Абдуллах ибн аз-Зубайр

Отказался присягнуть ему на верность Язиду I (20 июля 647 г. – 11 ноября 683 г.), 2-му Омейядскому халифу арабов (1 мая 680 г. – 11 ноября 683 г.) и возглавил движение против Омейядов. Считается пятым праведным халифом ислама. Его халифат был оспорен Абдул-Маликом ибн Марваном (646 г. — 705 г.), 5-м Омейядским халифом арабов (685 г. – 705 г.). Потерпел поражение и был убит в Мекке в ноябре 692 г. после шестимесячной осады омеядского военачальника Аль-Хаджжадж ибн Юсуфом.

Абдулла ибн аз-Зубайр был племянником Аиши бинт Абу Бакр (612 г. — 678 г.), дочери Абу Бакра, третьей жены пророка Мухаммеда (22 апреля 571 г. — 12 июня 632 г.).

Абдуллах ибн аз-Зубайр

(Абдуллах ибн аз-Зубайр аль-Кураши)

(араб. عبد الله بن الزبي)

май 624 г.

ноябрь 692 г.

Ятриб (Медина), Арабский халифат Мекка, Арабский халифат

   5-й Праведный халиф 

июль 684 г. – ноябрь 692 г.

Предшественник:
Муавия II
Праведные халифы
Преемник:
Абдул-Малик

    Правитель Хиджаза 

680 г. – ноябрь 692 г.

Предшественник:
Хусейн ибн Али
Правители Хиджаза
Преемник:
аль-Хаджжадж ибн Юсуф
Отец: аз-Зубайр ибн аль-Аввам (Абу Абдуллах аз-Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад или Аз-Зубейр ибн аль-Аввам) (594 г. – 656 г.), двоюродный брат пророка Мухаммеда (сын тети пророка Сафии) и халифа Али (17 марта 599 г. – 27 января 661 г.) 4-го праведного халифа (20 июня 656 г. – 24 января 661 г.), а также племянник Хадиджи (556 г. – 620 г.), первой жены Мухаммеда.
Мать: Асма бинт Абу Бакр (595 г. – 692 г.), дочь ближайшего друга пророка Мухаммеда Абу Бакра ас-Сиддика (Абу Бакр ас-Сиддик Абдуллах ибн ’Усман аль-Курайши) (572 г. – 22 августа 634 г.), 1-го праведного халифа (632 г. – 22 августа 634 г.).
Род: Асад

 

Жена:
Дети:

Абдулла ибн аз-Зубайр происходил из племени бану Асад. Он родился через год и 8 месяцев после хиджры и стал первым мусульманином, родившимся в Медине.

Он был активным участником войн против Византийской и Сасанидской империй. В 12 лет находился в расположении мусульманских войск в битве при Ярмуке. Участвовал в завоевании Египта и в битвах против берберов в Северной Африке.

Абдулла ибн аз-Зубайр активно участвовал в политике во время правления Муавии I (602 г. – 1 мая 680 г.), 1-го Омейядского халифа арабов (661 г. — 1 мая 680 г.), но после восхождения на престол Язида I, он отказался присягнуть ему на верность.

Абдулла ибн аз-Зубайр посоветовал Хусейну ибн Али (аль-Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф) (8 января 626 г. — 10 октября 680 г.), третьему шиитскому имаму, внуку пророка Мухаммеда, сыну Али ибн Абу Талиба и Фатимы, сделать Мекку центром борьбы против Язида I. После смерти Хусейна жители Мекки и Медины присягнули ему на верность. Для подавления Абдуллы в Хиджаз было выслано войско, которое в течение 683 года сражалось против него, пока не пришло известие о смерти халифа Язида.

После смерти Язида I население Мекки обратилось к войскам халифа с просьбой остановить наступление. Командующий войсками аль-Хусайн ибн Нумайр пригласил Абдуллу ибн аз-Зубайра к себе, где заключил договор о мире, признал его власть и присягнул ему. Он даже предложил Абдулле ибн аз-Зубайру переехать в Дамаск и управлять государством оттуда, но Абдулла отказался и остался в Мекке. После этого армия аль-Хусайна вернулась в Дамаск. Власть в этом регионе перешла к Ибн аз-Зубайру.

