Исторические источники о царском периоде написаны уже в эпоху Республики и Римской империи и носят легендарный характер. Традиционно к этому периоду относят 753 – 509 гг. до н. э.
Античные авторы рассказывают, что место, где возник Рим, было издревле заселено и привлекало иноземцев. Они считали первыми колонистами Италии, конечно же, древних греков с их знаменитыми героями Гераклом и Эвандром.
Римское царство
753 г. до н. э. – 509 г. до н. э.
лат. Regnum Romanum
Флаг | Герб |
|
|
Ранний Рим |
|
Столица | Рим |
Язык | латинский |
Форма правления | выборная монархия |
Законодательная власть | сенат, Римские комиции |
Религия | ранняя римская религия |
Валюта |
— |
Площадь | — |
Население | латины, сабины, этруски |
Династия | — |
Правители государства |
|
Цари Альба-Лонги | |
Эней
Лавиния (регентша) Асканий-Юл Сильвий Эней Сильвий Латин Сильвий Альба Атас Капис Капет Тиберин Агриппа Ромул Сильвий Авентин Прока Амулий Нумитор |
|
Цари Рима | Ромул
Тит Таций Нума Помпилий Тулл Гостилий Анк Марций Луций Тарквиний Приск Сервий Туллий Луций Тарквиний Гордый |
Первым римским историком считается Фабий Пиктор (ок. 254 г. до н. э. – ок. 201 г. до н. э.), на основе работ которого создавали произведения последующие греческие и римские историки. Кроме работ Пиктора более поздние историки использовали в своих работах произведения Валерия Анциата и Лициния Марка. Большое значение для изучения этого периода имеют также произведения Тита Ливия, Дионисия Галикарнасского, Полибия, Плутарха и других
Согласно древних преданий, после падения легендарной Трои к побережью Лация пристали корабли троянских беглецов во главе с героем-троянцем Энеем. После многолетних скитаний по Средиземному морю, троянцы устали от бесконечного морского путешествия, и одна из троянских женщин предложила прекратить плавание и сжечь корабли. Звали её Ромой; существуют версии, по которой в честь неё и был назван город Рим.
Один из местных царей, Латин, приветливо встретил троянцев и выдал за Энея свою дочь Лавинию. В честь неё Эней назвал основанный троянцами город Лавиний. После смерти Латина Эней стал царствовать и над переселенцами, и над коренными жителями. Сын Энея Асканий-Юл под давлением этрусков перенёс столицу государства в основанный им новый город — Альба-Лонгу, который вскоре стал господствовать над всеми городами Лация и сплотил их в Латинский союз.
Эта древняя федерация городов Лация насчитывала 30 общин. Первоначально во главе Латинского союза стояла Альба-Лонга, с VI века до н. э. союз возглавил Рим (после разрушения им, согласно легендарной традиции, в VII веке до н. э. Альба-Лонги).
Образовавшаяся правящая династия потомков Аскания-Юла стала называться династией Сильвиев. В легендах приводятся имена царей, правивших в Альба-Лонге в последующие четыреста лет (сер. XII в. до н. э. — сер. VIII в. до н. э.).
Четырнадцатый царь Альба-Лонги Нумитор был свергнут своим младшим братом Амулием, который, желая обезопасить себя, убил во время охоты сына Нумитора и под видом почести отдал его дочь Рею Сильвию в жрицы богини Весты, потому что они должны были 30 лет хранить обет безбрачия. Но юную весталку посетил бог Марс, после чего у неё родились близнецы — Ромул и Рем, которых Амулий приказал сбросить в Тибр.
Но близнецы не утонули, а выжили и были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Братья подросли и вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору, убив узурпатора Амулия. Нумитор послал Ромула и Рема основать новую колонию Альба-Лонги.
По легенде, Рем выбрал не то низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, не то Авентинский холм, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул — чуть позже — двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и он убил собственного брата. По другой версии, обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.
Таким образом, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma) и стал его первым царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом и была проведена борозда, обозначившая границу города.
Для увеличения населения города Ромул предоставил вновь прибывшим права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Новые граждане селились на Капитолийском холме. В город начали стекаться преступники, беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран. Не удивительно, что они часто совершали набеги на соседние народы.
Соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян, поэтому в Риме женская часть населения почти полностью отсутствовала. Чтобы исправить этот недостаток, Ромул через четыре месяца после основания города, 21 августа, он устроил торжественный праздник — Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями.
На праздник съехались соседи римлян, в том числе сабиняне. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Римляне захватили женщин — кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.
Против таких действий Рима восстали соседи, но войско Ромула отбило нападение и захватило города Ценин и Крустумерий. Успех римлян привлек в город этрусков. Они заселили Эсквилинский холм.
Сабиняне под предводительством своего царя Тация пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой — мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
В городе начали развиваться ремёсла и торговля. Были образованы государственные структуры, такие как сенат и институт ликторов. Влияние Рима настолько возросло, что бывшая колония сумела захватить и разрушить свою метрополию — Альба-Лонгу (при Тулле Гостилии). Однако все последующие годы Рим был вынужден вести затяжные войны с соседями: сабинянами, латинами и этрусками.
