегов — Кимона и Аристида. Спартанский царь был свергнут вследствие мятежа и отозван в Спарту. Новым руководителем войска был избран Кимон.

Выбранный стратегом в 478-477 до н. э., участвовал вместе с Аристидом в организации Делосского союза.

В 477 г. до н. э. Кимон проводит первую успешную военную операцию — осаду города Эйона в устье реки Стримона. Осаждённые персы подожгли город и погибли в огне. Взятие города позволило грекам начать колонизацию привлекательного стримонского региона.

В 476 г. до н. э. Кимон захватил Скирос, остров в северо-западной части Эгейского моря, и изгнал обосновавшихся там пиратов, которые препятствовали нормальному развитию морской торговли. Согласно легендам на острове был убит мифологический герой и бывший царь Афин Тесей. После усердных поисков Кимон заявил о том, что им найдены останки Тесея. Этот эпизод прибавил Кимону популярности в народе.

В 471 г. до н. э. изгнал из Византия спартанского регента Павсания. Бывший победитель битвы при Платеях вышел из-под контроля. Он самовольно захватил данный стратегически важный город и управлял им как тиран. Такое положение никого не устраивало, в том числе и спартанцев. Захваченный город вошёл в состав Делосского союза, ещё более усилив афинское могущество. Со взятием Византия связана легенда, согласно которой Кимон во время дележа добычи приказал с одной стороны поставить пленных персов, а с другой положить их золотые украшения. После этого он предложил союзникам выбрать любую из частей, с тем, чтобы другая досталась афинянам. Все сочли тогда, что этим дележом Кимон выставил себя на посмеяние. Союзники уносили драгоценности, а афинянам достались нагие тела мало привычных к физическому труду людей. Вскоре друзья и родственники пленных стали выкупать их. Это позволило Кимону собрать весьма большие средства.

В то время, как Кимон всё более и более набирал популярность, а афинский политик Фемистокл её утрачивал. После проведенного остракизма в 470 г. до н. э. Фемистокла Кимон стал «политиком номер один» в Афинах.

Находясь у власти, Кимон участвовал в трёх военных кампаниях. Несмотря на то, что все они были успешными, осада главного города острова Фасос и помощь спартанцам в Третьей Мессенской войне вызвали недовольство афинян и стали одной из причин последующего изгнания полководца из города.

Вскоре после изгнания Фемистокла Кимон одержал одну из самых громких побед греко-персидских войн в битве при Эвримедонте — за один день он одержал «тройную» победу в двух морских и одном сухопутном сражениях над превосходящими силами противника. Во главе флота из 200 кораблей Кимон прибыл к месту расположения персов и застал их врасплох — большинство персов находилось на берегу. Грекам удалось разгромить вражеский флот и взять в плен 200 триер. Персы медлили, ожидая флот финикийцев из 80-ти кораблей, которые были на подходе к месту сражения. Греки высадились на берег и навязали бой врагу, разбив сухопутное войско. Затем по приказу главнокомандующего греки вновь сели на корабли и разбили подходящий к Эвримедонту финикийский флот.

Сокрушительное поражение при Эвримедонте заставило персидского царя пойти на переговоры. В Сузы отправилось посольство афинян, которым руководил зять Кимона, Каллий. Детали заключённого мирного договора (де-факто перемирия, которое имеет название Кимонов мир) неизвестны, но его условия были выгодны для афинян.

В 465 г. до н. э. остров Фасос поднял восстание и заявил о выходе из управляемого Афинами Делосского союза, который был образован для совместного противодействия завоеванию персами. После победы и устранения данной угрозы морской союз утрачивал смысл своего существования. Жители Фасоса посчитали себя свободными от взятых ранее обязательств, однако афиняне не хотели отказываться от владения богатым островом. Во главе военной экспедиции был поставлен Кимон. Разбив в морском сражении флот островитян, он осадил главный город острова. Осада затянулась и продлилась 3 года. Во время этого же похода Кимон освободил свой родной город Херсонес Фракийский

По возвращении в Афины Кимону пришлось предстать перед судом и защищаться от тяжёлых голословных обвинений. Его обвинили в том, что он мог напасть на Македонию и завоевать большую её часть, но не сделал этого, так как получил взятку от македонского царя Александра I. На этот раз успешный полководец был оправдан.

В 469/468 г. до н. э. в Спарте произошло разрушительное землетрясение. Этим событием воспользовались находящиеся на положении, близком к рабству, илоты и подняли восстание. Спартанские власти не могли самостоятельно справиться с возникшей угрозой.

