Сервий Туллий был, согласно преданию, шестым из царей Древнего Рима. Он ввел реформы, которые были настоящей политической революцией, которая нанесла решающий удар пережиткам первобытно-общинного строя в Риме, родоплеменной организации общества и завершила переход к государству. Реформа Сервия Туллия утвердила аристократию богатства взамен аристократии по родству.
Плутарх восхищался Сервиевыми реформами за установление порядка в правительстве, военной и общественной морали, а самого Сервия считал самым мудрым, самым удачливым и лучшим из всех царей Рима.
В результате реформ Сервий Туллий потерял поддержку сената. Луций Тарквиний провозгласил себя царём, а Сервий Туллий был убит.
Сервий Туллий
13 августа ? – 535 г. до н. э.
лат. Servius Tullius
6-й царь Древнего Рима |
|
578 г. до н. э. — 535 г. до н. э. |
|
Предшественник | Луций Тарквиний Приск |
Преемник | Луций Тарквиний Гордый |
Место рождения | Корникул |
Место смерти | Рим, Римское царство |
Вероисповедание | римская религия |
Место погребения | — |
Отец | Публий Туллий |
Мать | Окрисия |
Род | Этруски |
Жена | Тарквиния Примера |
Дети | Туллия Старшая |
Туллия Младшая |
Сервий Туллий, Фантазия Франца Гюиса (1522–62 гг.)
Жан Барден. «Туллия переезжает на колеснице тело своего отца» (1765)
Сервию Туллию приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.
Сервий Туллий родился 13 августа в городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отец будущего царя — Публий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль — жене римского царя.
Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал в атриуме, яркое пламя короной охватило его голову. Слуги хотели потушить огонь, но Танаквиль увидела в этом событии знамение и остановила их. Пламя погасло лишь тогда, когда ребёнок проснулся, и не причинило ему никакого вреда. Римские хронисты утверждают, что Сервий, будучи хотя и рабом, но любимцем в царском доме, получил хорошее греческое образование и уже в юном возрасте дополнил его военными победами.
Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.
Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и этрусков. Он показал доблесть в походе и разгромил великую армию врага. Успех Сервия Туллия помог ему укрепить свои позиции в Риме. Согласно Фасти Триумфалес, Сервий отпраздновал три победы над этрусками, в том числе 25 ноября 571 г. до н. э. и 25 мая 567 г. до н. э. (дата третьего триумфа не читается на Фасти).
Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия: по легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций немедля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю, но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре. Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.
Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.
С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима. В это время было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городских и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору, жившему в III веке до н. э.).
Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 6 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего таких центурий было создано 193. Наибольшая нагрузка ложилась на граждан первого класса и эквитов: из них формировалось 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников. Остальные классы выставляли только пехоту: второй разряд — 22 центурии, третий — 20 центурий, четвертый — 22 центурии, пятый — 30 центурий, шестой -всего одну центурию.
Наиболее влиятельными были 18 центурий всадников и 80 центурий 1 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Каждый класс был разделен на две возрастные группы (младшие и старшие): на юниоров (от 17 до 45 лет), для использования в действующей армии, и сеньоров (от 46 до 60 лет), для резерва.
Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов. Легионы тяжелой пехоты, называемые гоплитными войсками состояли в основном из самых молодых и самых богатых солдат.
При новом распределении Сервия Туллия права и обязанности каждого были соразмерны его имуществу, и ни один гражданин не был совершенно исключен от участия в политических правах. Патриции были богаче плебеев, потому их положение было привилегированное, но зато они платили больше налогов, и обязанность военной службы лежала на них в большем размере. Небогатые люди имели меньше влияния на политические дела, но зато военная повинность и подати ложились на них легче; притом, улучшая свое экономическое положение, они увеличивали и свои политические права. Шестой класс, состоявший из людей, не имевших земельной собственности, не пользовался политическим значением, потому что голоса в народном собрании (центуриатных комициях, comitia centuriata) собирались по центуриям, начиная с высшего класса, постепенно переходя ко второму классу и т. д. – и как скоро образовалось большинство, следующие центурии оставались не спрошенными. Но зато люди, не имевшие земельной собственности, по законам Сервия Туллия, были свободны от налогов и военной повинности. Они назывались capite censi (внесенные в список только по именам, а не для платежа налогов); один из разрядов этого шестого класса составляли «пролетарии», т. е. люди небогатые, но владевшие имуществом достаточным для воспитания детей.
