Ионатан Хасмоней – младший сын Маттафии, предводитель евреев в период маккавейских войн 161 г. до н. э. — 143 г. до н. э.
После гибели брата Иуды Ионатан возглавил восстание. Он сумел воспользоваться разногласиями в Селевкидcкой империи между претендентами на престол. Лавируя между Деметрием I и Александром Баласом, а впоследствии между Деметрием II и Трифоном, Ионатан стал первосвященником и правителем Иудеи.
Укрепление Иудеи под руководством Ионатана вызвало опасения Трифона, который хитростью захватил Ионатана во время встречи с ним в Акко, а после неудачной попытки взять Иерусалим казнил.
Ионатан Апфус
(Ионатан Хасмоней, Йонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай)
? — 143 г. до н. э.
ивр. יונתן אפפוס Yōnāṯān ‘Apefūs, др.греч. Ἰωνάθαν Ἀπφοῦς Iōnáthan Apphoûs
Ионатан Хасмоней в «Promptuarii Iconum Insigniorum»
Вождь восстания Хасмонеев |
|
161 г. до н. э. – 143 г. до н. э. |
|
Предшественник | Иуда Хасмоней |
Преемник | Симон Хасмоней |
Первосвященник Иудейский |
|
152 г. до н. э. – 143 г. до н. э. |
|
Предшественник | Море ха-Цедек |
Преемник | Симон Хасмоней |
Место рождения | Иудея, Государство Селевкидов |
Место смерти | Иудея |
Вероисповедание | иудаизм |
Место погребения | Модинена, Иудея |
Отец | Маттафия Хасмоней |
Мать | — |
Род | Хасмонеи |
Жена | — |
Дети | два сына и дочь |
Иудея во времена Ионафана (зеленый: ситуация до 160 г. до н.э., фиолетовый: завоеванная территория)
Ионатан разрушает храм Дагона, Гюстав Доре
Маттафия Хасмоней из колена коэнов был одним из организаторов восстания против Селевкидов, но он умер в 167 году до н. э. в самом начале восстания. Его дело продолжили пятеро сыновей, включая младшего Ионатана. Вожаком восстания стал Иуда.
Вместе со своим братом Иудой Ионатан принимал активное участие в битвах с армией Селевкидов; хотя он и обнаружил меньше храбрости, чем Иуда, все же его мужество было испытано много раз.
Ионатана также звали Апфус (Άπφοΰς; по-еврейски חפוש — «притворяющийся», «дипломат» — за соответствующую черту его характера; I Макк., 2, 5).
В 161 г. до н. э. в битве при Эласа евреи были разбиты армией Деметрия I Сотера (ок. 187 г. до н. э. — 150 г. до н. э.), царя Государства Селевкидов (162 г. до н. э. – 150 г. до н. э.). В этой битве был убит Иуда Маккавей.
После смерти Иуды сирийский полководец Вакхид выступил против партии Маккавеев; именно в это время в стране начался голод. В крайней нужде евреи выбрали Ионатана вождем своим.
После смерти Иуды Маккавея борьба ведется, в сущности, больше между священническо-аристократической партией под руководством Алкима (? – 23 ноября 159 г. до н. э.), первосвященника евреев (161 г. до н. э. – 159 г. до н. э.), и национальной партией, во главе которой стоял Ионатан, чем между сирийцами и иудеями. После смерти Иуды Вакхид везде установил власть эллинизированной еврейской аристократии, которая беспощадно преследовала национальные элементы. Последние, вызванные на борьбу, избрали Ионатана своим главой: «ты будешь нашим начальником и ты будешь вести нас в бой» (Мак., 9, 30).
Заметив, что Вакхид ищет случая убить его, он бежал вместе со своим братом Симоном и своими сообщниками в пустыню к востоку от Иордана, расположенную близ болота Асфар. Когда Вакхид последовал за ним даже сюда в субботу, Ионатан передал весь обоз своему брату Иоханану, который направился к своим друзьям-набатеянам. Но враждебное ему племя, сыновья Ямври из Мидавы, убили его и его товарищей и захватили весь обоз (I Макк., 9, 32—36; Древн., XIII, 1, §2).
В эту субботу он и его сообщники были вынуждены сразиться с Вакхидом. Ионатан сошелся с ним лицом к лицу и уже занес руку, чтобы убить его, но тот избежал удара; разбитые, евреи решили переправиться на западный берег Иордана. В этом сражении Вакхид потерял около 1000 человек.
Вскоре после того Ионатан узнал, что один из сыновей Ямври вводит в свой дом с большой пышностью знатную невесту; братья Маккавеи отправились в Мидаву, напали на свадебную процессию, перебили почти всех (числом до 100), и захватили все сокровища (I Макк., 9, 37—49; Флавий, l. c., XIII, 1, §§3—4).
