Ему было суждено принять правление империей в трудный для Рима период, но даже за короткий срок своего правления Деций Траян показал себя деятельным и энергичным монархом.
Античные историки разделяются в своем мнении о Деции: если христианские авторы относятся к нему отрицательно, считая, что его религиозная политика нанесла ущерб стране, то язычники — положительно. Однако любые оценки должны рассматриваться непредвзято.
Правление римского императора Деция Траяна было недолгим — оно длилось всего лишь около двух лет (по сообщению Хронографа 354 г. — 1 год, 11 месяцев и 18 дней). Целью его правления стало возрождение былой мощи Рима, а также возвращение к старинным традициям, как к основам могущества. Получив власть, Деций приступил к реализации своей программы, направленной на восстановление славы и могущества Рима.
Деций проводил курс на возвращение к старому «божьему миру», традиционной римской религии, к обыкновенному принесению жертв богам. Официальной идеологией его правления стало следование традициям великих римских императоров. Он пытался восстановить цензуры как орган, обеспечивавший связь между императором, сенатом и народом, однако эти попытки окончились крахом из-за полного их несоответствия нуждам изменяющегося государства.
Деций Траян носил следующие победные титулы: «Дакийский Величайший», «Парфянский Величайший», «Восстановитель Дакии», «Германский Величайший» с 250 г.
Деций Траян
(Деций, Гай Мессий Квинт Деций, Гай Мессий Квинт Траян Деций)
ок. 201 г. — 1 июля 251 г.
лат. Decius Traianus, Decius, Gaius Messius Quintus Decius, Gaius Messius Quintus Traianus Decius
34-й римский император |
|
сентябрь 249 г. — 1 июля 251 г. |
|
Соправитель | Геренний Этруск |
Предшественник | Филипп Араб |
Преемник | Требониан Галл и Гостилиан |
Квестор Римской империи |
|
между 215 г. и 225 г. |
|
Претор Римской империи |
|
— |
|
Консул-суффект Римской империи |
|
232 г. |
|
Наместник Нижней Мезии |
|
232 г. — 235 г. |
|
Наместник Тарраконовской Испании |
|
238 г. |
|
Префект Рима |
|
248 г. |
|
Консул Римской империи |
|
250 г., 251 г. |
|
Победные титулы | Дакийский Величайший – 250 г.
Парфянский Величайший – 250 г. Восстановитель Дакии – 250 г. Германский Величайший – 250 г. |
Место рождения | Будалия, Паннония, Римская империя |
Место смерти | Абриттус, Мёзия, Римская империя |
Вероисповедание | Древнеримская религия |
Место погребения | — |
Отец | — |
Мать | — |
Род | Деции |
Жена | Герения Этрусцилла |
Дети | Геренний Этруск |
Гостилиан |
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров. Мрамор. Ок. 250 г.
Известный мраморный бюст, изображающий Римского императора Деция. Эти черты неуверенности, тревоги, характеризующие общую обстановку, сложившуюся в Римской империи, наиболее яркое воплощение получили в трагическом портрете Деция Траяна, римского полководца, ставшего в 249 году императором.
Гай Мессий Квинт Деций был первым среди многочисленных римских императоров, происходивших из балканских провинций. Современники характеризовали его как человека образованного, умеренного и энергичного.
Деций происходил из Паннонии (современная Сербия). Он родился в паннонской деревне Будалия неподалёку от Сирмия. Точная дата его рождения неизвестна, но из сообщений Полемия Сильвия и Псевдо-Аврелия Виктора, согласно которым на момент смерти Децию было пятьдесят лет, можно сделать вывод, что он родился в 201 году. Иногда рождение императора датируют 195 или 190 годами.
О родителях Деция ничего не известно; в отличие от большинства более поздних императоров, происходивших из Паннонии, он стал сенатором и консулом, поэтому можно предположить, что он был сыном служившего в Будалии военного из местной аристократической семьи. О том, что отец Деция был итальянского происхождения, можно судить по преноменам императора: Деций и Мессий — древние осканские имена. Возможно, прокуратор Дакии Квинт Деций Виндекс был его отцом или родственником. По всей видимости, семья Деция имела родственные связи в Италии и располагала крупными земельными владениями.