Практически все провинции Халифата признали власть Абдуллы ибн аз-Зубайра (Его правление признал Йемен, Басра, Куфа, Хорасан и другие провинции Халифата), и поэтому в соответствии с канонами Ислама он стал законным халифом. Не подчинились ему только некоторые области Сирии и часть Египта, в которых были сильны сторонники Омейядов.

Перед смертью халиф Язид I завещал престол своему сыну Муавии, но правление Муавии II продолжалось недолго, после чего он отказался от власти и вскоре умер. Фактически вместо него правил его приближенный Даххак ибн Кайс, который позднее сам признал халифом Абдуллу ибн аз-Зубайра, который объявил себя халифом после смерти омейядского халифа Муавии II. Власть нового халифа признали также правители Хомса и Палестины. Правитель Урда Хасан аль-Кальби, будучи сторонником Омейядов, хотел привести к власти другого сына Язида IХалида, но не все Омейяды поддержали его.

Марван хотел присягнуть Абдулле ибн аз-Зубайру, однако его отговорил Убайдулла ибн Зийад, который не желал установления новой власти, опасаясь расплаты за смерть аль-Хусайна ибн Али.

Положение в Сирии оставалось сложным. Одна часть населения признала власть нового халифа, другая же оставалась верна Омейядам, которые собрались в местечке Джабия, но и между ними были разногласия относительно претендента на власть. Некоторые из них были на стороне сына Язида I Халида, тогда как другие настаивали на кандидатуре Марвана, представителя боковой ветви династии. Наконец, они сошлись на том, что халифом вначале будет Марван, затем Халид ибн Язид, а затем Амр ибн Саид ибн аль-Ас.

Тем временем власть в Дамаске перешла к Язиду ибн Абу Намсу аль-Гассани, который изгнал Даххака и присягнул Марвану. Войска Даххака и Омейядов встретились в сражении, в котором Даххак был убит, после чего в Сирии окончательно установилась власть Марвана. Халиф Абдулла ибн аз-Зубайр послал армию для подавления Омейядов, однако она потерпела поражение от сирийцев, и власть Марвана в Сирии еще более упрочилась. После этого Марван отправил войска в Ирак для отторжения этой провинции от Халифата Абдуллы ибн аз-Зубайра и подчинения ее себе. В 685 г. он умер, завещав власть двум своим сыновьям – вначале Абдул-Малику, а затем Абдул-Азизу. Таким образом, он отказался выполнить условия договоренности, которая была достигнута между Омейядами в местечке Джабия.

К 690 г. активизировалась Византия, которая решила воспользоваться ослаблением мусульман и распрями между Омейядами и Абдуллой ибн аз-Зубайром. Дошло до того, что Абдул-Малик ибн Марван начал платить дань византийцам, опасаясь, что они могут отвоевать у Халифата Сирию, но затем сумел упрочить свое положение в провинции, и сирийцы признали его власть. С приходом к власти Абдул-Малика ибн Марвана Омейяды начали постепенно возвращать утраченные позиции.

В период гражданской войны в Халифате полководец Мусаб, брат Абдуллы ибн аз-Зубайра, несколько раз совершал походы в Сирию. В конце концов, в 691 г. Абдул-Малик и Мусаб встретились в решающем сражении в местечке Мескен. Битва закончилась победой Абдул-Малика и гибелью Мусаба. После этого весь Ирак перешел под контроль Абдул-Малика ибн Марвана.

В ходе противостояния войска Абдул-Малика захватили Египет и изгнали оттуда наместника Абдуллы ибн аз-Зубайра. Вместо него наместником Египта стал сын Марвана Абдул-Азиз, который сделал для этой провинции много полезного. Позднее из Египта Абдул-Азиз ибн Марван послал Хасана ибн Нумана аль-Гассани для установления контроля над всей Северной Африкой, и тот продолжил завоевание территорий в Тунисе. В результате активных наступлений сирийцев под контролем Абдуллы ибн аз-Зубайра остался только Хиджаз.

После победы в 692 г. Абдул-Малик послал Хаджаджа ибн Йусуфа ас-Сакафи сразиться с жителями Хиджаза, но приказал пощадить тех мекканцев, которые не окажут сопротивления. В ходе столкновений с силами Абдуллы ибн аз-Зубайра в районе Арафата армия Хаджаджа добилась преимущества. Тогда Абдул-Малик приказал окружить Мекку и разрешил захватить Заповедную мечеть, для чего послал в район боевых действий дополнительные силы во главе с Тариком аль-Макки. К тому времени наступил сезон хаджа, но ни одна из сторон так и не сумела совершить обряды паломничества.

