Пифагор Эфесский

Пифагор — тиран древнегреческого города Эфес в конце VII в. до н. э. Опираясь на поддержку демоса, в 612 г. до н. э. отстранил от власти династию Басилидов и захватил власть в Эфесе. Стал жесточайшим тираном, казни, убийства и реквизиции применялись как против политических оппонентов, так и для обогащения самого тирана и его окружения.

Благодаря поддержке мидийцев в Эфесе утвердилась наследственная власть тиранов. Пифагору наследовал его сын Мелант.

Пифагор Эфесский

VII в. до н. э.

др. -греч Πυθαγόρας

Тиран Эфеса
612 г. до н. э. – ?
Предшественник
Преемник Мелант
Место рождения
Место смерти
Вероисповедание древнегреческая религия
Место погребения
Отец
Мать
Род
Жена
Дети Мелант

Рассказ о тирании Пифагора в Эфесе принадлежит Батону Синопскому.

В 612 г. до н. э. Пифагор захватил власть в Эфесе, отстранив от царской власти представителей правящей династии Басилидов. Опирался в своих действиях на поддержку демоса: одних обнадеживал обещаниями, другим — подбрасывал немного добычи. Одновременно он алчно грабил и конфисковывал имущество у богатых и благородных, раздавая менее состоятельным гражданам. В дальнейшем казни, убийства и реквизиции применялись как против политических оппонентов, так и для обогащения самого тирана и его окружения.

По словам Батона, Пифагор был жесток и скор на расправу, безжалостно убивал своих противников, безрассудно затевал споры с близкими людьми. Он был человеком очень импульсивным и быстро ссорился даже с близкими к нему людьми.

Демонстрировать недовольство его властью позволяли себе только храмы, но и их тиран не слишком уважал — по преданию он не останавливался даже перед убийством жертвенных животных в святилищах, что считалось нечестивым поступком. Когда же за защитой к жрецам обратились дочери репрессированных Пифагором аристократов, тиран не решился силой увести их из храма, но пытался уморить голодом, пока девушки не наложили на себя руки.

Положение тирана пошатнулось лишь после того, как Эфес пострадал от неурожая, к которому добавилась эпидемия, перед которой власть оказалась бессильной. Демос был разочарован в бывшем кумире и Пифагор вынужден был изменить политику.

С одной стороны он пошел на мировую со жречеством – Пифагор отправил послов в Дельфы и вопросил об избавлении от несчастий. Он получил в ответ требование построить храм и совершить погребение мертвых. «Это произошло до времени правления Кира Великого«, завершает цитату из Батона Афиней. На месте святилища, разрушенного киммерийцами, Пифагор начал строительство нового храма Артемиды, впоследствии ставший одним из семи чудес света.

С другой — тиран заручился внешней поддержкой — женив своего сына и преемника Меланта на дочери лидийского царя Алиатта III, компенсировав этим потерю сторонников среди знати и демократической массы, придав своей власти вид легитимности. В фундаменте храма Артемиды Эфесской (датируемом концом VII в. до н. э.) были найдены монеты с изображением голов львов (геральдический знак лидийской династии Мермнадов), а одна- с именем Алиатты, тестя Меланта, сына Пифагора.

Возможно, благодаря поддержке мидийцев в Эфесе утвердилась наследственная власть (Пифагор, Мелант, Пиндар). Во второй половине VI в. до н. э. возрастает активность эфесского народа, уставшего от столетнего господства тиранов, но в то же время не способного выдвинуть собственных вождей. Эфесяне обратились к знаменитому философу Гераклиту (из рода Басилидов) с просьбой написать для города законы. Гераклит, обиженный за друга Гермодора, изгнанного эфесянами, отказался это сделать, но убедил Меланта сложить с себя власть.

Монархи и правители