Жена Деция, Геренния Купрессения Этрусцилла, происходила из старинного этрусского рода; в правление своего мужа она получила почётный титул «Матери лагерей» и, вероятно, сопровождала его в некоторых кампаниях. От этого брака родились два сына: Гай Валент Гостилиан Мессий Квинт и Квинт Геренний Этруск Мессий Деций.
Деций сделал блестящую карьеру. Примерно между 215 и 225 гг. он занимал должность квестора и был включён в состав сената.
В 234 г. Деций был наместником Нижней Мезии и, вероятно, приблизительно в это время также находился на посту консула-суффекта.
В 238 г. он занимал должность наместника Тарраконской Испании. Во время гражданской войны 238 г. между Максимином Фракийцем и ставленниками сената, Гордианами, а затем Бальбином и Пупиеном, он остался верен Максимину. Деций отказался признать Максимина и его сына «врагами народа», а также принял все возможные меры для подготовки обороны вверенной ему провинции от предполагаемого вторжения армии сената. После поражения и гибели Максимина он впал в немилость и был смещён с поста наместника Тарраконской Испании. Тем не менее, лояльность Деция к врагу сената, очевидно, не ставилась ему в вину в трудах античных историков — даже в просенатски настроенных источниках он всегда оценивался положительно. Это также относится и к будущему императору Валериану I, который встал на сторону кандидатов сената в 238 г., но, как говорили, был близким соратником Деция после восхождения того на престол и сделал при нём хорошую карьеру.
На политическую арену Деций вернулся, скорее всего, уже после смерти Гордиана III — вероятно, в результате проведённой Филиппом амнистии. Кроме того, император назначал Деция префектом города Рима, что было явным знаком доверия.
К середине III века римские границы стали менее стабильными, чем прежде. Приблизительно в конце зимы или ранней весной 249 г. император Филипп I Араб столкнулся сразу с несколькими одновременно вспыхнувшими восстаниями. Одно из них разгорелось в восточных провинциях и было возглавлено Иотапианом, а другое началось в Паннонии под предводительством местного военачальника Пакациана. Будучи в растерянности относительно дальнейших действий, Филипп созвал заседание сената. Единственным выступившим сенатором был Деций, который сказал, что эти восстания недолговечны, а их предводители вскоре падут от рук собственных подчинённых. Вскоре это предсказание исполнилось.
В то же время гепиды начали тревожить римские границы. Филипп, впечатлённый выступлением Деция и по-прежнему опасавшийся мятежных настроений в легионах Мезии и Паннонии, попросил Деция отправиться туда лично и привести дела в порядок, назначив его главнокомандующим легионов обеих провинций. Выбор императора был обусловлен тем, что Деций, по всей видимости, пользовался популярностью в сенате, а также его происхождением — он был знаком с тонкостями политической жизни в регионе, куда его отправили.
Прибывшего для наведения порядка в войсках Деция мятежные легионы поставили перед выбором — либо смерть, либо принятия императорского титула. Деций предпочел титул. Он пытался примириться с императором, сообщая ему в письме, что он не был ответствен за выбор, сделанный солдатами. Филипп не поверил ему и, несмотря на болезнь, повёл свою армию на север. Летом 249 г. их армии встретились неподалёку от Вероны. О подробностях боя в источниках не говорится, но известно, что Филипп располагал большей армией, чем Деций. Сам Филипп погиб в бою, а его сын или погиб вместе с ним, или был убит преторианской гвардией в Риме вскоре после сражения.