Классы |
Центурии |
Юниоры |
Сеньоры |
Ценз (минимум), ассов |
Эквиты (всадники) | 18 (конница) |
12 |
6 |
1 млн. |
Первый класс | 80 (пехота) |
40 |
40 |
100000 |
Второй класс | 20 (пехота) |
10 |
10 |
75000 |
Третий класс | 20 (пехота) |
10 |
10 |
50000 |
Четвертый класс | 20 (пехота) |
10 |
10 |
25000 |
Пятый класс | 30 (пехота) |
15 |
15 |
11 000 |
Кроме того, существовало еще 5 внеклассовых центурий:
— 2 центурии ремесленников при войске (fabri),
— 2 центурии музыкантов при войске (tubicines и cornicines),
— 1 центурия пролетарии (proletarii, или capite censi), они имели имущества менее 11 000 ассов и считались поголовно, без различия имущественного состояния; они назывались пролетариями потому, что могли служить государству не своим имуществом, а только своими детьми (proles)…
Количество центурий, таким образом, составляло 193. Безнадежно бедные и пролетариат без собственности (те, у которых была только голова на плечах) и те, чей имущественный ценз был меньше 11 000 ассов, были исключены из военной службы, как и рабы и сироты.
Такое распределение граждан оказало значительное влияние на политическую организацию города. Действительно, центурия была воинской частью, но также и избирательной единицей. Голосование начиналось с самых богатых классов. Поскольку для принятия решения требовалось большинство голосов, очевидно, что голосов 18 конных центурий и 80 первоклассных центурий были достаточными для утверждения закона. Фактически, последние четыре класса никогда не консультировались (консультации проводились с самого богатого класса до пятого). В центуриатных комициях доминировали самые богатые граждане города.
Главною целью преобразования Сервия Туллия, было улучшение войска, увеличение числа его распространением обязанности военной службы на плебеев. Прежде воинами были только патриции, выводившие с собою подвластных им людей (клиентов); только на патрициях лежала и обязанность давать взнос (tributum) на надобности государства. После реформ Сервия Туллия эти обязанности были распространены на всех «зажиточных людей» (locupletes); землевладельцы сделались плательщиками налога (assidui); в этом отношении было все равно, патриции ли они, или плебеи. Со времён Сервия Туллия военная повинность из личной сделалась имущественной. Все граждане первых пяти классов были обязаны нести военную службу с 18 до 60 лет; младшие (до 46 лет) ходили в походы, а старше 46 лет обыкновенно оставлялись для защиты города. Граждане первого класса были обязаны служить тяжеловооруженными воинами, и назывались по преимуществу обязанными к военной службе (classici). Граждане следующих четырех классов, по законам Сервия Туллия, служили в разных разрядах пехоты, не имевших полного тяжелого вооружения. Граждане двух последних классов служили в отрядах легкой пехоты, были мастеровыми и музыкантами при войске, а некоторые из них шли с войсками, как заместители, adcensi, безоружные velati; они пополняли убыль в рядах войска от болезней и сражений, получая вооружение занемогших, или убитых.
Вооружение первого класса состояло из шлема, круглого щита, набедренников и нагрудника (все из меди), из пики и сабли, как орудий нападения; второй класс имел то же вооружение, только без нагрудника, и вместо круглого щита имел продолговатый щит, деревянный, обтянутый кожей; третий класс не имел и набедренников; четвертый класс имел только пики и метательные копья; пятый – пращи и метательные камни. Следовательно, чем кто был богаче, тем более он, по законам Сервия Туллия, должен был употреблять средств на свое вооружение.
Общая численность пехоты во времена последних царей Рима обыкновенно составляла, вероятно, до 20.000 человек. Плебеи могли быть в пехоте начальниками мелких и даже крупных тактических единиц, центурионам и военными трибунами. Из самых знатных и богатых землевладельцев составлялась конница. Первоначально было 300 всадников (по 10 от каждой курии). Тарквиний Старший удвоил их число. По реформе Сервия Туллия считалось 18 центурий, т. е. 1800 человек. Они не получали жалованья, но лошадей и продовольствие для лошадей давало им государство. Этот расход покрывался налогом, который должны были платить вдовы и незамужние женщины, имевшие земельную собственность, сироты и бездетные старики, имевшие ее.
Во время своего правления Сервий Туллий приказал провести первую перепись населения Рима, по результатам которой население составило 80 000 граждан.
По преданию, при Сервии Туллии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-й половине IV века до н. э…
Сервий Туллий всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.
