Царь Древнего Рима был главным магистратом Римского царства. Он обладал абсолютной властью над людьми.
По сравнению с периодом Римской империи, нет достаточно достоверных исторических источников о древнеримских царях. На протяжении веков информация о ранних правителях обогатилась всевозможными чудесами и легендами и уже нельзя быть полностью уверенным в правдивости дошедшей до нас информации.
Древнеримские цари
21 апреля 753 г. до н. э. – 509 г. до н. э.
лат. Reges Romae
По традиции Рим был основан в 753 г. до н. э. близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями весталки Реи Сильвии и бога Марса. Они также являются потомками Энея и троянских беженцев, чью историю позже расскажет Вергилий в поэме «Энеида». Ромул убил Рема и стал первым Римским царем.
Личности римских царей отражают представления римлян об их далёких предках. Сами цари впоследствии были приравнены к божествам, их золотые статуи установлены на форуме в Риме (которые были переплавлены в 410 году для того, чтобы откупиться от Алариха). В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развивавшейся уже в республиканский период социально-политической организации — римского полиса.
Последние три царя носили этрусские имена, которые доказывают, что Римом правили в то время представители поздней этрусской цивилизации.
Попытка установить наследственную монархию, вместо практиковавшейся ранее выборной, привела к образованию республики. В 509 г. до н. э. последний царь Тарквиний Гордый был изгнан.
В царский период Древним Римом управлял царь. Сенат осуществлял лишь незначительные административные полномочия. Основной функцией сената было выполнение и управление пожеланий царя. После Ромула, первого легендарного царя Древнего Рима, римские цари избирались народом Рима, заседающим на куриатных собраниях, где голосовали по кандидатам, которые были выдвинуты интеррексом, временным правителем. Кандидаты на престол могли быть любого происхождения. Например, один из таких кандидатов, Луций Тарквиний Приск был первоначально гражданин и мигрант из соседнего этрусского города-государства. Народ Рима, заседая на куриатных собраниях, могли принять или отклонить выдвинутого кандидата на царя.
Отличительными знаками царя были двенадцать ликторов, владеющих фасциями, трон курульного председателя, пурпурная тога, красные туфли и белая диадема вокруг головы. Только царь мог носить пурпурную тогу.
Верховная власть государства была возложена на царя, который обладал следующими полномочиями:
Должность | Полномочия |
Глава государства | являлся главным представителем Рима в отношениях с иностранными государствами и иностранными послами. |
Глава правительства |
являлся главой исполнительной власти с правом проведения в жизнь законов, управления всей государственной собственностью, избавления от завоеванной территории и наблюдения за всеми общественными работами. |
Верховный главнокомандующий |
являлся командующим римскими вооруженными силами с исключительным правом мобилизации и организации легионов, назначения военачальников и ведения войны. |
Верховный жрец |
являлся официальным представителем Рима и его народа перед римскими богами с властью общего административного контроля над римской религией. |
Верховный законодатель | формулировал и предлагал законопроекты, которые считал необходимыми. |
Верховный судья | выносил приговоры по всем гражданским и уголовным дела. |
Когда умирал царь Древнего Рима, Рим вступал в период междуцарствия. Верховная власть в государстве переходила к сенату, который занимался поиском нового царя. Сенат собирался и назначал из своего числа на пять дней интеррекса, целью которого было выдвижение кандидатуры следующего царя Древнего Рима. После пятидневного периода интеррекс назначал (с согласия сената) другого сенатора на должность интеррекса на следующие пять дней. Этот процесс продолжался до избрания нового царя.
После того, как интеррекс нашел подходящего кандидата на царствование, он выносит свою кандидатуру перед сенатом и сенат рассматривал кандидатуру. Если сенат принимал кандидата, интеррекс созывал куриатное собрание и председательствовал в качестве председателя во время выборов царя.
После того, как кандидат был предложен куриатному собранию, народ Рима мог принять или отклонить кандидата-царя. В случае принятия, избранный царь не сразу входит в должность. Для этого должны иметь место еще два других действия, прежде чем царь наделялся полной царственной властью и силой. Сначала необходимо было получить божественную волю богов, уважающих его назначение посредством покровительств, поскольку царь будет служить первосвященником Рима. Эту церемонию выполнял авгур: он вел избранного царя в цитадель, где тот помещался на каменной скамье, а люди ждали ниже. Если царь-избранник был сочтен достойным царского сана, то авгур заявлял, что боги дали благословение, тем самым подтвердив священнический характер царя.
Второе действие, которое должно было быть совершено, состояло в присвоении империя царю. Предыдущее голосование на куриатном собрании только определило кто должен быть царем и не имело никакого отношения к акту дарования высшей власти – империума. Соответственно, сам царь предложил куриатному собранию принять закон, предоставляющий ему абсолютная власть (империум), и куриатное собрание, проголосовав за закон, предоставляет его царю.
Теоретически народ Рима избирал своего лидера, но сенат контролировал большую часть процесса.
Поскольку многие записи Древнего Рима были утеряны в 390 г. до н. э., когда город был разграблен галлами, то невозможно теперь узнать точно сколько на самом деле царей правили городом. И являются ли какие-либо деяния, приписываемые отдельным царям поздними авторами, происходившими и точными.