Они оставались все время в болотистой местности к востоку от Иордана, и Вакхид считал их настолько незначительными, что после смерти первосвященника Алкима, своего ставленника, даже покинул эту область. Два года спустя евреи-эллинисты, находившиеся в Акре, отправились, как и во времена Иуды, к царю Деметрию I и просили, чтобы он вернул обратно Вакхида, уверяя, что Ионатана и его помощников можно будет истребить в одну ночь. Однако это оказалось невозможным, так как Ионатан все время был настороже, и рассердившийся Вакхид убил пятьдесят предводителей эллинистов. Ионатан и Симон укрепили в пустыне место, называемое Вефхогла (Beth-Choglah, Βηθαλαγα у Флавия; I Макк., Βαιδβασί, быть может, Ветваси близ Иерихона); здесь в течение нескольких дней Вакхид осаждал их. Ионатан поручил защиту своему брату Симону, сам же отправился в соседний край, сразился с Одарисом и его братьями и с сыновьями Фасирона и с тылу напал на войско Вакхида; последний был принужден отступить. Когда Ионатан заметил, что Вакхид сожалеет о походе, он начал с ним переговоры о мире. Вакхид согласился и поклялся, что никогда больше не будет воевать с Ионатаном, и возвратился домой.
Ионатан поселился в древнем городе Михмасе и, пользуясь хронической слабостью сирийского трона и внутренними раздорами в Сирии, прилагал все свои усилия к увеличению области Иудеи и освобождению ее от уплаты дани сирийцам.
Он сумел воспользоваться разногласиями в Селевкидcкой империи между претендентами на престол.
Деметрий I Сотер поссорился с царями Пергама и Египта, которые послали против него искателя приключений, Александра Баласа, как царя-соперника. Деметрий был принужден отозвать из Иудеи гарнизон, оставив его только в Акре и Ветсуре; он решился признать лояльность Ионатана, позволив ему набрать войско и взять заложников, оставленных в Акре. Ионатан с радостью принял эти предложения, переселился в Иерусалим и начал укреплять его (153 г. до н. э.). Балас, однако, предложил Ионатану еще более выгодные условия, даже назначил его первосвященником. Благодаря этому Ионатан стал официальным вождем народа, и партия эллинистов не могла больше преследовать его.
В праздник Кущей 152 г. до н. э. Ионатан возложил на себя первосвященнические одежды и начал управлять страною, положив тем самым начало первосвященнической династии Хасмонеев, которая удерживала должность в течение 115 лет. Он решил вступить в сношения с Баласом, не доверяя Деметрию, который в своем втором письме делал ему обещания, каковые едва ли мог бы сдержать, и обещал ему прерогатиы, почти неосуществимые (I Маккавеев, 10, 1—46; Древн., XII, 2, §§1—4). События оправдали поступок Ионатана; Деметрий I лишился трона и жизни, а Балас стал царем Сирии (150 г. до н. э. – 145 г. до н. э.).
Египетский царь Птолемей Филометор дал в жены Баласу свою дочь Клеопатру; оба монарха встретились в Птолемаиде. Здесь была отпразднована свадьба, и после нее Ионатан был приглашен в этот город. Он «явился перед лицом обоих царей», и ему было разрешено сидеть с ними, как равному; Балас даже облек его в свой царский убор и оказывал ему всевозможные другие почести. Он не хотел слушать наветы эллинистической партии, обвинявшей Ионатана, но назначил его стратегом и «меридархом» (т. е. гражданским управителем провинции; подробностей нет у Флавия) и отправил Ионатана с почестями обратно в Иерусалим (I Макк., 10, 51—66; Древн., XIII, 4, §1).
В 147 г. до н. э. Деметрий II Никатор, сын Деметрия I Сотера, пожелал вернуть себе трон своего отца, и Аполлоний Теос, с которым, вероятно, соединился Деметрий II, предложил Ионатану сразиться с ним, сказав, что евреи могли бы хоть раз покинуть горы и выйти на равнину. На этот вызов вышли Ионатан и Симон с 10000 чел. к Яффе, где стояли войска Аполлония; жители, не ожидая нападения так рано и испугавшись, открыли им ворота. Но Алоллоний с 3000 конницы появился со стороны Арта и заставил Ионатана вступить в сражение. Стрелы, посылаемые его конницей, отлетали от щитов войска Симона, и оно успешно противостояло нападению неприятеля. В то время Ионатан сразился с пехотой, победил ее, обратил в бегство и преследовал вплоть до Азота; этот город он взял приступом, сжег его и окрестные деревни и разрушил храм Дагона.