Известный историк Рональд Сайм отметил, что Деций является «превосходным образцом узурпатора поневоле». Нумизматические свидетельства, однако, не подтверждают версию, что Деций действовал стремительно. Они показывают, что при выезде из Рима Деций не собирался поднимать восстание, так как по его прибытии монетный двор в Виминациуме продолжал чеканку монет с портретом Филиппа. Литературные источники не дают никаких точных дат этих событий. Тем не менее, по надписям, папирусам и опубликованным законам общий их ход может быть восстановлен. Первое указание на враждебные действия Деция по отношению к Филиппу содержится в надписи от 28 мая 249 года, в которой X Парному легиону присвоен почётный титул «Дециев» (лат. Deciana). Датировка закона в кодексе Юстиниана показывает, что Филипп ещё был в Риме 17 июня 249 года. Кроме того, существуют отчеканенные после 29 августа монеты Филиппа, доказывающие, что он всё ещё был тогда императором. Закон в кодексе Юстиниана под именем Деция свидетельствует о том, что 16 октября 249 года он уже был императором.
Новый император, без сомнения, знал об опасности своего положения; поэтому он приступил к реализации весьма консервативной программы имперской пропаганды, чтобы обеспечить себе поддержку римской аристократии и военных, которым он был обязан восхождением на престол. Почти сразу после вступления в Рим в октябре 249 года Деций принял тронное имя Траяна. Траян был образцом идеального императора, лучшим принцепсом, правившим в полном согласии с сенатом и уважавшим его свободу. Претендовать на какое-либо родство с этим популярным правителем Деций не мог. Поэтому он решил действовать по примеру Септимия Севера, который принял имя Пертинакса, и претендовал на продолжение его политики, и Марка Аврелия. Подобным образом поступил и Деций, однако он избрал более отдалённую во времени и более популярную фигуру — Траяна, тем самым демонстрируя, что его главной задачей было возвращение к методам правления «лучшего принцепса». Такой шаг обеспечил Децию широкую поддержку в Риме, особенно в сенате. Принятием этого имени он ясно указывал, что видел своей целью восстановление славы империи, весьма поблёкшей в свете неудач последних лет. Кроме того, Деций раздал римским гражданам конгиариум монетами, на которых было отчеканено слово «Libertas» (Свобода). В том же месяце он отправил в отставку группу ветеранов флота после того, как они прослужили 28 лет. В 251 г. император даже попытался возродить давно забытую должность цензора, якобы предложив её будущему императору Валериану I, который был в то время принцепсом сената, но тот отказался от этого звания. Спустя год Деций назначил своих сыновей Геренния Этруска и Гостилиана цезарями, а старшего вскоре повысил до августа. Несомненно, Деций стремился создать собственную династию.
В конце 249 г., когда Деций вернулся в Рим, он развернул в столице масштабное строительство. Он отреставрировал Колизей, пострадавший от разрушительного пожара, а позже начал возведение терм на Авентине. Предположительно в его правление был построен Дециев портик. До этого новые строительные работы в Риме не предпринимались в течение двадцати лет. При помощи этих архитектурных проектов (в том числе за счёт стиля, в котором возводились здания) Деций стремился напомнить горожанам о славе прошлых времён.
Император уделял существенное внимание налоговой политике — характерно то, что первый изданный им закон касался именно налогов. Деций отменил ряд постановлений налоговой реформы Филиппа I Араба в Египте, где снова вернулись к устоям эпохи правления династии Северов. На Востоке причиной восстания Иотапиана была жёсткая налоговая политика Гая Юлия Приска, брата Филиппа, управлявшего восточными провинциями; вполне вероятно, что именно отмена Децием налоговой реформы Филиппа привела к завершению восстания. Недаром Деция прославляли как восстановителя свободы (лат. restitutor libertatis). Если учитывать тяжёлую ситуацию на Востоке и то, что Деций сразу же обратил внимание на налоговую политику, можно предположить, что он продумал этот шаг ещё до восхождения на престол.
