Иуда Маккавей

Иуда Маккавей — третий сын Маттафии Хасмонея. Принял согласно предсмертной воле отца руководство восстанием евреев против Антиоха IV Эпифана (ок. 215 г. до н. э. – 164 г. до н. э.). Иуда Маккавей нанёс поражение сирийцам в двух битвах (Эммаус, Вефсура), но проиграл одну при Вефсахаре.

Иуда Маккавей был провозглашен одним из величайших полководцев в истории евреев вместе с Иисусом Навином, Гедеоном и Давидом. Он стал символом вождя-героя, отдавшего жизнь за свободу своего народа в борьбе против чужеземного ига.

Иуда Маккавей

(Иехуда ха-Маккаби, Йехуда бен Матитьягу ха-Хашмонай)

190 г. до н. э. – март 160 г. до н. э.

ивр. ‏יהודה המכבי‏‎, Yehudah HaMakabi

Вождь восстания Хасмонеев
166 г. до н. э. – март 160 г. до н. э.
Предшественник Маттафия Хасмоней
Преемник Ионатан Хасмоней
Место рождения Модиин-Маккабим-Реут, Рамла, Иудея, Государство Селевкидов
Место смерти Элаза, около Рамаллы, Иудея
Вероисповедание иудаизм
Место погребения Эммаус, Иудея
Отец Маттафия Хасмоней
Мать
Род Хасмонеи
Жена
Дети

Иуда Маккавей перед армией Никанора, Гюстав Доре

Иудея при Иуде Маккавее

Битва при Эласе

Сын священника Маттафии, ревностного чтителя закона Моисеева, он с детства проникся той же ревностью. Источником сведений о жизни Иуды Маккавея являются книги Маккавеев и Иосиф Флавий.

В 167 г. до н. э. Маттафия вместе со своими сыновьями Иудой, Елеазаром, Симоном, Иохананом и Ионатаном восстали против правителя Селевкидов Антиоха IV Епифана, который в 175 г. до н. э. издал указы, запрещающие религиозные обряды евреев. После смерти Маттафии в 166 г. до н. э. Иуда взял на себя руководство восстанием.

Собрав около себя всех ревнителей Бога, он нанёс несколько жестоких поражений войску Антиоха и достиг на время заключения мира, которым и воспользовался для восстановления чистоты поклонения в храме.

В самом начале восстания Иуда получил прозвище «Маккавей». Чтобы объяснить его значение, выдвигалось несколько версий. Согласно наиболее распространенному предположению, это имя восходит к арамейскому маккаба (макебет на современном иврите), что означало «молот» или «кузнечный молот», в знак признания его жестокости в битвах. Другие считают, что это относится к его выбору оружия. Также возможно, что имя Маккавей является акронимом стиха Торы «Ми камокха ба’элим Адонай» — то есть «Кто из богов, как ты, о Адонай?» (Исход 15:11) Раввин Моше Шрейбер пишет, что прозвище является акронимом имени отца Иуды — Маттитьягу Кохен Бен Йоханан. Некоторые ученые считают, что это имя — сокращение еврейского словосочетания маккаб-ягу (от накаб, «отметить, обозначить»), и несет смысл «обозначенный Иеговой». Как в «Иудейской», так и в «Новой католической» энциклопедиях отмечается, что ни одна из выдвинутых версий не является полностью удовлетворительной.

Помня о превосходстве сил Селевкидов в течение первых двух лет восстания, стратегия Иуды заключалась в том, чтобы избегать любых столкновений с их регулярной армией и прибегать к партизанской войне, чтобы дать им чувство незащищенности. Такая стратегия позволила Иуде одержать несколько побед. В битве при Нахаль-эль-Харамия (вади харамия) он победил небольшой отряд Селевкидов под командованием Аполлония, губернатора Самарии, который был убит. Иуда завладел мечом Аполлония и использовал его до самой смерти как символ мести.

В 166 г. до н. э. Иуда разбил отряд сирийского военачальника Серона под Бет-Хороном, во многом благодаря хорошему выбору поля битвы и искусному размещению сил повстанцев. Иуда Маккавей показал блестящий полководческий талант.

В еще большей мере военные способности Иуды Маккавея проявились в сражении, в котором приняли участие значительные регулярные силы сирийцев под руководством опытного военачальника Горгия. Эта силы были отправлены Лисием, которого Антиох оставил наместником после ухода в поход против парфян. Благодаря быстрому ночному переходу Иуда Маккавей ускользнул от Горгия, намеревавшегося захватить противника в его лагере, а затем, в то время как Горгий искал повстанцев в горах, неожиданно атаковал сирийский лагерь у Эммауса (южнее Бет-Хорона); Горгий с остатками своих войск был вынужден отступить на приморскую равнину.