Кимон, которого впоследствии обвиняли в лаконофильстве, находясь в зените своего могущества, склонил народ к мнению о необходимости отправить войско для усмирения илотов. Непосредственная угроза для существования Спарты была ликвидирована, но оставались очаги сопротивления, с которыми спартанцы надеялись справиться самостоятельно. Однако укрепившиеся на горе Ифома повстанцы настолько яростно защищались, что спартанцам пришлось повторно обращаться за помощью к Афинам. Командующим во второй пелопонесской кампании 462 г. до н. э. вновь был назначен Кимон. Однако, даже при содействии афинян овладеть Ифомой не удавалось и спартанцы приняли решение отказаться от помощи и отправить союзное войско обратно домой. Демос в Афинах чувствовал себя глубоко униженным, восприняв высылку своего войска как свидетельство недоверия. Расплачиваться за дипломатический скандал пришлось главнокомандующему. На очередной остракофории в 461 г. до н. э. некогда главного полководца и политика города изгнали на 10 лет.

За время успешных военных действий Кимон значительно обогатился, так как полководцу полагалась лучшая и большая, чем остальным, часть военной добычи. Свои богатства Кимон использовал в первую очередь для демонстративных трат на благо граждан. Его щедрость запечатлелась в памяти у афинян.

«Военные труды Кимона возместились сторицей, и это богатство, по общему мнению, было им добыто с честью — на войне от врагов; ещё с большей для себя честью Кимон тратил его на сограждан. Так, например, он велел снять ограды, окружающие его владения, дабы чужеземцы и неимущие сограждане могли, не опасаясь, пользоваться плодами, а дома у себя приказывал ежедневно готовить обед, хотя и скромный, но достаточный для пропитания многих. Каждый бедняк, если хотел, приходил на обед и получал пищу […] Его постоянно сопровождали двое или трое юношей в богатой одежде, и если им случалось встретить какого-нибудь убого одетого старика из горожан, один из них менялся с ним платьем — зрелище, казавшееся величественным. Те же юноши, щедро снабжённые мелкими деньгами, замечая на площади людей бедных, но порядочных, останавливались подле них и молча вкладывали им в руку несколько монет.»

Полученные в ходе военных действий денежные средства позволили Кимону воплотить в жизнь ряд широкомасштабных строительных проектов. Было начато строительство стратегически важных Длинных стен, которые соединяли город с портом Пиреем. Тогда же была возведена южная стена на Акрополе. Кроме сооружений оборонительного характера, Кимон заботился и о досуге граждан. Согласно Плутарху, он первый отвёл и благоустроил места, где можно было проводить время в утончённых и достойных свободных граждан занятиях и беседах, а городскую площадь обсадил платанами.

Академию, до того лишённую воды и запущенную, превратил в обильно орошаемую рощу с искусно проведёнными дорожками для бега и тенистыми аллеями. Впоследствии оливковая роща Академия стала одним из любимых мест собраний афинян, в том числе и последователей Платона.

На северной стороне Агоры (центральной площади) была воздвигнута одна из самых знаменитых построек древних Афин — Расписная стоя (др. -греч. ??????? ???? — расписной портик), представляющая собой портик, расписанный лучшими художниками того времени. Одна из картин изображала отца Кимона Мильтиада во время битвы при Марафоне.

Благодаря возведённым постройкам имя Кимона косвенным образом связано с историей античной философии, чем опосредованно влиял на развитие мировой философии. Созданная им удобная оливковая роща вначале стала местом собрания членов знаменитой философской школы Платона, а затем эпонимом научных организаций — академий. В расписной стое преподавал знаменитый древнегреческий философ Зенон Китийский. По месту первоначальных собраний представители его школы названы стоиками.

Кимон также содействовал видным деятелям культуры того времени. Вокруг него сформировался кружок знаменитых учёных, художников, скульпторов и драматургов. Среди них следует отметить крупнейшего живописца V в. до н. э. Полигнота, скульптора Фидия, философа Архелая, писателя Ферекида и драматурга Софокла.

Особо показательным является описанный Плутархом эпизод противостояния Эсхила и Софокла, произошедший в 468 г. до н. э.

«Софокл, тогда еще юноша, ставил свою первую пьесу, и архонт Апсефион, заметив несогласия и споры между зрителями, не стал бросать жребий для избрания судей. Но Кимон, войдя в театр со своими сотоварищами-стратегами, совершил установленные возлияния богу, остановил их и, приведя к присяге, заставил сесть и судить состязание — всех десятерых, так что каждый оказался представителем от одной из фил. Почёт, каким пользовались эти судьи, возбудил, конечно, в исполнителях особенное рвение и соперничество. Победил Софокл, а Эсхил, опечаленный и удручённый, лишь короткое после этого время пробыл, как сообщают, в Афинах, а затем с досады уехал в Сицилию. Там он умер и похоронен близ Гелы.»

В этом рассказе обращает на себя внимание то, каким большим авторитетом пользовался Кимон в описываемый период. Ради него сочли возможным отступить от принятого способа избрания судей на состязаниях драматургов.

Остракизм Кимона относится к 461 г. до н. э. Кроме недовольства демоса двумя военными походами, существовал ряд причин, склонивших афинян изгнать успешного полководца и некогда наиболее уважаемого политика из города. Общественное мнение приписывало Кимону три главных недостатка: пьянство, излишне близкие отношения с родной сестрой Эльпиникой и лаконофильство.