Особое внимание император уделял тому, чтобы сплотить духовные силы римской религии ради поддержки своей власти, основанной лишь на военной силе. Для этого он присвоил себе титул восстановителя культов. Однако, вследствие явного снижения интереса к политеизму или, во всяком случае, изменения отношения к нему, опираться в восстановленном культе пришлось не столько на римских богов, сколько на divi — обожествленных правителей Рима прежних времен. Монеты с изображениями того или иного правителя чеканились на протяжении всего существования Империи. Но лишь изредка власти, в стремлении с большим, чем обычно, усердием заглянуть в прошлое, выпускали одновременно монеты в честь целого ряда обожествленных властителей. Наиболее впечатляющая из подобных серий памятных монет — как по исполнению, так и с точки зрения создания денежных запасов — может быть отнесена ко времени правления Траяна Деция. Серия включала императоров Октавиана Августа, Веспасиана, Тита, Нерву, Траяна, Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия, Коммода, Септимия Севера и Александра Севера. Тем самым Деций включал себя в общий ряд императоров, представляя своё правление как логичное продолжение римской истории. Этот список практически идентичен с перечнем лучших императоров в биографии Аврелиана в «Истории Августов», в котором отсутствует только Коммод. Однако серия не включает всех обожествлённых императоров. Известно, что обожествлены были Клавдий, Пертинакс, три Гордиана, а также, по сообщению Евтропия, и оба Филиппа. Интересно, что все эти монеты были отчеканены не в Риме, а в Медиолане, и предназначались для выплаты жалования солдатам. Из этого следует, что пропаганда Децием своих знаменитых предшественников была направлена не столько на граждан, сколько на армию. По всей видимости, император хотел напомнить легионерам о великих деяниях прежних императоров и повысить их боевой дух.
Деций, который принадлежит к череде солдатских приданувийских императоров, верил в то, что он стремится к сохранению Roma Aeterna (Вечного Рима), и этот нумизматический ряд обожествленных правителей прежних лет показывает, каким образом он пытался сплотить ряды на основе патриотической традиции во время глубочайшего внешнего и внутреннего кризиса.
Одним из важнейших направлений внутренней политики Деция был контроль над религией. В древнеримском религиозном сознании важное место занимало представление о «pax deorum» — божьем мире: римляне почитали богов согласно традиционным ритуалам, принося им жертвоприношения, а боги, в свою очередь, не только охраняли Рим, но и гарантировали ему власть над всем миром. Отказ от жертвоприношения богам считался нарушением pax deorum, что якобы влекло за собой катастрофические последствия. Поэтому Деций решил восстановить почитание традиционных святынь и возродить древние культы. Многие надписи называют императора «восстановителем святынь». В некоторых случаях, как это было в этрусском городе Козе, это почётное звание подразумевало, что Деций провёл реконструкцию храмов. В других случаях оно означало, что по его приказу были построены новые святилища. Например, по велению Деция жители Аквилеи отреставрировали статую Нептуна. Кроме того, император подчёркивал необходимость почитания именно отеческих богов — так, в послании к жителям Афродисиаса он просил отметить молитвами и жертвоприношениями его правление ради богини, в честь которой был назван город.
Другим нарушением «божьего мира» было пренебрежение традиционными жертвоприношениями — вплоть до полного отказа от них. Начали появляться язычники, не совершавшие жертвоприношений. По всей видимости, была и ещё одна важная причина обращения Деция к восстановлению «божьего мира»: веротерпимость предшественника Деция Филиппа Араба, по мнению императора, могла оскорбить богов. Установление pax deorum отвечало интересам довольно широких кругов римского общества, особенно сенаторской знати — консервативные предпочтения всегда были достаточно сильными.
Деций Траян пользовался большой поддержкой сената и в 250 г. сделал серьезную попытку поднять престиж императорской власти и укрепить государство: он объявил обязательным для всех участие в культе Гения императора (божества, покровительствовавшего императору). Причем от христиан не требовалось отказа от веры, им лишь требовалось принять участие в общественных обрядах.
Христиане, проявившие непокорность, навлекли тем самым на себя тяжелые репрессии, многие из них попали в тюрьмы, и были казнены. Это, собственно, нельзя расценивать как религиозный фанатизм или ненависть к христианам — поклонение культу императора было в Риме не столько актом религиозным, насколько видом присяги населения. Отказ христиан воспринимался, таким образом, в первую очередь как измена государству.