Сервий Туллий пришёл к власти, когда сыновья его предшественника ещё были младенцами. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Арунта. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и богобоязненную Туллию Старшую — за гордого, способного на преступление Луция, а честолюбивую, бессовестную и свирепую Туллию Младшую — за нерешительного, честного и хорошего человека Аррунта. Туллия Младшая пыталась подговорить мужа устроить заговор против царя, а когда тот отказался, договорилась с его старшим братом Луцием, женатым на её старшей сестре. Она уговорилась с Луцием, что он убьет жену, она – мужа, и тогда они вступят в брак. Аррунт и Туллия Старшая были отравлены, и Луций с младшей Туллией сочетались браком, не испросив согласия у Сервия, вынужденного смириться перед свершившимся фактом.
Заботливостью о простолюдинах Сервий Туллий навлек на себя ненависть патрициев. Они задумали погубить его и нашли исполнителей своего злодейского умысла в самом семействе царя. Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку сената. Возбуждаемый честолюбивою женой, Луций составил с недовольными патрициями заговор низвергнуть Сервия Туллия.
В первый раз ему это не удалось — по легенде, за царя вступился народ. Луций Тарквиний был вынужден спасаться бегством. Сделав выводы, в следующий раз он решился на решительные действия тогда, когда народ был занят на полях.
На 44-м году правления Сервия Луций Тарквиний появился в сенате в доспехах царя и в сопровождении вооруженных людей. Он сел на трон и договорился о том, что главы семей патрициев будут вызваны по приказу царя Тарквиния. В то время созыв сената был привилегией царя. Луций Тарквиний объявил о том, что он, а не Сервий Туллий является законным наследником престола.
Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) бесстрашно явился в сенатскую курию, то спросил Луция, что тот делает. Луций Тарквиний ответил, что сидит на троне отца, который должен был быть его, если бы Сервий не захватил его силой. Луций Тарквиний утверждал, что Сервий получил монархию в качестве подарка от жены Тарквинии Примеры и не был избран монархом, как это было принято во время междуцарствия. Он также упомянул, что Сервий был рабского происхождения и чувствует себя ближе к низшим классам. Поэтому Сервий ищет способы навредить высшим классам посредством создания института ценза, народного собрания и конфискации у дворян их земель. Сервий ответил, что монархия в Риме не была унаследована, но была дана народом и, поэтому не имела претензий на корону. В Сенате началось волнение, и Луций Тарквиний схватил слабого старика и столкнул Сервия вниз по каменным ступеням лестницы на каменный помост. Верные друзья подняли окровавленного и разбитого падением Сервия Туллия, повели его во дворец; но на дороге слуги Тарквиния догнали их, умертвили Сервия; тело его осталось на улице. Убийцы бросили тело царя на Урбиевом взвозе, поднимавшемся от Субуры к Эсквилину.
Туллия между тем с нетерпением ждала известия от мужа; у неё не стало силы дожидаться, она поехала в курию и поздравила мужа с царским саном; даже ему была ужасна её радость; он велел ей вернуться домой.
Туллия, возвращавшаяся с Форума, проезжая Киприйской улицей, достигла поворота направо на этот переулок, где лежало тело убитого царя и там возница остановил колесницу, указав госпоже на окровавленное тело её отца. Так как проезд был узким, и тело миновать было нельзя, разъяренная Туллия приказала ехать прямо через него. Кровь брызнула на колесницу и на её платье. Улица, где это произошло, стала с тех пор называться «Злодейской» (лат. Vicus sceleratus).
Луций Тарквиний стал римским царём и получил прозвище Гордый. Он запретил совершать похоронные церемонии по Сервию Туллию и не решился допустить, чтобы тело было пронесено обыкновенным путем похоронных процессий через форум. Вдове Сервия помогала ее друзья, чтобы ночью вывезти его тело из города и похоронить.
После уничтожения царской власти, римские плебеи продолжали праздновать день рождения царя Сервия Тулия.
Семья Сервия Туллия
Отец: Публий Туллий
Мать: Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица
Род: Этруски
Жена: Тарквиния Примера, дочь Луция Тарквиния Приска (? — 579 г. до н. э.), 5-го царя Древнего Рима (616 г. до н. э. — 579 г. до н. э.).
Дети:
Туллия Старшая (? – 535 г. до н. э.), муж Луций Тарквиний (? – 495 г. до н. э.), последний римский царь (535 г. до н. э. — 509 г. до н. э.).
Туллия Младшая (? – после 509 г. до н. э.), 1-й муж Арунт Тарквиний (? – 535 г. до н. э.), с 535 г. до н. э. 2-й муж Луций Тарквиний (? – 495 г. до н. э.), последний римский царь (535 г. до н. э. — 509 г. до н. э.).