Анк Марций

По преданию Анк Марций был 4-м царем Древнего Рима и внуком царя Нумы Помпилия. Он был очень благочестив, как и его дед, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и мирным промыслам.

Царский титул он получил не по наследству, а в результате народного избрания, как и два его предшественника. В предании о римских царях Анк Марций полностью противопоставляется своему предшественнику, воинственному Туллу Гостилию.

Анк Марций

677 г. до н. э. – 617 г. до н. э.

лат. Ancus Marcius

4-й царь Древнего Рима
641 г. до н.э. — 617 г. до н. э.
Предшественник Тулл Гостилий
Преемник Луций Тарквиний Приск
Место рождения
Место смерти Рим, Римское царство
Вероисповедание римская религия
Место погребения
Отец Нума Марций
Мать Помпилия
Род Марции
Жена
Дети 2 сыновей

На динариях Луция Марция Филиппа, выпущенных в 56 г. до н. э., изображен легендарный Анк Марций, которого мастер считал своим прародителем

Имя Анка Марция означает «служитель Марса». Внук Нумы Помпилия со стороны матери не подражал воинственным Ромулу и Туллу Гостилию, а пошел путем своего мирного деда, восстановил религиозные обряды в их прежней чистоте и снова приучил народ к благочестивой жизни, к мирным занятиям земледелием и скотоводством.

Смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Анк Марций поручил одному верховному жрецу собрать все предписания Нумы о религии и выставить их публично.

Соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие за слабость. Племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков нарушили мир вошли в римские владения и стали опустошать их. Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов стало основой плебейского сословия и было переселено на Авентинский холм, который вместе с Мурцийской долиной был присоединен к составу города.

Сначала переселенцев включали в трибы и курии; позже доступ туда был закрыт. Так образовалась особая группа населения — плебс. Плебеи были лишены прав на общественную землю (ager publicus), они не входили в курии и не участвовали, следовательно, в куриатных комициях, не считались квиритами, их представителей не было в сенате.

Плебеи были преимущественно земледельцами в этой местности, свободными людьми со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях (jus suffragii) и без права на государственные должности (jus honorum), без коннубия (права на законные бракосочетания с полноправными гражданами) и без участия в богослужебных отправлениях старых граждан. Плебеи составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам (патрициям), без обыкновенных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. От них отличались клиенты (наследственные домочадцы) – часть древнейшего римского населения, тесно связанная с патрициями, распределенная между отдельными патрицианскими родами и состоявшая под их особым покровительством. Патриций в качестве патрона, подобно отцу, должен был замещать своего клиента пред судом и в других общественных актах, а клиенты за это были обязаны известной службой патрону. Уже после эпохи Анка Марция клиенты слились с плебеями, и многие из последних тоже стали клиентами патрициев.

Чтобы лучше обеспечить продуктами питания все более возрастающее население Рима, Анк Марций старался завладеть течением Тибра и судоходством на нем. Благодаря удачным войнам с вейями, он завладел устьем этой реки, и основал на нем город Остию, который со временем стал крупнейшей торговой гаванью римлян. Археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э. Чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, он укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил первый деревянный мост.

Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу — Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анк Марций захватил этрусские города Вейи и Фидены.

При Анке Марции в Рим прибыл из этрусского города Тарквинии и получил почётный приём будущий царь Рима Тарквиний Приск. За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.

Новые переселения увеличили число жителей, общественный порядок стал чаще, чем прежде нарушаться. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь.

Эта темница была построена над вырубленными в скале Капитолийского холма подвалами, которые уцелели до сих пор. Правда, сооружение этих подвалов, приписываемое одними известиями Анку Марцию, другими приписывается шестому царю Рима, Сервию Туллию. Позже это подземное сооружение называлось водоемом Туллия (Tullianum) – потому что римляне следующих столетий считали строителем подвалов Сервия Туллия.

Подобно устроителю мирных церемоний и обрядов Нуме Помпилию, Анк Марций стал основателем специальной воинской церемонии — порядка объявления справедливой войны (bellum iustum). Этому ритуалу римляне неуклонно стали следовать со времен Анка Марция.

Анк Марций учредил специальную коллегию жрецов-фециалов, возложив на нее процедуру объявления войны и иные связанные с войною обряды.

Если Риму кто-либо чинил обиду, в его земли посылался фециал с пучком травы на голове, извлеченным вместе с корнями и землей со склона Капитолия. Другой фециал, сопровождавший первого, сжимал в кулаке кремневый нож. Достигнув границ обидчика, тот, что с ножом, прикрыв голову шерстяным покрывалом, произносил такие слова: «Услышь, Юпитер, услышь, народ (латиняне, сабиняне, этруски), услышь, священное право! Я вестник всего римского народа, по праву и чести прихожу послом, и словам моим да будет вера! Вы (латиняне, сабиняне, этруски) напали на нашу землю и увели столько-то овец, столько-то коров и стольких-то пастухов. Возвратите их. Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!»

Перейдя рубеж города-обидчика и затем встретив кого-либо на пути, жрец с кремневым ножом повторял то же самое. Так же поступал он, входя в городские ворота, и затем на городской площади.

Не получив возмещения, через тридцать три дня на рубеже города-обидчика фециал во всеуслышание призывал богов в свидетели, что его требование не выполнено. Он произносил следующее: «Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами».

После этого в течение трех дней римский народ на своих сборищах объявлял нарушителю мира войну, а царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, что все требования следует удовлетворить «войной честной и законной», то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециалы в сопровождении трех квиритов шли к вражеским рубежам, и, сообщая им и Юпитеру о принятом решении, один из жрецов бросал через границу копье с железным наконечником или кизиловое древко с обожженным концом со словами: «Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (называлось племя) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне» (в более позднее время этот обряд носил чисто формальный характер — фециал в знак объявления войны бросал копье от «воинской колонны» у храма богини войны Беллоны).

Видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного, поэтому введение торжественного ритуала объявления войны снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию.

Анк Марций умер, процарствовав 24 года согласно Титу Ливию, оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена. Анк Марций умер естественной смертью, оставив двух детей, один из которых был еще ребенком. Его сменил Луций Тарквиний Приск, ставший первым этрусским царем Рима. Амбициозный Луций Тарквиний Приск стал другом Анка Марция и воспитателем двух его сыновей. Благодаря умелым политическим маневрам его избрали преемником Анка Марция.

В V в. до н. э. на Капитолии была установленной статуя Анка Марция, входившая в группу статуй римских царей. В III в. до н. э. статуя была обновлена.

 

Семья Анка Марция

 

Отец: Нума Марций, великий понтифик 712 г. до н. э., префект Рима (custos urbis (опекун города)).

Мать: Помпилия, дочь Нумы Помпилия (21 апреля 753 г. до н. э. – 673 г. до н. э.), 2-го царя Древнего Рима (715 г. до н.э. — 673 г. до н. э.).

Род: Марции

 

Жена: —

 Дети: 2 сыновей

Монархи и правители