Есть несколько точек зрения относительно истинных причин антихристианской кампании Деция. По мнению Евсевия Кесарийского, император начал гонения из-за ненависти к Филиппу, который якобы был тайным христианином. По сообщению Иоанна Зонары, императора подстрекал к гонениям Валериан. Известно, что Деций не ставил своей целью ни уничтожение христианства как религии, ни Церкви как организации. Многим арестованным христианам даже разрешалось принимать единоверцев, в том числе пресвитеров, или вести переписку. В отличие от поздних императоров, Деций не требовал выдавать священные книги. Неизвестно, распространялся ли указ Деция на иудеев и манихеев.
Не позже января 250 г. (скорее всего, ещё в конце предыдущего года) Деций издал специальный указ, согласно которому каждый житель империи должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву и отведать жертвенного мяса, после чего получить специальный документ (лат. libellus), удостоверявший этот акт. Отказавшиеся от жертвоприношений подвергались наказанию, которым могла быть даже смертная казнь. Оригинальный указ Деция утерян, но в распоряжении историков есть свидетельства Евсевия и Лактанция, сохранившиеся до нашего времени, а папирологисты обнаружили ряд «libelli». Из «libelli» удалось многое узнать о природе указа, что дало историкам возможность представить цель Деция. Вот пример либелла:
«Комиссариям, призванным к наблюдению за (правильностью) принесения жертв. От Аврелия Асесиса, сына Серена, из деревни Феадельфии что в Египте. Я всегда и беспрестанно приносил жертвы богам, и ныне в присутствии вашем в соответствии с буквой указа совершил возлияние, и принес жертву и отведал часть от жертвенного (животного), что прошу вас ныне засвидетельствовать. Прощайте. Я, Асесис, 32 лет от роду, раненый…»
До открытия «libelli» предполагалось, что указ применялся только к христианам или, возможно, людям, подозреваемым в приверженности к христианству. В результате исследования было выяснено, что слово «христианин» не появляется ни в одном из известных «libelli», равно как и имя императора. Таким образом, вероятнее всего, Деций просил что-то сродни римскому «supplicatio», где молитвы и жертвы предлагались от имени всех богов, имевших свои храмы в столице. Тексты «libelli», по-видимому, были основаны на стереотипных формулировках. Они, по существу являются ходатайствами, которые утверждаются подписью и датой. Если лицо, получавшее «libellus», было неграмотным, документ заверялся писцом или, возможно, членом комиссии. Так как Римская империя была крупным государством, условия выполнения приказа были разными. Возможно, составлялись списки лиц, которые должны были в определённый день принести жертвы во избежание длинных очередей.
Сразу же после издания эдикта началось первое крупное гонение на христиан. Оно оказалось для последних полной неожиданностью. Пострадали не только христиане, приговорённые к тюремному заключению, но и многие другие из их числа, которые покинули свои дома и стали жертвами бандитов, голода или варваров. Во время гонений погиб Папа Фабиан, а некоторые епископы, например, Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский, бежали и руководили христианами из укрытий. Ещё одной проблемой для Церкви стало большое количество христиан, которые либо выполнили указ, либо получили «libellus» при помощи взяток, но потом раскаялись. Эта ситуация привела к расколу в Церкви — представители партии во главе с религиозным лидером Новацианом утверждали, что поклонение идолам было непростительным грехом и что Церковь не имеет права на повторное обращение в христианство людей, один раз отказавшихся от него. Положение дел осложнилось ещё сильнее, когда Новациан провозгласил себя Папой, противостоя официальному Папе Корнелию, преемнику Фабиана. Новациан был объявлен еретиком, но его учение продолжало существовать вплоть до VII века. Неизвестно точно, когда действия против христиан закончились. Пик репрессий, по всей видимости, пришелся на июнь—июль 250 года. Скорее всего, Деций прекратил гонения, потому что столкнулся с серьёзными проблемами в балканских провинциях.