Осада Мекки продолжалась до ноября 692 г., когда Абдулла ибн аз-Зубайр был убит. В период осады Мекка была лишена воды и продовольствия, периодически обстреливалась из катапульт. Большая часть жителей, включая двух сыновей Абдуллы ибн аз-Зубайра, перешла на сторону осаждавших. Абдулла ибн аз-Зубайр с небольшой группой сторонников до конца бились в мекканской мечети. Кровавые события окончились гибелью Абдуллы ибн аз-Зубайра. После этого все области Халифата признали власть Абдул-Малика ибн Марвана. Он был первым омейядским халифом, представителем ветви Марванидов, которые заменили на престоле Суфьянидов – потомков Абу Суфьяна. Они правили Халифатом до воцарения Аббасидов. При жизни Абдуллы ибн аз-Зубайра Абдул-Малик не считался халифом, а был лишь наместником, поднявшим мятеж против законного халифа.

В правление Абдуллы ибн аз-Зубайра в Ираке произошли события, которые имели большое значение для последующей истории Ислама. После смерти аль-Хусайна ибн Али в Куфе началось восстание против халифа Язида, которое возглавили аль-Мусаиб ибн Наджия аль-Фазари, Абдулла ибн Саад ибн Науфал аль-Язди, Абдулла ибн Вал ат-Тамими, Рифаа ибн Шаддад аль-Буджали. Восставшие сплотились вокруг Сулеймана ибн Сарда, одного из сподвижников Пророка Мухаммеда, и решили отомстить за смерть аль-Хусайна.

В местечке ан-Нухайла, где собрались восставшие, аль-Мусаиб ибн Наджия произнес речь, в которой напомнил куфийцам об их ответственности за смерть аль-Хусайна ибн Али – ведь именно они пригласили аль-Хусайна, поклялись ему в верности, а затем предали и покинули его. Единственный способ смыть этот грех и позор аль-Мусаиб видел в восстании против Омейядов и отмщении за аль-Хусайна. После этого Сулейман ибн Сард попросил поддержки у правителя Мадаина Саада ибн Хузайфы ибн аль-Йамана, и тот откликнулся на просьбу. После смерти Язида они назначили правителем Куфы Амира ибн Масуда и признали власть Абдуллы ибн аз-Зубайра.

В середине рамадана 684 г. в Куфу приехал основоположник шиитской секты кайсанитов аль-Мухтар ибн Абу Убайд ас-Сакафи (622 г. — 4 апреля 687 г.) и начал вести активную пропаганду в пользу сына Али ибн Абу ТалибаМухаммеда ибн аль-Ханафии. Часть сторонников Сулеймана ибн Сарда перешла на сторону аль-Мухтара. Ортодоксальные мусульманские историки подчеркивают, что сам Мухаммед ибн аль-Ханафия ничего не знал об этом, не приветствовал никаких разговоров о себе и публично отрекся от аль-Мухтара. Аль-Мухтар был одним из тех людей, которые преследовали корыстные цели, используя любовь мусульман к семье Пророка. В период правления Али он жил в Ираке, а после его убийства перебрался в Басру. После событий в Кербеле он был пленен Убайдуллой ибн Зийадом, а после освобождения примкнул к Абдулле ибн аз-Зубайру и был в числе его активных сторонников. Затем он попросил Абдуллу ибн аз-Зубайра послать его в Ирак, на что тот ответил согласием.