Поражение в Эммаусе убедило Лисия в том, что он должен подготовиться к серьезной и продолжительной войне. Он собрал новую большую армию и во главе значительных военных сил прошел по Иудее с юга через Идумею. В сражении у Бет-Цура (к югу от Иерусалима) Иуде Маккавею удалось разбить численно превосходящие силы противника и открыть путь на Иерусалим. После нескольких лет конфликта Иуда изгнал своих врагов из Иерусалима, за исключением гарнизона в цитадели Акры.

Войдя в город, Иуда Маккавей совершил очищение оскверненного Храма, в котором затем, после трехлетнего перерыва, 25-го числа кислева (14 декабря 164 г. до н. э.) была восстановлена традиционная служба. Все статуи, изображающие греческих богов и богинь, были сняты. Проведенное по этому поводу восьмидневное празднество (164 г. до н. э.) отмечается с тех пор ежегодно с 25-го дня месяца кислев по 3-й (или 2-й) день месяца тевет как праздник обновления Храма — Ханукка. Освобождение Иерусалима и возобновление храмовой службы было первым шагом на пути к окончательной независимости страны.

Услышав новость о том, что еврейские общины в Галааде, Трансиордании и Галилее подверглись нападению со стороны соседних греческих городов, Иуда немедленно пошел им на помощь. Он послал своего брата Симона в Галилею во главе 3000 человек; Симон успешно выполнил свою задачу, одержал многочисленные победы и перевез значительную часть еврейских поселений, в том числе женщин и детей, в Иудею. Иуда лично руководил походом в Трансиорданию, взяв с собой своего брата Ионатана. После ожесточенных боев он победил трансиорданские племена и спас евреев, сосредоточенных в укрепленных городах в Галааде. Еврейское население районов, захваченных Маккавеями, было эвакуировано в Иудею. По завершении боевых действий в Трансиордании Иуда повернул против эдомитян на юге, захватил и уничтожил Хеврон и Марешу. После этого он прошел маршем по побережью Средиземного моря, разрушил алтари и статуи языческих богов в Ашдоде и вернулся в Иудею с большим количеством добычи.

Затем Иуда осадил гарнизон Селевкидов в Акре, цитадели Селевкидов в Иерусалиме. Осажденные, в состав которых входили не только сирийско-греческие войска, но и эллинистические евреи, обратились за помощью к Лисию, который фактически стал регентом молодого царя Антиоха V Евпатора после смерти Антиоха Эпифана в конце 164 г. до н. э. во время парфянской кампании. Лисий вместе с Евпатором отправляется на новую кампанию в Иудее. Лисий обогнул Иудею, как он сделал в своей первой кампании, войдя в нее с юга, и осадил Бет-Цур. Иуда снял осаду с Акры и пошел навстречу Лисию. В битве при Виф-Захарии, к югу от Вифлеема Селевкиды одержали первую крупную победу над Маккавеями, и Иуда был вынужден уйти в Иерусалим. Бет-Цур был вынужден сдаться, и Лисий достиг Иерусалима, осадив Иуду Маккавея на Храмовой горе. Защитники оказались в тяжелом положении, их силы были исчерпаны, это был год, в течение которого поля оставались необрабатываемыми. Однако, несмотря на то, что капитуляция казалась неизбежной, Лисий и Евпатор были вынуждены уйти, когда Филипп, главнокомандующий Антиоха Епифана, которого покойный правитель назначил регентом перед своей смертью, восстал против Лисия и собирался войти в Антиохию и захватить власть в Сирии.

Лисий предложил Иуде Маккавею компромисс, на который тот согласился: эдикты Антиоха Эпифана, направленные на эллинизацию еврейской религиозной жизни, отменялись и религиозная свобода евреев была восстановлена.

Лисий победил мятежника Филиппа. Тем временем Деметрий I Сотер, сын Селевка IV Филопатора и племянник покойного Антиоха IV Епифана, бежал из Рима вопреки Римскому Сенату и прибыл в Сирию. Узнав о его возвращении, сирийские войска взбунтовались, схватили Антиоха с его регентом Лисием и убили их. Деметрий I стал царём. Он оказался человеком заносчивым, надменным и ленивым. К тому же Деметрий постоянно бывал пьян и совершенно не занимался делами.