Известными мученики времён правления Деция Траяна стали епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников, епископ Евдемон, Вавила Антиохийский и Александр Иерусалимский, епископ Карп Фиатирский (или Пергамский) с Агафодором, Парамон Вифинский с 370 мучениками, Максим из Малой Азии, святой Трифон, Агата, и многие другие.
Зимой 250 года, возможно, воспользовавшись заледенением Дуная и ослаблением гарнизонов (существенная часть римских войск ещё находилось у Вероны), племена готов в большом количестве под предводительством правителя Книвы перешли скованную льдом реку, причем готы действовали в сговоре с карпами, которые одновременно вторглись в Дакию. Переправившись, готы разделились на две армии. Одна двинулась на юг, дошла до Фракии и осадила в Филиппополе (примерно в 160 км к северу от Эгейского моря) ее наместника, Тита Юлия Приска, а сам Книва с армией в 70 тысяч двинулся к востоку и осадил Новы. Требониан Галл, наместник Верхней и Нижней Мезии, вынудил его отступить; тогда Книва повернул в глубь страны и осадил Никополь на Истре, где укрылось большое число беженцев.
Деций, получив сообщение о нашествии варваров, решил, что пришло время лично возглавить поход и отбросить захватчиков. Однако сначала он привел в порядок дела в Риме, где назначил сенатора Публия Лициния Валериана (будущего императора) на специально созданный пост ответственного за центральное управление (пока шла война, ему пришлось подавить выступление претендента на престол Валента Лициниана; кроме этого в Галлии и на Востоке происходили и другие восстания).
Сначала Деций отправил своего сына Геренния Этруска, уже возведённого в ранг цезаря в Мезию во главе армии, а затем и сам начал собирать войска. Отъезд императора был отмечен чеканкой монет с легендами «EXERCITU ILLLYRICUS» (Иллирийские войска) и «GENIUS EXERCITUS ILLYRICIANA ET PANNONIAE» (Гений иллирийских и паннонских войск).
Тем временем силы Книвы были отброшены Требонианом Галлом, наместником Верхней и Нижней Паннонии. Готы повернули на юг, к Никополю. В конце весны 250 г. карпы и даки совершили набег на Мезию. В разгар войны (в июне или июле 250 г.) Деций поспешил покинуть Рим, чтобы присоединиться к армии. Прибыв на место событий, Деций успешно повёл военные действия и вскоре обеспечил стабильность в регионе. Никополь был освобождён, а карпы выбиты из провинции; в честь победы были отчеканены монеты с легендами «Dacicus Maximus» (Дакийский Величайший) и «Restitutor daciarum» (Восстановитель Дакии).
Кроме того, император восстановил воинскую дисциплину и основал военные поселения в Паннонии и Мезии, а также приказал отремонтировать дороги в придунайских провинциях. На западе было подавлено некое восстание и одержана победа над варварами. Известно, что в это время был завершён грандиозный проект восстановления дорог, мостов и пограничных укреплений. Многие мильные камни из провинций Британия, Африка, Галатия, Палестина, Сирия, Паннония свидетельствуют об этой работе.
Книва отступил, понеся большие потери. В конце 250 года, после всех этих успехов, Деций решил атаковать войско Книвы. Подробности дальнейших событий неизвестны. Возможно, император проявил излишнюю самоуверенность или допустил иную ошибку. Так или иначе, когда римская армия расположилась на отдых у Августы Траяны Берое (сегодня Стара Загора), воины Книвы напали на неё и почти полностью уничтожили. Деций с остатками армии отступил к Эску, и присоединился к свежим войскам Требониана Галла.
В это время Тит Юлий Приск (возможно, находившийся в сговоре с готами) провозгласил себя императором в Филиппополе. Неизвестно, пытался ли Приск использовать готов для своей поддержки или, напротив, готы использовали Приска, но в результате Филиппополь был взят штурмом, а его население вырезано. С этого момента Приск сходит со страниц истории. Известно, что сенат объявил Приска «врагом отечества». В то же время другой мятеж вспыхнул в Риме, где сенатор Юлий Валент Лициниан, заручившись поддержкой плебса и, возможно, некоторой части сената, предпринял попытку государственного переворота. Однако восстание было быстро подавлено (вероятно, Валерианом).