Раздувание сплетен относительно инцестуальных отношений Кимона могло явиться примером грязной политической борьбы, направленной на компрометирование политического деятеля в древних Афинах. Политика Кимона «мир среди единоплеменников, война с варварами» была эффективной во время активных военных действий с персами, при их отсутствии нарастали внутренние противоречия между основными древнегреческими государствами — Афинами и Спартой. Военная кампания по оказанию помощи потенциальному противнику подвергалась резкой критике со стороны политических оппонентов Кимона. Лаконофильство Кимона уменьшало его популярность в народе.

На остракофории 461 г. до н. э. Кимона изгнали из города.

После изгнания Кимон поселился в своём родном городе Херсонесе Фракийском. Во время отсутствия знаменитого полководца власть получили представители демократической партии, одну из первых ролей в которой играл Перикл. Во внутриполитической жизни был проведён целый ряд преобразований. Внешняя политика новой власти была крайне неэффективной.

Афины ввязались одновременно в две войны — со Спартой и империей Ахеменидов. В обоих случаях афиняне понесли ряд поражений.

В 459 г. до н. э. началось восстание в Египте против персидского господства. На помощь повстанцам был послан флот в 200 триер, который потерпел сокрушительное поражение в дельте Нила.

Захват острова Эгины привёл к началу Малой Пелопоннесской войны со Спартой и союзными ей государствами.

Во время битвы при Танагре афиняне проиграли. Согласно Плутарху, перед битвой появился Кимон, готовый вместе с согражданами сражаться против спартанцев. Однако государственный совет (Совет пятисот), узнав об этом, запретил принимать его в войско. Недруги Кимона предположили, что известный своим лаконофильством, он в ответственный момент возмутит войско и совершит предательство. Узнав об этом, Кимон удалился, прося своих товарищей, которых также обвиняли в лаконофильстве, твёрдо стоять в бою, тем самым сняв с себя обвинения.

Ряд военных неудач вынудил Перикла досрочно возвратить Кимона в Афины. Согласно Плутарху, между двумя политиками было достигнуто соглашение, согласно которому Кимон отвечал за внешнюю политику (в том числе военные действия), а Перикл за внутреннюю. Вернувшись в Афины, Кимон заключил мир между древнегреческими государствами и стал готовиться к новой военной кампании. После поражения в Египте афинянам требовалось взять реванш. Наиболее благоприятным местом представлялся Кипр, населенный эллинами, которые сохранили осознание своей этнокультурной принадлежности.

В 450 г. до н. э. на Кипр отправился общегреческий флот в составе 200 кораблей под предводительством Кимона. 60 из них отплыли далее в Египет на помощь повстанцам. Вначале кампания складывалась весьма удачно. Афиняне осадили Китий. Во время осады Кимон умер, то ли от болезни, то ли от ранения. Умирая, он приказал своим сподвижникам немедленно отплыть, скрывая его смерть, что и было исполнено; ни враги, ни союзники ни о чём не догадывались. По пути назад афиняне выиграли два сражения (морское и сухопутное) у войска персидского царя около Саламина (по легенде, город основал выходец с острова Саламин в Греции). По выражению древнегреческого историка Фанодема, афиняне благополучно возвратились «под начальством Кимона, за тридцать дней до того умершего»

Тело его отвезли в Афины и захоронили там в родовой усыпальнице.

Плутарх о Кимоне:

«Не уступая отвагой своей Мильтиаду, а разумом Фемистоклу, он, по общему признанию, был справедливее их обоих. Ничуть не менее талантливый, чем они, в военном деле, Кимон еще в молодости, не имея военного опыта, бесконечно превзошел их гражданской доблестью… А когда он стал домогаться участия в государственных делах, народ с радостью его принял и, пресытившись Фемистоклом, вознес Кимона до высших государственных должностей и почестей, видя в нем человека, умеющего действовать сообразно обстоятельствам и угодного простому люду своим ласковым обхождением и прямодушием».

Корнелий Непот о Кимоне:

«Долго афиняне чувствовали, что им не хватает Кимона не только на войне, но и дома. В самом деле щедрость этого человека была такова, что, имея во многих местах поместья и сады, он никогда не ставил в них сторожей для охраны урожая, чтобы каждый желающий мог брать у него все, что угодно. Слуги всегда таскали за ним деньги на случай, если кто-нибудь попросит у него милостыню; он подавал тотчас, не желая, чтобы отсрочку приняли за отказ. Встретив случайно какого-нибудь плохо одетого горемыку, он отдавал ему свой плащ. И обед у него каждый день стряпался с расчетом на то, что он позовет к себе с площади всех, оставшихся без приглашения; этому обычаю он не изменил ни разу. Всякий мог рассчитывать на его поручительство, содействие, средства. Многим он помог в нужде, многих бедняков, не оставивших денег на погребение, похоронил за свой счет. Удивительно ли, что при таком поведении и жизнь его была легка, и смерть горька для сограждан».

Монархи и правители