В награду Балас отдал ему город Экрон со всей его областью. Напрасно население Азота жаловалось царю Птолемею Филометору, явившемуся сюда для войны со своим зятем Баласом, на то, что Ионатан разрушил их город и храм. Ионатан вышел навстречу Птоломею к Яффе, сопровождал его до реки Элевтера и после этого возвратился в Иерусалим (I Макк., 10, 6, 7, 8, 9; 11, 1—7; Флавий, l. c., XIII, 4, §§3—5). Балас был побежден Птолемеем, и Деметрий II в 145 г. вступил на престол Селевкидов. Ионатан воспользовался этим удобным случаем для того, чтобы завоевать Акру, все еще занятую сирийскими войсками и населенную евреями-эллинистами (I Макк., 11, 20; Флавий, l. c., XIII, 4, §9). Царь сильно встревожился; он подошел с войском к Птолемаиде и приказал Ионатану явиться к нему. Не прекращая осады, Ионатан, в сопровождении старейшин и духовенства, вышел к царю и умилостивил его дарами, так что царь не только утвердил его в сане первосвященника, но, сверх того, дал ему три самарянские области, Эфраим, Лидду и Раматаим. Ценою подарка в 300 талантов край был освобожден от податей, и это освобождение было скреплено письменным документом. Ионатан, возвратившись в Иерусалим, прекратил осаду Акры и оставил ее во власти сирийцев.
В лице юного Антиоха VI, сына Баласа, появился новый претендент на престол; его опекуном был некий Трифон, который сам стремился к царской власти. Перед лицом этого нового врага Деметрий II не только обещал удалить свой гарнизон с Акры, но назвал Ионатана своим союзником и просил его, чтобы он помог ему войском. Три тысячи человек помогали Деметрию II в его собственной столице, Антиохии, бороться с его подданными (I Макк., 3, 21—52; Флавий, l. c., XIII, 4, §9; 5, §§2—3; R. E. J., XIV, 34).
Так как Деметрий II не исполнил своих обещаний, Ионатан, неудовлетворенный греческим присутствием в Иерусалиме, счел более выгодным подчиниться новому царю, когда Трифон и Антиох захватили столицу, в особенности же, когда последний утвердил все его права и назначил Симона стратегом морского берега от «Тирской лестницы» до границы Египта. Теперь Ионатан и Симон могли перейти к наступлению; Аскалон подчинился им добровольно, Газа же была взята силою. Ионатан победил даже стратегов Деметрия II далеко на севере, в долине Хазара; в то же время Симон взял сильную крепость Бетсур под тем предлогом, что в ней укрывались сторонники Деметрия II (I Макк., 11, 53—74; Флавий, l. c., XIII, 5, §§3—7).
Подобно тому, как это в прежние годы делал Иуда, Ионатан заключал союзы с иноземными народами. Он возобновил договор с Римом и обменялся дружескими посольствами со Спартой и с другими странами (следует заметить, что эти события и относящиеся к ним документы спорны). Последователи Деметрия II собрались в Хамате, но при приближении Ионатана рассеялись. Последний победил одно аравийское племя, именно завадеев, направился к Дамаску и прошел через весь край. Вернувшись в Иерусалим, он устроил совещание со старейшинами, укрепил город и отрезал сообщение с Акрой (I Макк., 12, 1—22, 24—37; Флавий, l. c., XIII, 5, §§8, 10—11). Еще до этого Симон послал еврейский гарнизон в Яффу и укрепил город Хадид на западе Иудеи.
Укрепление Иудеи под руководством Ионатана вызвало опасения Трифона, который в 143 г. до н. э. явился с войском в Иудею, пригласил Ионатана в Скифополь на дружеское совещание, убедил его распустить свое сорокатысячное войско, обещая дать ему Птолемаиду и другие крепости. Ионатан попал в ловушку: вместе с ним в Птолемаиде было захвачено 1000 человек, все они были перебиты; сам он заключен под стражу (I Макк., 12, 33—38, 41—53; Флавий, l. c., 5, §10; 6, §§1—3).
Евреи посчитали Ионатана мертвым и назначили его брата Симона новым вождем.
Когда Трифон приготовился выступить в Иудею и был около Хадида, его встретил новый предводитель евреев, Симон, готовый сразиться. Трифон, избегая сражения, потребовал сотню талантов и двух сыновей Ионатана заложниками; в обмен за это он обещал освободить Ионатана. Хотя Симон не поверил Трифону, все же поступил согласно его требованию, чтобы его нельзя было обвинить в смерти брата. Но Трифон не освободил своего пленника; разгневанный тем, что Симон преградил ему путь, благодаря чему ему ничего не удалось сделать, он убил Ионатана в Башкаме, в местности к востоку от Иордана (143 г.; I Макк., XIII, 12—30; Флавий, l. c., XIII, 6, §5).
Ионатан был погребен Симоном в Модиине (ныне Модиин-Маккабим-Реут (ивр. מודיעין-מכבים-רעות)). Ничего не известно о его двух сыновьях в плену.
Известно, что у Ионафана была дочь, которая вышла замуж за иудея из известного священнического рода Матфея Ефлиева. Их праправнуком был выдающийся иудейский историк Иосиф Флавий.