Армии Деция и Требониана Галла расположились на Дунае, подготовив ловушку для захватчиков на их обратном пути. По всей видимости, в следующем году Деций вступил с ними в бой где-то к северу от Балканских гор, так как на монетах он и его сын Геренний Этруск празднуют “победу над германцами”. Как раз во время этого относительного успеха Геренния объявили Августом и соправителем отца, а оставшемуся в Риме младшему сыну Деция, Гостилиану, присвоили титул Цезаря.
Однако в ходе боевых действий Геренний Этруск, возведённый в ранг августа, был убит стрелой в лицо. По рассказу Иордана, после этого император обратился к павшим духом солдатам со словами: «Пусть никто не печалится; потеря одного воина не есть ущерб для государства». Зосим сообщает, что во время этих событий Требониан Галл замыслил заговор против Деция, и обратился к готам за помощью в его реализации. Готы охотно согласились. Решающая битва произошла, когда Книва на своем обратном пути достиг города Абриттуса в Малой Скифии (Добрудже). Готы разделили своё войско на три части и стали у болотистой местности неподалёку от Абриттуса и 1 июля 251 г. состоялась битва.
Римляне уничтожили первые две линии готов, а затем легионы во главе с самим императором наткнулись при преследовании на спрятанную в засаде третью линию прикрытую болотами. В этой крайне неудобной для римлян местности, после кровавой и тяжелой битвы погиб или утонул сам император на пятидесятом году своей жизни, а с ним и лучшие из легионеров.
По сообщению Аммиана Марцеллина император Деций во время бегства утонул в болоте, и его тело так и не было найдено:
«Подобная несчастная судьба постигла, как известно, Цезаря Деция, который в жестокой сече с варварами был сброшен на землю падением взбесившейся лошади, удержать которую он не смог. Попав в болото, он не мог оттуда выбраться, и потом нельзя было отыскать его тело».
Он стал первым римским императором, погибшим в бою во время войны с внешним врагом. После гибели Деция Требониан Галл, провозглашённый императором, заключил позорный мир с готами и поспешил вернуться в Рим, где в течение короткого времени правил совместно с Гостилианом, единственным выжившим сыном Деция. Вскоре Гостилиан скончался от чумы. Так власть осталась в руках одного из военачальников Деция, правителя Мезии Требониана Галла, который подозревался в измене Деция во время битвы с готами за то, что вовремя не ввел с другого фланга свои войска на помощь.
Интересна посмертная память Деция: его сначала обожествили, затем предали проклятию памяти, а после снова обожествили.
Псевдо-Аврелий Виктор писал о Деции Траяне следующее:
«Он обладал разнообразными знаниями и многими добродетелями, в мирных условиях был мягок и общителен, в военных — очень энергичен».
Деций Траян был сенатором, приверженцем старо-римских идеалов и добродетелей, темпераментным человеком, вел энергично войну с готами и пал в бою в 251 году. В портрете, хранящемся в Капитолийском музее, мастер подчеркивает морщины и складки на лице, глубоко сидящие глаза, старческий рот. Форма головы, трактовка висков, щек, бороды и волос — менее выразительны, они являются как бы фоном, обрамлением тоскливо смотрящих вдаль глаз.
Семья Деция Траяна
Отец:
Мать:
Род: Деции
Жена: до 227 г. – 1 июля 251 г. Герения Этрусцилла (Анния Купрессения Герения Этрусцилла) (? – ноябрь 253 г.), вероятно, из сенаторской семьи.
Дети:
Геренний Этруск (Квинт Геренний Этруск Мессий Деций) (ок. 227 г. – 1 июля 251 г.), 35-й Римский император (251 г. — 1 июля 251 г.).
Гостилиан (Гай Валент Гостилиан Мессий Квинт) (ок. 235 г. – ноябрь 251 г.), 36-й Римский император (июль 251 г. – ноябрь 251 г.).