Когда война с внешним врагом подошла к концу, началась внутренняя борьба между поборниками религиозной ортодоксии во главе с Иудой, и проэллинистическими кругами. Влияние эллинизаторов практически рухнуло после поражения Селевкидов. Эллинизированный первосвященник Менелай был отстранен от должности и казнен. Его преемником стал еще один эллинизатор Алким.

Когда иудейские отступники узнали о свершившемся перевороте, они тотчас отправились в Антиохию с жалобой на Иуду Маккавея. Новый царь не оставил их слова без внимания. Договор Антиоха Евпатора был предан забвению.

Деметрий провозгласил первосвященником Алкима и отправил вместе с ним в Иерусалим войска. Прибыв на родину, Алким велел перехватать своих противников, которые прибыли к нему, поверив коварным речам, и немедленно казнил их. Когда весть о казни шестидесяти священников дошла до Иуды Маккавея, он вновь взялся за оружие и возобновил войну против отступников. На помощь Алкиму пришёл сирийский отряд во главе с Вакхидом. Более слабая еврейская армия не смогла противостоять врагу и вышла из Иерусалима, поэтому Иуда вернулся к ведению партизанской войны. Сирийские войска овладели Иерусалимом. Правителем Иудеи был назначен видный военачальник Никанор.

Вскоре после этого армия Селевкидов должна была вернуться в Антиохию из-за бурной политической ситуации. Несмотря на военные успехи, сирийцы были готовы пойти на компромисс, однако Иуда Маккавей решил продолжать борьбу.

Силы Иудеи вернулись в Иерусалим, и Селевкиды направили еще одну армию, вновь возглавляемую Никанором. В битве под Адасой 13-го адара 161 г. до н. э. армия Селевкидов была уничтожена, а Никанор был убит. В память об этой победе было установлено ежегодное празднование «Дня Никанора«.

Стремясь к достижению полной политической независимости, Иуда Маккавей направил послов в Рим. В 161 г. до н. э. был заключен римско-еврейский договор между Иудой Маккавеем и Римской республикой и это был первый зарегистрированный договор между еврейским народом и римлянами. Согласно этому договору Рим поддерживал дружественный нейтралитет с Иудеей, и, следовательно, де-юре признавал Иудею как суверенное государство.

Однако соглашение с Римом никак не повлияло на политику Деметрия. Через несколько месяцев после поражения Никанора Деметрий послал в Иудею новые значительные силы под командой Вакхида. На этот раз силы Селевкидов (20 000 пеших солдат и 2000 всадников) были настолько численно превосходящими (с Иудой оставалось к этому времени 3000 бойцов), что большинство воинов Иуды покинули поле битвы и посоветовали своему лидеру поступить так же и ожидать более благоприятной возможности. Однако Иуда решил принять сражение.

В последнем сражении Иуды рядом с ним находилось всего 800 человек. Тем не менее, бой у Эласы продолжался целый день. Отряд Иуды напал на сирийцев у деревни Вифзифы и бился с ними всю ночь. Иуде удалось опрокинуть правое крыло неприятеля. Он стал преследовать бегущих, но тут сирийцы ударили ему в тыл с левого фланга. Началась яростное сражение. Иуда, храбро отбивавшийся от врагов, пал в этом бою, а прочие обратились в бегство.

Численность противников в 22 тысячи и 800 воинов указывается в Первой книге Маккавейской, однако некоторые исследователи предполагают, что численность войска Вакхида была несколько преувеличена, а численность войска Иуды преднамеренно уменьшена. Предполагают, что целью этого сражения было физическое уничтожение предводителей восстания. Поэтому Вакхид, опытный полководец, совершил запланированный маневр с отступлением правого крыла, Иуда Маккавей попался на эту уловку и был уничтожен.

После битвы наступило перемирие. Тело Иуды Маккавея было увезено с поля боя его братьями и погребено в гробнице семьи в Модиине. Руководство Маккавеями перешло к его брату Ионатану.

Смерть Иуды Маккавея подтолкнула евреев к возобновлению сопротивления. После нескольких дополнительных лет войны под руководством двух других сыновей Маттафии (Ионатана и Симона) евреи, наконец, обрели независимость и свободу вероисповедания.

Иуда Маккавей погиб, но дело его продолжилось другими его братьями — которых тоже стали называть Маккавеями. Они возобновили тактику партизанской войны и постепенно восстанавливают контроль Хасмонеев над значительной частью страны.

Монархи и правители