Тогда же мятежники, восставшие против Омейядов во главе с Сулейманом ибн Сардом, решили наказать убийц аль-Хусайна ибн Али и выступили в поход на Дамаск, поскольку там находился Убайдулла ибн Зийад. Поначалу их войско насчитывало 17000 добровольцев, однако потом большая часть из них рассеялись, и их осталось всего 4000. 22-го джумада авваля они встретились с армией Марвана, возглавляемой Убайдуллой ибн Зийадом и Хусайном ибн Нумайром. Несмотря на стойкость и героическое сопротивление куфийцев, они были разгромлены, и почти все их лидеры, включая Сулеймана ибн Сарда, погибли. Лишь Рифаа ибн Шаддад сумел вывести оставшихся бойцов из окружения, и они вернулись в Ирак. Тем временем власти Куфы задержали аль-Мухтара ибн Абу Убайда ас-Сакафи, но его зять Абдулла ибн Умар сумел добиться от властей города его освобождения. Аль-Мухтара отпустили, взяв с него обязательство не наводить смуту в городе, однако сразу после освобождения «покаявшиеся», которые спаслись после сражения с войсками Марвана, собрались вокруг него и тайно присягнули ему на верность. Постепенно они усиливались и, в конце  концов, выступили против назначенного халифом Абдуллой ибн аз-Зубайром наместника провинции Абдуллы ибн Мути, который послал против них войска во главе с Шибсом ибн Риби. Но правительственные отряды потерпели поражение от «покаявшихся», которых поддержало  население города. После этого поражения наместник Куфы бежал в Басру, Аль-Мухтар же захватил власть в городе и начал преследование тех, кто был замешан в убийстве аль-Хусайна ибн Али.

Захватив власть в городе, аль-Мухтар отправил своих сторонников против 80000-й армии Омейядов, которой командовал Убайдулла ибн Зийад, но, поняв, что им не справиться со столь превосходящим противником, горожане вернулись в Куфу. Тогда аль-Мухтар собрал армию во главе с Ибрахимом ибн аль-Аштаром, но вскоре население города восстало против него, объявив лжецом и самозванцем. Он оказался в тяжелом положении, но сумел подавить восстание силами Ибрахима. Второе восстание также было подавлено.

Когда армия Абдул-Малика ибн Марвана выступила в направлении Медины, аль-Мухтар решил воспользоваться этим и обмануть халифа Абдуллу ибн аз-Зубайра. Он заявил о своей покорности ему, планируя на самом деле захватить Медину, но халиф Абдулла ибн аз-Зубайр разгадал его план и послал против войск аль-Мухтара армию аль-Аббаса ибн Сахля. В сражении силы аль-Мухтара потерпели поражение. В 687 г. Аль-Мухтар все же добился успеха в сражении против Омейядов. Его силы под командованием Ибрахима ибн аль-Аштара разгромили армию под командованием Ибн Зийада и Хусайна ибн Нумайра. Опасаясь дальнейшего усиления аль-Мухтара, халиф Абдулла ибн аз-Зубайр решил покончить с ним. Для этого подвернулся удобный момент, так как после своей победы над Омейядами Ибрахим ибн аль-Аштар отказался повиноваться аль-Мухтару. Брат халифа Мусаб из Басры двинулся на Куфу. В результате нескольких сражений он одержал победу – армия аль-Мухтара была разгромлена, а сам он был убит в Куфе 4 апреля 687 г. Ирак оставался в подчинении халифу Абдулле ибн аз-Зубайру еще некоторое время до вторжения туда армии Омейядов, которая подчинила провинцию Абдул-Малику ибн Марвану.

Политические потрясения в Ираке не оказали негативного влияния на положение в государстве в целом – в других провинциях Халифата царили спокойствие и стабильность. Законность обеспечивалась соблюдением законов шариата. Исключение составляли лишь хариджиты, которые из-за своего доктринального разделения мусульман на «верующих» и «неверующих» совершали серьезные преступления и убивали невинных людей только из-за того, что те были не согласны с их убеждениями. За время политической нестабильности им удалось на время укрепиться в Басре и некоторых областях Ирана, однако в результате ударов Абдуллы ибн аз-Зубайра и Абдул-Малика ибн Марвана они потеряли все свои позиции. Лишь в Ахвазе на юге Ирана одна из хариджитских сект – азракиты – частично сохранила влияние.

С приходом к власти Абдул-Малика ибн Мервана (646 г. – 705 г.), 5-го Омейядский халифа арабов (685 г. – 705 г.), омейяды начали постепенно возвращать утраченные позиции. Войска под командованием Хаджаджа (Аль-Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи) (661 г. – 714 г.), полководца, омейядского губернатора в Хиджазе (692 г. – 694 г.) и в Ираке (694 г. – 714 г.), окружили Мекку и подвергли большим разрушениям. Абдулла ибн Зубайр бился до конца и геройски погиб, сражаясь в мечети аль-Харам. Его тело обезглавили и распяли.

Монархи и правители