6-й великий князь Киевский 11 июня 978 г. — 15 июля 1015 г.
Князь Новгородский 970 г. — 988 г.
Младший и незаконнорожденный сын Святослава I Храброго, великого князя Киевского, и ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы княгини Ольги.
ок. 960 г. — 15 июля 1015 г.
Дети (всего 13 сыновей и не менее 10 дочерей):
От «чехини» (по «Саге об Олаве сыне Трюггви» — Аллогии, по Татищеву — варяжки Оловы):
Вышеслав (ок. 977 г. — после 1010 г.), князь новгородский, старший сын Владимира.
От княгини Юлии, вдовы Ярополка Святославича (жена с ок.978 г.):
Святополк Окаянный (ок. 979 г. – 1019 г.), князь туровский, затем великий князь киевский. Возможно, был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.
От Рогнеды (ок. 960 г. — ок. 1000 г.), дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. 977 г.):
Изяслав (ок. 978/979 г. — 1001 г.), князь полоцкий. По летописи маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей.
Мстислав; если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, см. ниже), то, скорее всего, умер в младенчестве.
Ярослав Мудрый (ок. 978 г. — 19 или 20 февраля 1054 г.), князь ростовский, после смерти Вышеслава — новгородский, после победы над Святополком – великий князь киевский.
Всеволод (983/984 г. — до 1013 г.), князь Владимира-Волынский.
Предслава (ок. 983г. — после 1018 г.), сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым.
Премислава (ум. 1015), по некоторым источникам с 1000 г. жена венгерского принца Владислава (Ласло) Лысого (ум. 1029).
Мстислава, в 1018 г. среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.
От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):
Мстислав Тмутараканский (ок. 983 г. — 1036 г.), князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер не оставив наследников.
Станислав (984/987 г. — до 1015 г.), князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны).
Судислав (ум. 1063 г.), князь псковский, в 1024—1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев.
От Мальфриды (по поздним данным):
Святослав (ок. 982 г. — 1015 г.), князь древлянский.
От царевны Анны (двоюродная сестра императоров Василия и Константина) «болгарыня»:
Борис (ок. 986 г. — 24 (30) июля 1015 г.), князь ростовский.
Глеб (ок. 987 г. — 9 сентября 1015 г.), князь муромский.
Неизвестно, от какой жены:
Позвизд (род. не позднее 988 г. — неизв.), судя по языческому имени родился до крещения Владимира.
Добронега-Мария (ум. 1087) (скорее всего она была дочерью от второго христианского брака) — стала женой короля Польши Казимира I.
Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 г. было в живых не менее девяти, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.
Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум. 1044) и мать маркграфа Вильгельма (ум. 1056).
Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу. Как предполагал Д. Прозоровский, будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги.
О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследника старшим дружинникам.
По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Он получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.
Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.
После гибели в 972 году князя Святослава княжество было поделено сыновьями на три части. Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Киевский воевода Свенельд подговорил князя Ярополка пойти войной против брата Олега, потому что сын воеводы Лют был убит слугами Олега.
Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.
Владимир с Добрыней в набрал наемное варяжское войско и в 980 году вернулся сначала в Новгород, выгнав посадника Ярополка и начав войну против киевского князя.
Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны, изнасиловав ее на глазах отца и братьев. Так он «узаконил» присоединение Полоцкого княжества.
Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир пообещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех в разные места. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
Новый великий князь киевский (величавшийся также хазарским титулом каган) принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.
Прежний князь Ярополк симпатизировал христианской вере и контактировал с латинским Западом. Есть предполажения о борьбе с ранее утвердившемся христианством в Киеве при новом князе Владимире. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.
Непосредственным толчком, приведшим Киевскую Русь к христианской цивилизации, стали политико-династические причины. Осенью 987-го года
Осенью в 987-ом году главнокомандующий восточной византийской армии Варда Фока провозгласил себя императором; вскоре узурпатора признали Малая Азия, Армения и Грузия. Законному императору Василию ІІ Македонянину (976–1025) угрожала катастрофа, и он обратился за помощью к киевскому князю, послав к нему посольство зимой 987-988-гг. Тот согласился, но при условии, что Василий ІІ отдаст ему руку своей сестры Анны. И женился князь Владимир на сестре Василия II, после того как согласился креститься сам и крестить весь свой народ.
И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов, соединились с войсками Василия ІІ и отправились на борьбу с Вардою Фокою. Соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой.
Сведения о том на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне — были утеряны в Руси ещё в начале XII века. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.
Весной в 988-ом году 6-тысячная армия русов вместе с войском императора разбила вооруженные силы Фоки. Трон был спасен, но Василий ІІ не торопился отдавать багрянородну, то есть царственну от роду сестру за варвара. Однако вооруженный поход Владимира на Херсонес (Корсунь), когда город был добыт и разорен, а в Константинополь посланная угроза совершить со столицей империи то же, сделали византийского обладателя более покладистым. Поэтому, получив обещанную багрянородну Анну, Владимир отбыл с ней к Киеву. Основные составляющие сюжетной линии Корсунской легенды, в которой отражены события Володимирового крещения, буквально совпадают из повиръъями, повъъязаними со святым источником и чудотворной иконой Пресвятой Богородици в селе Будятичи (отождествляемых с местом рождения Владимира). Это обстоятельство свидетельствует о том, что в Будятичах функционировали легенды о Святителе Руси. Доказательством давности этой легендарной традиции, которая не испытала влияний кабинетной заинтересованности летописями, является отсутствие прямого употребления
Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в ок. 1000 г. прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому, недолговечная.
Владимир был до крещения известен как «великий распутник» (по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского), имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках.
Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов.
После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.
Владимир Святославович первый из киевских князей начал печатать собственные монеты: златник и сребренник.
Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы, проводилась она насильственно.
В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Поэтому, когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015, окружающие скрыли его смерть. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церквь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году.
В 1632—36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая, однако, явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века.
Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.