Все цари после Ромула имели этрусские имена, Рим попал под сильное этрусское влияние. Сама власть царей была ограничена и должность царя поначалу не передавалась по наследству: на то время, пока пустовало курульное кресло, сенатом назначался временный царь (интеррекс), который правил не более одного года и за это время должен был найти кандидатуру на должность царя и выставить её на голосование в куриатных комициях.
Впоследствии власть передавалась либо по сестринской линии, либо приёмным детям, что также является этрусским обычаем. Последние цари приходили к власти в результате заговоров и убийства своих предшественников. Последним царём Рима был Луций Тарквиний Гордый, который прославился своим тираническим правлением и был изгнан римлянами. Так в 510 году до н. э. в Риме закончилась монархия и была провозглашена республика.
Во время Ромула в Риме сохранялись родовые отношения. Род, подобно греческому, был отцовским, сородичи носили одно имя, которое производилось от имени предка. Из древнейших родов известны Аврелии, Валерии, Клавдии, Корнелии, Фабии, Юлии, Эмилии и др. Члены рода сообща владели землёй, обладали общим местом погребения.
Ромул разделил народ на три трибы, т. е. на три племени; имена триб были: Рамны, Тиции, Луцеры. Рамны были латины Палатинского поселения, Тиции – сабиняне Тита Тация; но о том, кто были Луцеры, ученые думают неодинаково; считают, что это были этруски, имевшие поселение на Целийском холме и соединившееся с латинами и сабинянами на равных правах позже соединения этих двух племен между собою.
Население состояло из 300 родов, 10 родов соединялись в курию, а 10 курий — в трибу. Каждая из трёх триб представляла собой отдельное племя. Членом римского народа мог стать лишь тот, кто принадлежал к одному из родов.
Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей лучшей доли назвал «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.
Старейшину выбирали все члены рода, совет старейшин (сенат) ведал делами общины. Впоследствии в качестве старейшин стали избирать представителей только одной семьи каждого из родов, что привело к возникновению родовой знати и «патрицианских» семей.
На расширившейся в результате завоеваний территории Рима оказалось новое население из покоренных, преимущественно латинян, и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло, получили название плебс — то есть множество.
В тот же период возник институт клиентелы, который предполагал предоставление покровительства со стороны знатных людей чужакам, не входившим в состав римских родов, либо представителям обедневших семей. Знатные люди становились их патронами. Патрон принимал клиента в свой род, давал ему своё имя, выделял часть земли, защищал в суде; клиент (верный, послушный) во всём подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его родом в войне. Институт клиентелы был распространён до возникновения оформленной государственной власти.
Представители военной аристократии составляли сенат и выбирали царя, который по своим полномочиям примерно соответствовал древнегреческому тирану. Народное собрание, собиравшееся по куриям, принимать участие в котором имели право только мужчины-воины, получило название куриатных комиций. На них обсуждались, а затем принимались или отвергались новые законопроекты, а также избирались высшие должностные лица, включая царя. Оно представляло собой высший судебный орган в вопросах вынесения смертного приговора римскому гражданину, в её функции входило также объявление войны. Римские цари совмещали функции военачальника и верховного судьи.
Рост населения Рима привёл к тому, что в трибы перестали записывать новых членов, и новые пришельцы становились плебеями, которые получали от римлян земельный надел, но не имели права участвовать в политической жизни государства. Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимались торговлей и ремеслом. В процессе смешения с римскими родами и через институт клиентелы плебеи постепенно включались в родовую организацию на ограниченных правах. К данному периоду Римской истории относится и возникновение рабства, не получившего ещё значительного развития. Рабы, использующиеся преимущественно в домашнем хозяйстве, набирались из числа военнопленных. Так начинается классовое расслоение внутри римской общины и её разложение.
В правление Анка Марция усиливается влияние на Рим этрусской культуры. Все последующие цари были по происхождению этрусками. В обиход вводятся многие этрусские обычаи и верования. Возможно, этруски захватили власть в Риме. Вскоре после этого обостряется борьба народа против родовой знати, причиной которой могли являться противоречия между плебеями и коренным населением Рима.
В этот период аристократия по рождению заменяется аристократией по богатству (реформы Сервия Туллия). Вводится новое устройство римской общины (территориально-имущественный принцип). В результате территория Рима была разделена на 4 трибы, представлявших теперь обычные территориальные округа, вместо старого родоплеменного значения.
В это время плебеи включаются в политическую жизнь общества, а власть сената ослабляется. В состав новых триб вошло всё гражданское население, проживающее на данной территории, из числа как патрициев, так и плебеев (землевладельцев данного округа). Патриции и плебеи были разделены на 5 классов по имущественному признаку. На каждый из классов возлагались военные обязанности по выставлению определённого количества центурий — сотен (пехотинцев или всадников), разграничение касалось и качества вооружений. Политическим результатом реформы стало вытеснение куриатных комиций — собранием по центуриям, большинство в котором принадлежало представителям высших классов.
Неимущие не входили ни в один из классов. Они получили название пролетариев (от лат. proles — потомство). Этим подчёркивалось, что всё их имущество состоит только в потомстве.
Новое общественное устройство привело к ослаблению власти родовой патрицианской знати и крушению прежних порядков, на месте которых возникают органы государственной власти. Включение плебеев в общину и борьба против этрусского господства усиливают сопротивление царям. Недовольство тиранией последнего римского царя Тарквиния Гордого привело к его свержению и образованию республики. Изгнание царя, очевидно, символизирует освобождение Рима от этрусского господства.